Казахская свадьба

Казахская свадьба: обычаи и поведение

Свадьба с многочисленными обрядами и традициями занимает видное место в культуре каждого народа. Соединение двух любящих сердец законными узами - это не только религиозное, но и социальное явление, в которое вовлечены родители молодых, родственники, друзья. Какова же традиционная казахская свадьба? Что на ней можно, а что возбраняется, и чем современные свадебные обряды в Казахстане отличаются от старинных?

Новое - хорошо забытое старое

Современный свадебный обряд казахов серьезно претерпел изменения, стал более европеизированным. А если старинные законы свадеб в Казахстане и соблюдаются, то по большей части в деревнях - и то, для программного разнообразия.

Жених с невестой больше не надевают саукеле (национальную одежду), а вот церемония снятия фаты и покрытие головы новобрачной платком сохранилась. Нерушим обряд одарения – родителей, молодых, родни. Модернизировались (но не исчезли) калым и приданое.



Фото: kz.vremenno.com

Когда свадьба?

Если раньше казахская жена не могла быть старше мужа более 8 лет (а муж - более 25), сегодня возрастные критерии брака определены конституцией - жениться можно с 18 лет.

Впрочем, свадебный вопрос «с какого возраста?» все же крепко держится за традиции: жениться на несовершеннолетней можно с позволения имама. По статистике Минюста РК, за последние 10 лет в Казахстане было оформлено более 30 тысяч ранних браков.

Выходить замуж в 14-15 лет для Казахстана всегда было нормой. Правда, казашки сегодня далеко не такие, как были сто-двести лет назад: они учатся в университетах, водят авто, руководят крупными фирмами, а потому замужество в столь юном возрасте им не особо интересно.



Фото: d2.files.namba.kg

О двух сторонах одной медали

Еще одна важная брачная традиция - многоженство - кануло в Лету. Теперь заключить официальный брак можно лишь с одной женщиной. При наличии штампа в паспорте зарегистрировать второй брак не позволит закон Республики Казахстан «О браке и семье». Вместе с тем многоженство или двоеженство – не повод для юридического преследования и подсудным деянием не считается, гласит УК страны.

Многоженцы (с одной официальной супругой и второй или несколькими «гражданскими») реже встречаются в городах, и больше - в деревнях.



Фото: islamdag.ru

Обряды

Казахская свадьба прекрасна своими обрядами, сопровождаемыми песнями, танцами на свадьбах, угощениями, дарами. Сговор (кыз айттыру), сватовство (бел куда), смотрины (кыз кору) не обходились без помпезности и церемониала, при которых особая роль уделялась старшим членам семей (мужчинам), от решения которых зависело быть браку или не быть.

Все же большинство обрядов свершалось в день самой свадьбы, которая начиналась с облачения, проводов невесты, а заканчивалась постелью для новобрачных (которую по традиции готовила старшая невестка семьи жениха, обязательно имеющая детей). Свадьба длилась несколько дней, и каждый из них имел свое значение.

Кухня

В целом свадебный (и предсвадебный) стол казахов был богатым и сытным. А еще - со значением. Так, со стороны невесты во время сватовства преподносили «Куйрык бауыр» («киирык бацыр») – обрядовое угощение, отведав которое стороны не имели право «передумать», а если свадебный договор и будет нарушен, то «виновник неторжества» обязан вернуть калым.

Готовили много мясных блюд, конечно же - плов, лепешки и сладости… Молодых посыпали орехами и конфетами. А первый месяц они усиленно питались медом.

Главное, чтобы костюмчик сидел

Важной свадебной традицией был и наряд молодых. Жених облачался в шапку-борик (с перьями филина), чапан (накидку). Подвенечное убранство невесты должно было быть дорогим, нарядным, ярким - оно символизировало будущее материальное положение семьи. Запрещались темные тона, а также наряды с открытыми участками тела. Никто из гостей не имел права быть одетым наряднее и дороже, чем новобрачные.



Фото: kazakhstanlive.ru

«Ах, эта свадьба пела, пела…»

Все-таки самым главным на свадьбе считается момент заключение брака (нике кию). У казахов он проходил на второй день торжества – в мечети. Действующие лица: жених, невеста, мулла и два свидетеля (миссия которых заключалась в том, чтобы подносить молодым пиалы с водой и монетами, из которых те трижды отпивали, а потом ложкой вылавливали «денежки»).

Казахская свадьба сопровождалась также играми - курес (борьба), байга (скачки), сайыс (единоборство всадников), и песнями. Во время посещения родни невеста пела «Сынсу», молодежь исполняла «Аушадияр» и «Жар-жар». Голову новобрачной покрывали платком под «Беташар».

