Треть пассажиров не хочет тратить деньги на дополнительные услуги при покупке билета

0

Треть пассажиров не хочет тратить деньги на дополнительные услуги при покупке билета

Треть пассажиров, приобретая авиабилеты, не хотят тратить деньги на покупку дополнительных услуг. Однако довольно часто докупают багаж и за плату выбирают место в салоне. А услуги страхования, с навязыванием которого уже 2,5 года борется Роспотребнадзор, нужны только 4% потребителей.

ПАССАЖИРЫ НЕ ХОТЯТ ПЛАТИТЬ ЗА ДОПУСЛУГИ, НО ПЛАТЯТ

Как показал опрос, проведенный среди читателей телеграм-канала АТОР, 30% туристов стараются экономить на дополнительных услугах при покупке авиабилетов. Но отказаться могут не ото всех: 61% пассажиров за отдельную плату приобретают услугу выбора места на борту (в том числе апгрейд класса), еще 34% – оплачивают багаж (если таковой не включен в изначальный тариф/есть перевес или нужны дополнительные места).

Суммарный результат получился больше 100%, потому что можно было выбрать несколько вариантов.

В пресс-службе авиакомпании AZUR Air подтверждают, что самая популярная услуга у пассажиров – выбор места в салоне. Она не зависит от сезонности и востребована на всех направлениях в течение года.

«Это «история» не только про повышенный комфорт (места с увеличенным пространством для ног), но и про эмоции. Кому-то очень важно сидеть именно у окна, наслаждаясь земными пейзажами с высоты. Например, на рейсах из Таиланда в Москву из иллюминаторов по правому борту открывается вид на Эверест и Гималаи в целом», – объясняют в компании.

Востребована и покупка дополнительных мест багажа, причем в большей степени – на дальнемагистральных направлениях, чем на маршрутах средней протяженности.

В Nordwind предоставили аналогичную статистику: самые популярные услуги – это «выбор места на борту» и «перевозка сверхнормативного багажа». Зависимости от сезонности в покупках этой услуги в компании тоже не видят.

Представители S7 Airlines считают, что самая популярная все же услуга онлайн-регистрации. Ей пользуется 49% пассажиров. Правда, эта опция у российских перевозчиков бесплатная.

В остальном в авиакомпании соглашаются с коллегами: из платных сервисов пассажиров более всего интересуют выбор места в салоне и багаж.

Другие возможности, как показал наш опрос, куда менее востребованы. Так, 12% респондентов указали, что заказывают питание на рейс и 4% – приобретают у авиаперевозчика страховку. Остальные варианты, такие как провоз домашних животных, услуга fast track и покупка билетов на «Аэроэкспресс»/заказ трансфера интересуют только 1 из 100 пассажиров.  

УЖЕ 2,5 ГОДА АВИАКОМПАНИИ ПЫТАЮТСЯ ЗАСТАВИТЬ НЕ ПРОДАВАТЬ СТРАХОВКИ «ПО УМОЛЧАНИЮ»

Несмотря на низкую популярность услуг страхования, проблема их продажи последние 2,5 года очень волнует органы власти. Законопроект, который запретит автоматически поставлять «галочки» о согласии пассажира на приобретение дополнительных услуг при покупке билета, одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности, пишет ТАСС.

Волокита тянется с 23 марта 2022 года, когда Роспотребнадзор и Банк России написали «про галочки» официальное письмо страховым компаниям, обратив их внимание, что делать так нельзя.

В 2023 году Роспотребнадзор выиграл дело в пользу неопределенного круга лиц: Красноярский краевой суд удовлетворил иск с требованием признать, что дополнительные услуги пассажирам навязывала авиакомпания «Норд Стар». В начале этого ноября суд апелляционной инстанции запретил заранее проставлять «галочки» в пункте страхования и авиакомпании «Победа».

А 17 июня 2024 года «про галочки» написали целый проект федерального закона, который сейчас размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов и находится в стадии оценки регулирующего воздействия.

«МАНИПУЛИРУЮТ СОЗНАНИЕМ И ВОЗДЕЙСТВУЮТ НА ВОЛЮ ПОТРЕБИТЕЛЯ»

В пояснительной записке к документу сказано, что решение проблемы навязывания дополнительных услуг имеет большое общественное и социальное значение.

«Такие действия хозяйствующих субъектов зачастую основаны на манипулировании <…>, когда контролируемые лица для максимизации своей прибыли применяют различные преддоговорные практики, воздействующие на волю потребителя, вследствие чего потребителем заключаются самостоятельные дополнительные договоры на невыгодных для него условиях», – поясняют авторы инициативы.

В документе также отдельно отмечается, что подобных недобросовестных практик на рынке много и способы «воздействия на сознание потребителя» – вариативны. Но одна из «самых распространенных» – это продажа страховки вместе с авиа или железнодорожным билетом.

Поставщики услуг, сказано в документе, «заведомо проставляют в форме основного договора согласие потребителя на заключение договора добровольного страхования в виде отметки («галочки»), подтверждающей намерение заключить дополнительный договор».

Хотя, судя по результатам опроса пассажиров, те в итоге вполне справляются с выбором именно необходимых услуг и проставлением нужных галочек. Но, действительно, сервис перевозчиков в части продажи страховок и впрямь порой бывает несколько более навязчивым, чем хотелось бы.

Продажа дополнительных услуг становится все более прибыльным делом для авиакомпаний по всему миру. Например, крупные лоукостеры получают от продаж дополнительных услуг уже до 35% прибыли – в полтора раза больше, чем 10 лет назад. И каждый год подобные «рекорды» обновляются. 

Екатерина Тропова

Фото: АТОР

   

Источник: atorus.ru