В России заканчиваются авиапассажиры

0

В России заканчиваются авиапассажиры

Пассажиропоток на внутренних рейсах фактически перестал расти в 2024 году. При этом за рубеж российские туристы стремятся по-прежнему активно: производственные показатели гражданской авиации улучшаются именно за счет международного сегмента. Анализ имеющейся статистики позволяет сделать очень интересные, и надеемся, полезные выводы о тенденциях развития авиарынка.

Авиакомпании и аэропорты постепенно публикуют статистику пассажирских перевозок за 9 и 10 месяцев 2024 года, которая в целом уже вполне отражает картину всего ода. По ним можно судить, в каком направлении двигается авиационный рынок, который, как мы неоднократно писали, сейчас максимально тесно связан с туристическим.

Напомним, с начала геополитического кризиса, когда Росавиация прекратила регулярные публикации отчетов о деятельности гражданской авиации, ориентироваться приходится на разрозненные сведения, поступающие иногда от самого регулятора или представителей бизнеса.

Зачастую даже в рамках одной компании нет какой-то установленной формы публикации статистики, а сравниваются между собой только те показатели, которые выгодно сравнивать. Запутаться в таких цифрах очень просто, поэтому при накоплении определенного массива данных мы публикуем их подробный анализ.  

ПАССАЖИРОПОТОК ВНУТРИ СТРАНЫ ПОЧТИ ПЕРЕСТАЛ РАСТИ

За девять месяцев 2024 года российские авиакомпании перевезли 86,2 млн человек, что на 6,2% больше, чем в аналогичном периоде годом ранее. Из них 65,9 млн пассажиров летали рейсами по России. Прирост по отношению к 2023 году составил всего 2,2%.

О каких-то «прорывах» на внутреннем рынке, обусловленных заметным дефицитом международного авиасообщения, говорить не приходится: пять лет назад, в 2019 году, за январь-сентябрь рейсами внутри страны воспользовались 56,27 млн пассажиров. То есть прирост с тех пор составил всего 17%. А в 2021 году, когда путешествия по России поневоле вошли в моду из-за «ковида», по стране летали 68,1 млн человек. То есть даже на 3,2% больше, чем сейчас, во время закрытого европейского неба.

Отметим, что до всех кризисов (и без дополнительного стимулирования) внутренние авиаперевозки и так органически прибавляли по 6-10% в год. Это позволяет предположить, что по итогам пятилетки 2019-2024 российская авиация могла бы смело рассчитывать минимум на +25%-50% новых туристов, летающих по России, а не на 17%, которые часто преподносятся как «значимая победа отечественной авиации». 

ТОП-10 АЭРОПОРТОВ РОССИИ «ОТРАБОТАЮТ В НОЛЬ» ПО ИТОГАМ ГОДА

Тенденцию остановки роста внутреннего пассажиропотока отражает и статистика российских аэропортов.

Московский департамент транспорта ту же цифру – рост на 2,2% – назвал еще в сентябре, характеризуя общий пассажиропоток на внутренних рейсах, который обслужили все три столичных аэропорта в совокупности. Поскольку до 30% клиентов им обеспечивал транзит между внутренними и международными рейсами, который резко сократился, с весны 2022 года московский авиаузел в целом не очень охотно распространяется о результатах своей работы. Поэтому официальные подробности об их успехах появляются теперь редко.

В Пулково – втором в стране аэропорту по объему пассажиропотока, по итогам января-октября и вовсе наблюдается спад активности на 2% во внутреннем сегменте. Согласно статистике, которую, в отличии от столичных «коллег», петербургская воздушная гавань публикует регулярно, за 10 месяцев 2024 года северный хаб обслужил на внутренних рейсах 14,3 млн пассажиров, а в 2023 году за тот же период – 14,6 млн.     

Аналогичное снижение объемов видит и руководство южного крупного хаба – аэропорта Сочи. «Снижение пассажиропотока – минус 2-3% – наблюдается на внутренних линиях», – сказал ранее «Вестнику АТОР» заместитель генерального директора управляющей компании «Аэродинамика» Александр Никонов.

