Круизный речной турпоток вырос на 15%: в следующем году на реки выйдет больше теплоходов
Речная навигация в 2024 году в России снова оказалась удачной: круизный турпоток вырос на 15%. В отличие от прошлого года туристы активнее бронировали осенние круизы и чаще ездили в другие регионы, чтобы отправиться в круиз. Оживился и рынок корпоративных мероприятий на борту теплоходов. Но главное – круизные компании увидели хорошие перспективы для введения новых судов и маршрутов в 2025 году.
В этом году прирост количества круизных туристов на реках России составил не менее 15%. Так, в компании «ВодоходЪ» (крупнейший игрок на рынке) приводят данные о 155 235 гостях в 2024 году по сравнению с 148 019 туристами в прошлом году (15% прироста).
В компании «ГАМА» называют цифру в 28 393 человека, что тоже больше на 15%, чем в предыдущем сезоне. В компании «Мостурфлот» фиксируют рост на 20%, а у туроператора FUN&SUN – на 30%.
Эксперты считают, что нынешний показатель в 15% даже лучше данных прошлого года, когда прирост формально составил 20%, но происходило это за счет увеличения количества судов, которые «размыли» спрос и не привели к ожидаемому увеличению загрузки бортов. В этом году с загрузкой все было гораздо лучше.
ЛЕТНЯЯ ЗАГРУЗКА ТЕПЛОХОДОВ В 2024 ГОДУ ПРИБЛИЖАЛАСЬ К 100%
Летом, впервые за последние несколько лет, загрузка речных круизных теплоходов действительно приближалась к 100% (в ходе сезона она колебалась у компаний на уровне 86-94%), так что многим потенциальным клиентам речных круизов буквально не хватило места.
На борту круизных судов в этом сезоне оказалось ощутимо больше детей, чему, в том числе, способствовал объявленный в России Год семьи и предложенные в компаниях акции для семейных туристов.
Стало больше на теплоходах и корпоративных клиентов. Опрошенные эксперты круизного рынка отмечают, что рынок MICE в этом году оживился, и многие новички впервые оказались в круизе благодаря корпоративному выезду.
Только в компании «ВодоходЪ», например, за навигацию состоялось более 280 деловых или развлекательных мероприятий, рассчитанных как на несколько человек, так и на полностью выкупленные корпоративными заказчиками суда для чартерных рейсов.
Свою роль в хорошей летней загрузке сыграло и успешное раннее бронирование в 2023 году, когда многие туристы, впервые побывав в речном путешествии, запланировали для себя следующий отпуск на более выгодных условиях. Глубина бронирования сезона 2024 выросла до 8 месяцев(!), а популярностью пользовались даже самые первые весенние рейсы теплоходов, ради которых пассажиры специально прибывали в Нижний Новгород и другие города.
Соответственно, в круизных компаниях ожидают хорошей прибыли по итогам года, поскольку именно летний сезон определяет доход (осенние круизы за счет сниженной цены все же не являются такими рентабельными). Также специалисты отметили, что спрос, особенно в летний период, начал превышать предложение. Таким образом, появление на реках новых судов в следующем сезоне положительно скажется на росте интереса со стороны туристов.
ОСЕННИЕ КРУИЗЫ В 2024 ГОДУ ПОБИЛИ РЕКОРД ПРОШЛОГО ГОДА
Определенной неожиданностью этой навигации стал яркий рост запросов на осенние круизы. Так, в компании «Мостурфлот» отмечают, что бронирование осени в этом году оказалось активнее на 30%, чем в прошлом, а в компании «ГАМА» весна и осень показали прирост количества туристов на 42-46%.
В целом по рынку можно говорить о росте спроса на осенние круизы почти в 1,5 раза в годовом выражении, что является своего рода рекордом.
«Основную роль здесь сыграла реклама. Летние круизы уже практически не нуждаются в продвижении, но многие операторы продлевают сезон за счет осени и стараются привлечь в это время больше клиентов», – уверен Андрей Михайловский, генеральный директор круизного центра «Инфофлот».
Интерес туристов к осенним речным путешествиям подогревает и тот факт, что осенью цены на круизы по тем же самым маршрутам уменьшаются, а доступность кают и теплоходов увеличивается. Также в этом году на осень перенесли свои круизы и те туристы, которые достаточно поздно приняли решение о путешествии в загруженный высокий сезон, но не хотели откладывать поездку на следующий год.
РЕГИОНЫ КАК НОВЫЕ ТОЧКИ РОСТА КРУИЗНОГО БИЗНЕСА
Еще одним трендом сезона 2024 году стал рост количества туристов, которые прибывали к месту старта круиза из других регионов. Для них компании организовывали дополнительные наземные экскурсии – например, по Северному или Южному речным вокзалам, которые предлагал «Мостурфлот», а также целые программы с посещением соседних регионов.
