На конференции в МАИ ответили, когда полетит беспилотное аэротакси
Более 300 учащихся и слушатели из крупных научных и коммерческих компаний узнали позицию ведущих отраслевых экспертов о том, что нужно сделать для развития отрасли и как найти себя в растущей индустрии
В Московском авиационном институте завершилась XI Международная неделя авиакосмических технологий «AEROSPACE SCIENCE WEEK» в ходе которой для студентов ВУЗа были проведены несколько лекций и круглых столов по научно-техническим тематикам, связанным с авиацией и космонавтикой.
Одним из наиболее ярких событий стала панельная дискуссия «Комплексное развитие отрасли БАС», участие в которой приняли:
- Ректор МАИ Михаил Погосян;
- Генеральный директор Ассоциации «АЭРОНЕКСТ» Глеб Бабинцев;
- Ректор АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035» Вадим Медведев;
- Президент Ассоциации авиационных учебных центров Наталия Шовгеня;
- Заместитель летного директора ООО «БАС» Александр Терентьев.
Дискуссия собрала в зале порядка 300 участников, в основном учащихся МАИ, но можно было увидеть и слушателей из крупных научных и коммерческих компаний.
Дорогу молодым
Докладчики сумели ярко и образно рассказать собравшимся о том, когда и как появилась беспилотная авиация, какие работы и миссии могут выполнять современные беспилотные воздушные суда, куда направлены глобальные технологические тренды и, конечно, как молодому специалисту найти себя в огромной растущей индустрии!
Как отметили выступающие, существует искусственный ажиотаж вокруг профессии внешний пилот, которая в силу растущего уровня автономности БВС перерождается от функции управления к задаче контроля за индикацией на пункте дистанционного управления.
Вместе с тем, нарастает дефицит дорогостоящих и квалифицированных работников производственных участков, технологов, инженеров и конструкторов высшего звена.
Новые технологии требуют новых наборов компетенций для их разработки, изготовления и применения.
Однако, даже в рамках федерального проекта «Кадры для БАС» не проведены никакие исследования кадровой структуры, текущей и перспективной штатной обеспеченности, соответствия требуемых компетентностных характеристик работников исходным уровням и направлениям полученного образования (специальности).
Отвечая на вопрос модератора — проректора МАИ Андрея Замкового — о главных барьерах развития отрасли БАС и о том, когда же полетят беспилотные аэротакси, Глеб Бабинцев ответил, что главные барьеры лежат в области регуляторики.
По мнению Бабинцева, их снятие даст импульс роста намного больший, чем все остальное.
«Проблема в том, что большинство чиновников прикрывают тезисом о правилах, написанных кровью, свое нежелание или неспособность менять устаревшие подходы из прошлого века. Поэтому, наша стратегическая задача зажечь интерес к авиации у молодежи, хорошо их выучить, и, когда новое поколение придет в Минтранс и Росавиацию, вот тогда все и полетит» — сказал Бабинцев.
Роль конкурсов
Летный директор ООО «БАС» Александр Терентьев отметил, что, по наблюдениям специалистов компании, инициативы НТИ по проведению технологических конкурсов являются мощным механизмом роста индустрии.
В качестве успешных примеров он перечислил:
- Технологический конкурс «Аэрологистика», организованный Ассоциацией «АЭРОНЕКСТ» и Фондом НТИ;
- Технологический конкурс Фонда НТИ, МФТИ и добровольческого поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт» по поиску людей с помощью беспилотников «Экстренный поиск»;
- Технологический конкурс «Экспедиция» по поиску значимых объектов на поверхности и под поверхностью земли для эксплуатации в археологических изысканиях.
«Мы много кого опережаем благодаря национальной технологический инициативе. Эксперименты такой сложности с проверкой такого пула технологий, как в Аэрологистике, мы еще не видели, даже по сравнению с американскими экспериментами, которые тоже публикуются в открытом доступе», — рассказал эксперт.
Для снятия нормативных и административных барьеров докладчик выразил мнение о необходимости усиливать консолидацию отрасли для более весомого общения с регулятором.
Среди проблем и барьеров, мешающих развитию индустрии БАС в России, эксперт также особо отметил теневой характер рынка, возникающий из-за переусложненных процедур.
Терентьев также подчеркнул, что подготовка кадров для индустрии БАС не отвечает на все запросы отрасли.
«Сейчас наиболее востребованы инженеры, программисты и другие технические специалисты, в отличие от внешних пилотов» — отметил Тереньтев.
Развилка для пилотов
Во время своего выступления Наталия Шовгеня в целом поддержала позицию, что в подготовке внешних пилотов для разных категорий БВС существуют нормативные противоречия, которые требуют урегулирования.
Идентичную по сути профессию с одинаковым набором компетенций регулятор разделил на две части.
В двух профессиональных стандартах существуют одинаковые уровни квалификации, допускающие профессиональное обучение по этой профессии, но в других документах Минпросвещения и Минобрнауки профессии «Внешний пилот» нет в соответствующем перечне.
Поэтому возникают коллизии при наименовании профессии, при определении объема подготовки и т.д.
Тема перекосов и несоответствий, существующих в области подготовки внешних пилотов, вызвала бурное обсуждение у участников и гостей панельной сессии.
Очевидно, существующие развилки требуют детального анализа и устранения, чтобы отрасль получила без задержки именно тех специалистов, которые требуются для выполнения соответствующих задач.
ИИ рулит
В ходе своего выступления Вадим Медведев отметил, что спрос на беспилотные авиационные системы и услуги с их применением стабильно растет.
При этом основную эксплуатационную ценность в беспилотной системе все больше формирует не «железо», а интеллектуальные способности машины.
«Важным аспектом становится использование искусственного интеллекта для повышения эффективности использования БАС», — подчеркнул Вадим Викторович.
Именно поэтому «Университет 2035» фокусируется на подготовке комплексных инженерных команд, где компетенции по разработке и применению обязательно дополняются умением разрабатывать и обучать сложные нейросетевые алгоритмы, подчеркнул Медведев.
Авторские права на данный материал принадлежат «Ассоциация "АЭРОНЕКСТ"». Цель включения данного материала в дайджест — сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Источник: aviaport.ru