Подарки

Традиционный подарок на старинной казахской свадьбе - верблюды с верблюжатами, кобылы с жеребятами, бараны, слитки золота и серебра, украшения, ткани.

Калым («выплата» со стороны жениха, которую тот отдавал семье невесты) - отдельная статья расходов: все, что входило в калым, имело свое символическое значение и не могло быть вручено с нарушением церемониала. Например, скот (келин тили) считался «языком невестки». Если келин тили для снохи свекор «жадничал», считалось, что в будущем она может «потерять дар речи».

Вместе с тем, свое приданое (жисау) должна была иметь и невеста. Например - юрту! Стоимость жасау часто превышала «размах» калыма. В приданое входили также драгоценности, ковры, дорогая одежда, посуда, предметы быта.



Фото: shutterstock

Уходи - без оглядки

Во время ключевых моментов свадьбы невесте запрещалось оборачиваться – особенно, когда ее увозили из родительского дома. Запрещалось отказывать в милостыне или подарках встреченным прохожим.

Также был запрет на посещение родительского дома после бракосочетания: дочь в течение года не могла появиться на «малой родине» - в родительском доме (считалось, что так она быстрее привыкает к новой обстановке).

Гости должны были сидеть по старшинству и родству. Младшим запрещалось провозглашать тосты перед старшими. Сами свадьбы не гуляли в январе (в наиболее холодный месяц года). А еще нельзя было обижаться на проделки и шутки. За нарушение правил со стороны гостей, с праздника могли просто выгнать.

КАЗАХСКАЯ СВАДЬБА.
ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ КАЗАХСКОЙ СВАДЬБЫ

Издревне традиционно казахская свадьба состояла из нескольких этапов: предварительный сговор (кыз айттыру), сватовство (куда тусу), свидание жениха и невесты (кыз кашар), свадьба в доме невесты, переезд молодой в дом мужа, свадебное празднование в ауле мужа.

Сговор и сватовство (обычай казахской свадьбы)

Невесту для сына родители начинали высматривать заранее, задолго до его совершенолетия. Искали подходящую семью, узнавали нет ли в семье наследственно больных. Существовал древний обычай, запрещающий браки между мужчинами и женщинами своего рода, а также, согласно правилам, женщина не должна была быть старше мужчины больше, чем на 8 лет, а мужчина старше женщины больше, чем на 25 лет. Специально ездили к достоным людям поговорить о будущем своих детей, выражали желание стать сватами.

Существоали различные виды сговора (кыз айттыру) между родителями будущих жениха и невесты. Если семьи, хорошо знающие друг друга, связанные крепко дружбой, договаривались стать сватами еще до рождения детей, то такое сватовство называлось бел куда. Если же сватали детей с колыбели - то бесик куда. Иногда, человек, женивший сына на дочери свата, мог выдать свою дочь за сына своего свата, тогда их так и называли карсы куда, что означает взаимный сват.


Сватовство не ограничивалось только сговором. Проходили, так называемые, смотрины (кыз кору). Собирались дети знатных родителей или прославленные жигиты (выбирать себе пару могли не все молодые люди, а только дети знатных родителей или прославленные жигиты) и устраивали смотрины девушек для женидьбы. Казахская народна пословица "кызды ким кормейди, кымызды ким ишпейди", в переводе означающая "как нет запрета пить кумыз, так нет запрета смотреть на девушек", открывала все дороги для жигитов. Таких жигитов встречали с почетом, им не было запрета на смотрины девушек. Девушки же в свою очередь, высказывали свою волю словами "кыз коретин жигитти биз корелик", что означает "такие смотрины и мы хотим устроить", и устраивали состязания в различных видах искусства, оценивая жигитов и открыто высказывая свое мнение. На подобтных встречах часто затевались айтысы между девушками и жигитами. Понравившиеся друг другу девушка и жигит, объяснялись в чувствах, и жигит отправлял сватов.

К отцу девушки приходил доверенный посланец жениха (жаушы), чтобы договориться о свадьбе. После обоюдного согласия сваты в знак уважения преподносили друг другу подарки. Со стороны жениха это был каргыбау (каргы - уздечка, бау - поводья) - на деле скакун, а отец девушки накидывал на плечи жаушы прздничный чапан, называемый шеге шапан. Увидев на жаушы новый чапан, встречающие осыпали его монетами, сладостями и конфетами (шашу).