Так, туристы компании «ВодоходЪ» могли отправиться из Астрахани на 1 день в Элисту и поселок Цаган Аман, или на 3 дня в Дагестан, а также побывать в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле в рамках круиза из/в Пермь.
Расширилось и мультимодальное партнерство – в этом году компания «Аэрофлот» совместно с компанией «ВодоходЪ» предлагала туристам авиабилеты по особым «круизным» тарифам, чтобы добраться до места отправления или окончания речного путешествия.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
- Речные круизы в 2025 году: стабильный рост спроса и новые привычки туристов
- Новое поколение туристов меняет речные круизы
- Как отправиться в круиз в Антарктиду, какие они бывают и сколько стоят
- От Луксора до Асуана: что посмотреть в круизе по Нилу
О том, как эта тенденция повлияет на маркетинг и расширение представительства компаний в регионах, нам предстоит узнать в ближайшее время.
«Мы сейчас будем анализировать, какую долю в наших круизах занимают туристы из других регионов и планируем усиливать в этих субъектах РФ свое рекламное продвижение», – поделилась с «Вестником АТОР» Светлана Гончарова, директор по развитию круизной компании «Мостурфлот».
ТОП-3 РАСТУЩИХ НАПРАВЛЕНИЙ РЕЧНЫХ КРУИЗОВ В 2024 ГОДУ
Если не брать традиционные направления по Волге, которые всегда вызывают массу положительных откликов у туристов, то этот сезон продемонстрировал как минимум 3 перспективные точки роста. Это Сибирь, Байкал и Москва.
По данным департамента транспорта Москвы, из столицы в этом году отправилось более 370 тыс. круизных пассажиров, что больше, чем в прошлом году на 15%. Несомненно, рост произошел, в том числе, и за счет самих жителей мегаполиса, у которых теперь функционирует 2 полноценных речных вокзала, но и за счет туристов из других городов, которые приезжают сюда, чтобы отправиться в речное путешествие. В целом, компании стали чаще ставить круизы из Москвы.
Еще один интересный тренд – это рост популярности круизов в саму Москву у туристов из других городов. Например, круиз в Москву на теплоходах премиум-класса «Золотое Кольцо» и «Аурум» вошел по популярности в ТОП-3 у нижегородской компании «ГАМА».
Круизы по рекам Сибири – а это Обь, Иртыш, Енисей и Томь, которые предлагали компании «ВодоходЪ» и «Созвездие», также стали более популярными в 2024 году. Только на Енисее с компанией «ВодоходЪ» в этом году побывало более 900 гостей. Туристам в Сибири предлагали новые маршруты и возможности, как, например, экспресс-формат «Енисейской экспедиции» с джип-туром на плато Путорана вместо вертолетной экскурсии.
Байкал, общий турпоток на который растет в среднем на 10% в год, привлекает все больше и круизных туристов, причем это направление в равной степени выбирают как новички, так и опытные круизеры.
Сейчас на Байкале наблюдается недостаток флота – на озере работают 2 теплохода компании «Истлэнд», в т.ч. «Империя», которая делает традиционные круизы, а также судно на воздушной подушке «Бирюса» компании «ВодоходЪ», предназначенное для зимних и летних экспедиционных туров.
Но в 2026 году на озере появится еще одно круизное судно компании «ВодоходЪ» – это проект «Байкал», которое будет обладать гибридной энергетической установкой и предлагать отдых на очень высоком уровне.
СКОЛЬКО В СРЕДНЕМ СТОИЛИ РЕЧНЫЕ КРУИЗЫ В 2024 ГОДУ
Цены на круизы в этом году были динамическими и сильно зависели от спроса, который был достаточно высоким в летний сезон, поэтому разница в ценах круизов на одном и том же теплоходе в разные даты покупки могла отличаться на 30% и более.
В среднем же, стартовая средняя стоимость большинства речных круизов в 2024 году колебалась в районе 7-10 тыс. руб. на человека в сутки, в зависимости от даты и города отправления, класса теплохода и класса каюты.
-
В компании «Мостурфлот» – от 7,2 тыс. руб. на человека в сутки.
-
В компании FUN&SUN – от 7,5 тыс. руб. на человека в сутки
-
В компании «ГАМА» – от 8,9 тыс. руб. на человека в сутки
-
В компании «ВодоходЪ» – от 9 тыс. руб. на человека в сутки.
Сегмент «люкс» был дороже – у «Мостурфлота» стоимость люксовых круизов начиналась от 17 тыс. руб. на человека в сутки, у «Водохода» – от 24 тыс. руб. на человека в сутки. Но следует учесть, что многие теплоходы этого класса были раскуплены еще на этапе раннего бронирования в 2023 году и зимой 2024 года.
Ольга Пегасова
Фото: «ВодоходЪ»
Источник: atorus.ru