Также о спаде на 0,7% во внутреннем сегменте говорили в новосибирском аэрпорту Толмачево несколькими месяцами ранее. Аэропорт Казани отчитался о росте на 3,7%, но без подробностей. Росли на 5% показатели на внутренних линиях у аэропорта Кольцово в Екатеринбурге, но это было еще в первом полугодии. Статистика же за следующие периоды пока не опубликована.

В базовом сценарии развития аэропорта Уфы изначально не исключалось заметное снижение, а замыкающая ТОП-10 крупнейших российских аэропортов воздушная гавань Минеральных Вод за 10 месяцев недосчиталась 1,8% внутренних пассажиров.

Конечно, точной цифры из приведенной выше статистики вывести не удастся из-за разницы в периодах и методологии подсчета пассажиров. Но, с учетом огромной разницы абсолютных показателей между столичными и крупными региональными хабами, пассажиропоток десяти крупнейших аэропортов России на внутренних линиях, по всей видимости, при самом благополучном исходе просто сохранится на уровне 2023 года.  

«АЭРОФЛОТ» РАСТЕТ НАМНОГО БЫСТРЕЕ РЫНКА

Если где-то убыло, значит где-то прибыло. У кого как обычно нет проблем, так это у национального авиаперевозчика и группы компаний «Аэрофлот». Ровно половина – 33 млн из 65,9 млн пассажиров – за три квартала воспользовались услугами его самого или дочерних компаний – «России» и «Победы».

На фоне спада показателей внутреннего пассажиропотока в целом по рынку группа компаний «Аэрофлот» демонстрирует рост на 14% по итогам трех кварталов и 13,7% – по итогам 10 месяцев 2024 года. По данным Росавиации, по количеству пассажиров на внутренних линиях все три компании группы вошли в российский ТОП-5, где с ними соседствуют только S7 Airlines и «Уральские авиалинии». Совокупно эти перевозчики обслуживают порядка 70% всего внутреннего пассажиропотока. А значит, только 20% приходится на S7 и «Уральцев» вместе взятых.

А у S7 по итогам года прогнозируется заметное – на 18% – снижение пассажиропотока. Компания переориентировалась на перевозки из аэропорта Толмачево, сократив полетную программу из Москвы. При этом, как отмечали руководители авиаперевозчика, возможности развития на внутрироссийском рынке для «зеленых самолетов» почти исчерпаны, поскольку маршрутная сеть из Новосибирска уже отличается разнообразием и покрывает почти всю страну.

«Уральские авиалинии» ранее также заявляли о планах сохранить показатели 2023 года или обеспечить очень сдержанный рост по итогам 2024 года.

ПОЧЕМУ «ЗАКОНЧИЛИСЬ» ПАССАЖИРЫ ВНУТРИРОССИЙСКИХ РЕЙСОВ

Что интересно, эксперты отрасли и игроки рынка «в один голос» говорят о том, что сам по себе интерес к авиационным путешествиям у российских туристов не пропал.

По оценке, которую ранее делал заместитель генерального директора авиакомпании Nordwind Антон Маттис, открытие новых межрегиональных рейсов привлекает до 40% пассажиров, которые ранее не летали. Руководитель аналитического центра ГосНИИ гражданской авиации Федор Борисов также отмечал, что теоретически «запас прочности» у рынка еще есть – россияне продолжают стремиться к полетам, несмотря на рост цен на авиабилеты.

Однако у авиакомпаний попросту заканчиваются провозные мощности. Загрузка кресел на внутренних рейсах по группе «Аэрофлот» по итогам 10 месяцев составила 91,8%, а в высокий летний сезон достигала 94,1%. Экс-руководитель «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов также говорил о достижении загрузки в 96%.

То есть пассажиры просто «перестали помещаться» в самолеты. При этом авиакомпании продолжают перераспределять провозные мощности и усиливать «раскатанные» направления.