Женидьба взрослых детей осуществлялась после куда тусу (сватовства) - издревне существующей, незабытой и обязательной традицией казахской свадьбы. Процесс сватовства был довольно непростым, но очень интресным. Отец невесты, заранее извещенный о приезде сватов, приглашал родных и близких. Отец юноши с близкими родственниками приезжали в дом невесты. Сватов торжественно принимали. Самого главного представителя сватов называли бас куда. (бас куда по традиции опекал девушку и после свадьбы, будучи невесткой, девушка всю жизнь почитала его). Затем приближенные жениха преподносили невесте и ее родителям подарки, полагающиеся по традиции. Отцов жениха и невесты называли бауыздау куда, то есть самыми близкими. Сватающие стороны ели из одной посуды. Сторона невесты приподносила обрядовое угощение из печени и курдючного сала - киирык бацыр (куйрык бауыр). Это налагало на родителей сторон определенные права и обязанности, уже нельзя было отступать от свадебного договора, в противном случае виновная сторона вынуждена заплатить "неустойку" и возвратить полученный калым.

При отъезде сватов им преподносили подарки (киит): животных, одежду, золотые и серебрянные украшения, головные уборы и др. Самый ценный киит получал отец жениха, а другие сваты получали киит по степени родства. Между состоятельными и знатными людьми при сватовстве дарились ценные подарки: бак жаксы - верблюд с верблюженком, кобыла с жеребенком, слиток золота или серебра, орта жаксы - ценны верблюд или лошадь, аяк жаксы - лошадь, корова, баран.

Окончательный договор между сватами назывался бата аяк (в некоторых местах сырга тагар или баталасу). Отец жениха ехал к будущему свату и обговаривал срок свадьбы, количество калыма, каде-жора(подарок) Существовало два вида бата - кесимди бата и кесимсиз бата. Кесимди бата - это когда точно назначалась дата свадьбы, объем затрат, количество скота. Кесимсиз бата - это когда назначалась дата свадьбы, а объем затрат и количество скота определялось позднее, с учетом обстоятельств и времени.

Калын мал (обычай казахской свадьбы)

После официальной части сватовства, по традициям казахской свадьбы, сторона жениха должна уплатить стороне невесты калын мал. Выплачивался он в основном скотом. Размер его зависел от достатка и состояния сватающихся. Если среди бедных сватов калым ограничивался 5-6 головами скота, то между баями он мог составлять от 200 до тысячи лошадей.Если калым состоял из 10 голов рогатого скота, он назывался донгелек калын, то есть округленный калым, если мелкая живность заменялась на 1-2 лошади - балама калын, то есть замененный калым. При этом учитывался скот для угощения на свадьбе, дары за молоко матери невесты (сут акы), усопшим и живым (оли тири), каде со стороны жениха и множество других даров по обычаю.

В процедуре уплаты калыма существовали нерушимые правила: одна лошадь вручалась конюхам, что называлось курыкбау, один баран отдавался чабану -косакбау. При благословении также вручался скот - келин тили(язык невестки). Келин тили платился за здоровье невесты, по поверью, если не уплатить келин тили, то будущая сноха может лишиться дара речи.

Если невеста не успев выйти замуж, преждевременно умирала, а калым выплачен, жених мог взять в жены сестру умершей. Если жених устраивал тайные свидания (урын бару), а сестры у покойной нет, то ему возвращалась половина уплаченного калыма. Если же жених ходил к невесте на свидания, а после ее смерти решался взять в жены ее сестру, то он должен был уплатить дополнительный калым,так называемый балдыз калын. Если жених не навещал невесту, то балдыз калын не платился.

Урын келу (кынаменде) (обычай казахской свадьбы)

После договора о свадьбе со стороны жениха во главе со сведущим человеком сватам отправлялся подарок оли тири в знак уважения и признательности не только живым. После этого подарка жених может тайком навещать невесту (урын келу или кынаменде).

После сватовства и уплаты калыма жених ехал в первый раз навестить свою невесту. Это торжественное посещение называлось кынаменде или урын келу. До кынаменде жених, согласно обычаям казахской свадьбы, не имел права посещать дом или аул просватанной девушки. Будущий жених, якобы тайком, в сумерках, со свитой торжественно прибывал в аул невесты. Чтобы навестить невесту сторона жениха выполняла ряд положенных обычаев. Например, снохи, ссылаясь на одышку при быстрой ходьбе, приносили ентикпе, а при знакомстве с шурином или младшей сестрой невесты - балдыз коримдик. Относительно девушки обряд кынаменде или урын келу называется кыз кашар.