И еще одна причина, конечно, цены. Рост стоимости авиабилетов по России, по разным оценкам составляет от 20 до 40% в год. И никаких оснований для того, чтобы он хотя бы замедлился, не видно даже «на горизонте».

Хотя, опять же, судя по успехам «Аэрофлота», который позиционирует себя в качестве классического авиаперевозчика и продает далеко не самые бюджетные билеты, дело действительно не только и не столько в цене. Головная компания группы показывает результаты еще более впечатляющие – рост пассажиропотока на внутренних линиях на 19,2% по итогам 10 месяцев 2024 года.

АВИАПЕРЕВОЗКИ ПОКАЗЫВАЮТ РОСТ ЗА СЧЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО СЕГМЕНТА

Помимо пассажиропотока «Аэрофлота» растет и спрос на международные перелеты, которые также не отличаются сегодня дешевизной. По итогам трех кварталов 2024 года на международных линиях российские авиакомпании перевезли 20,3 млн человек – то есть почти четверть всех пассажиров, в 2,5 раза больше объема, который прогнозировался в 2022 году.  

Рост по сравнению с аналогичным периодом – на 21,5% в целом по рынку. Группа «Аэрофлот» за это же время на зарубежных рейсах перевезла на 38,3% больше пассажиров. О большом потенциале международных направлений (туристических и в СНГ) говорили в этом году в S7 и «Уральских авиалиниях» – за границей им пока тоже есть куда расти.

В Пулково отчитались, что с января по октябрь международными рейсами пассажиры пользовались на 25% чаще в 2024 году, чем в 2023 году.

Остальные аэропорты из ТОП-10 также показывают прирост преимущественно за счет международных линий. В Москве говорили об общем увеличении показателей на 7% (внутренние рейсы, напомним, дали только +2,2%). А в аэропорту Владивостока, например, за три квартала 2024 года обслужили в полтора раза больше международных пассажиров, чем годом ранее.

РОССИЙСКИЕ ТУРИСТЫ ПО-ПРЕЖНЕМУ ХОТЯТ ЛЕТАТЬ ЗА РУБЕЖ

И этот эффект тоже понятен. Во многом он достигается за счет «низкой базы» и очень значительного спада международных перевозок за предыдущие несколько лет. Так, в 2019 году услугами российских авиакомпаний на международных линиях за январь-сентябрь воспользовались в два раза больше пассажиров – 42,8 млн человек. И, в отличие от внутреннего рынка, международный пассажиропоток не восстановился ни в 2021, ни в 2023 годах. Так что в данном случае можно все же говорить о рекорде в «новейшей истории».

Тем более у международного сегмента есть гораздо более значительная, чем у внутреннего, эластичность. Яркий пример: за январь-февраль 2022 года, когда «ковид» уже почти закончился, а геополитический кризис еще не начался, авиаперевозки на зарубежных направлениях тоже увеличились – в три раза год к году. То есть как только из России открываются какие-то новые рейсы, туристы тут же их немедленно «осваивают».

Более того, на данный момент, согласно нашим подсчетам, наблюдается значительный дефицит зарубежных провозных мощностей – для удовлетворения спроса российским авиакомпаниям не хватает почти 30% кресел.

В принципе, у экспертов рынка уже есть предложения, как исправить обе проблемы сразу: удовлетворить растущий спрос на международные перевозки и при этом добавить провозные мощности на внутрироссийские рейсы.

Вице-президент АТОР, генеральный директор туроператора Space Travel Артур Мурадян предлагает допустить зарубежные авиакомпании к полетам из России по пятой свободе воздуха (с посадкой, например, в столице), по тем направлениям, где собственной перевозки сейчас нет или недостаточно.

А исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев также считает разумным решением выделение блоков российским назначенным перевозчикам на борту иностранных авиакомпаний – чтобы их собственные самолеты могли больше летать по России.

Екатерина Тропова

Фото АТОР

   

Источник: atorus.ru