На следующий день после "кынаменде" устраивалось всеобщее веселье с песнями и танцами, называемое "урын той". Для молодежи этот день - радостный, веселый той, где оживленно снували молодые женге. С жениха брали кол устатар, шаш сипатар, кыз кушактар, арка жатар и другие подарки. Это был день встречи двух влюбленных. Девушка дарила жигиту свой платок в знак девственности и давала подарки его братьям и сестрам.

Если после урын договор сватов нарушался, то, если жених отказывался жениться на девушке, то уплаченный им калым не возвращался и он дополнительно платил штраф, если же договор нарушался со стороны невесты, то калым полностью возвращался и также платился штраф.

Приезд жениха за невестой (обычай казахской свадьбы)

Следующий этап казахской свадьбы - это приезд жениха за невестой. Большое значение придавалось одежде жениха, она должна была быть нарядней, чем у других жигитов, чтобы его могли сразу узнать. Головной убор жениха (борик) украшали перья филина (укы), на плечах был накинут красный чапан. Жениху необходимо было выполнить ряд заданий, если он не справлялся, то должен был платить штраф.

По обычаям казахской свадьбы, невесту одевали в свадебный наряд в доме ее отца. Традиция саукеле кигизу занимала особое место. Это особо торжественный обряд для невесты, когда на голову невесте одевали свадебный головной убор - саукеле с особым покрывалом желек, в котором она должна была приехать в аул жениха.По фольклорным данным другим непременным атрибутом свадебной одежды невесты были перчатки. Саукеле - не только самая дорогая часть убранства невесты, он также служил символом начала новой жизни, память о прежней беззаботной жизни девушки. Саукеле надевала на невесту уважаемая женщина, за что она получала дорого подарок от жениха.

На саукеле кигизу приглашали сватов и свах, осыпали их шашу (конфетами, сладостями, монетами). Давали бата (благословение). Выкуп (байгазы) за саукеле бывал очень значительным, ведь в саукеле невеста смотрелась особенно нарядно, роскошно и неповторимо.За погляд давали соответствующи коримдик (подарок).

В день отъезда невесты сватам показывали приданое- жасау, разбирали свадебную юрту, готовили праздничный караван к отправке и преподносили подарки сватам, жениху и невесте. Жасау (приданное невесты) нередко превышало по стоимости калын мал. Красивые ювелирные украшения, ковры, текеметы (узорные кошмы), саукеле, дорогая одежда, вещи, посуда обязательно входили в жасау. состоятельные родители готовили ак отау (белую юрту) для дочери.

Жених, приезжая за невестой, согласно традиции казахской свадьбы, приводил той малы, то есть скот для свадьбы: лошадей, коров или баранов. Скот резали для пира на этой свадьбе. Также привозили дорогие ткани, вещи, фрукты, сахар, чай. Авторитет зятя в будущем во многом зависел от количества и качества той малы. Если подарки не соответствовали богатству и положению жениха, то жены старших братьев могли высказать по этому поводу едкие упреки.

На свадебном тое устраивались различные игры: байга (скачки), курес (борьба), сайыс (единоборство всадников), борьба наездников за тушу козленка. Свадебный той сопровождался пением хоровых песен (жар-жар), в котором выражались пожелания счастливой жизни молодым. Накануне отъезда, невеста с женой старшего брата или подругой обходила всех родственников и прощалась с ними.Родственники оказывали ей соответствующие почести и одаривали подарками на память.Во время посещения родственников невеста исполняла традиционную песню "Сынсу". В наше время такой обычай стал забываться.

Проводы невесты (обычай казахской свадьбы)

Дата проводов невесты после свадьбы устанавливалась сообща отцом невесты и сватами со стороны жениха. После тоя, когда в назначенны день жених со своей свитой, вручив всем подарки, увозил невесту в свой аул, отец невесты дарил всем сватам по традиции киит(одежду). Новоиспеченному зятю также приподносилась в подарок одежда. Подарок это назывался капка салар. В числе свадебных обрядов жених приподносил родителям невесты подарки. Матери невесты - сут акы - плату за молоко матери Отцу невесты жигит туйе - дорогую одежду, верблюда, лошадь, конскую сбрую, после чего отец невесты благословлял зятя.

Проводы девушки - кыз узату - важный этап казахской свадьбы. Сваты в количестве 5-7 человек (нечетное число), а то и больше приезжали за невестой. Среди них был "бас куда" - главный сват и кудалар - сваты и друг жениха. Сваты обычно прибывали вечером. С этого момента начинался той с играми, песнями, танцами, дарились подарки.В этот день близике родственники девушки официально приглашали сватов в гости. Девушку по обычаю отправляли вместе со сватами рано утром, с восходом солнца. Перед отъездом девушка песней (коштасу жары) прощалась с родственниками.

Молодежь пела "Жар-жар", "Аушадияр". Сватам по обычаю казахской свадьбы вручался положенный куда аттандырар. После провода сватов девушка с матерью, со старшей снохой, младшими братьями и сестрами садились в повозку. Девушке запрещалось оглядываться назад. сваты ехали впереди, за ними следовала повозка - шанырак туйе. Караван замыкали красиво одетые парни с песнями и шутками. Девушку везли в аул жениха торжественно, сразу посл выезда из родного аула шествие называлось "кыз коши" (караван девушки), а через некоторое расстояние - келиншек коши (караван невесты). Жители аулов, мимо которых проезжал келиншек коши могли остановить караван и попросить подарочек (каде), после чего желали доброго пути и счастья. Обычай этот называется туемурындык.

Келин тусиру (обычай казахской свадьбы)



Следующий этап казахской свадьбы - келин тусиру (ввести невестку в дом). Невесту традиционно не подвозили к порогу, а оставляли на некотором расстоянии от аула вместе с женге. Девушки и молодухи выходили на встречу невесте и не открывая лица, вводили в дом и сажали за ширму (шымылдык) с другими девушками. Порог всегда переступали право ногой. Встречающие осыпали всех шашу(конфеты, баурсаки, монеты). Осыпали женщины пожилого возраста. В аул съезжались родственники и знакомые, устраивался пир с угощениями, песнями и различными увеселниями. После того, как собирались все приглашенные, торжественно выводили нарядную невесту. Проводился обряд беташар (открытие лица невесты), которое предварительно покрывали шалью. Весь этот обряд проходил под песню, которая так и называется "Беташар". Певец-импровизатор, характеризую в стихах почтенных родственников призывал невесту поклониться каждому, в ответ на это близкие родственники мужа дарили подарки за погляд коримдик. Песня заканчивается наставлениями, пожеланиями, советами.

После исполнения песни свекровь подходила к невесте и целуя ее, желая счастья и благополучия, снимала шаль. Шаль передавалась присутствующим женщинам, делилась между ними поровну. Потом женщины дома обвязывали этой тканью сосуд для взбалтывания и хранения кумыса и шубата. Буквальное значение обряда "бие кысырамас" - пусть кобыла не останется яловой, даст приплод.

После свадебного пира с невесты снимался саукеле и одевался платок. Замена головных уборов, означала, что она теперь относится к группе замужних женщин.

Обряд бракосочетания(обычай казахской свадьбы)



На следующий день после свадьбы проходило нике кию (обряд бракосочетания по мусульманской религии). Основные действующие лица: мулла, жених с невестой, два свидетеля. Жених с невестой садились перед муллой, у которого в руках пиала с водой и серебряными монетами. Мулла читал молитву три раза и после каждой молитвы жених с невестой должны были отпить из пиалы воду в одном и том же месте. После этого пиала передавалась присутствующим, которые пили воду и брали из пиалы чайной ложкой монеты. Роль двух свидетелей заключалась в поднесении пиалы жениху с невестой, а затем и всем гостям. Этот обряд проходил в мечети.

Жолдык (обычай казахской свадьбы)

В первую брачную ночь жена старшего брата (женге) готовила постель для молодоженов, в шутливой форме давая советы молодым. Такую миссию поручали примерной, уважаемой, воспитанной, многодетной снохе. Выполнив свои обязанности, сноха с нетерпением ждала, когда проснутся молодые, чтобы попросить у них подарок. Жених должен был отблагодарить сноху сполна и встретить утро с улыбкой. Этот обряд назывался жолдык, поэтому и подарок для женге должен был быть ценным.

Послесвадебные обряды

После всего свадебного обряда, родители жениха и невесты проводят тос (ритуальное угощение снох). На этот обряд приглашаются все молодые келиндер (снохи). Их угощают блюдами и напитками, переданными со стороны невесты или жениха.

После свадьбы и провода сватов взрослые девушки из аула жигита приходили в дом свекра с поздравлениями и специальными угощениями, прося "куттык" - украшения, кольца, серьги, предметы домашнего обихода.

После свадьбы родственники мужа и соседи по очереди приглашали невестку к себе в гости для знакомства и сближения, чтобы она быстрее адаптировалась на новом месте. Невестка на такое приглашение шла не с пустыми руками,по обычаю полагался "илу" (ковер, украшения или отрез на платье в знак признательности). Этот обычай носил название уй корсету. При знакомстве хозяева испытывали молодую невестку, проверяя насколько она воспитана и учтива.

Первый визит зятя в дом тестя и тещи после свадебного тоя назывался есик ашар. Девушка после свадьбы год не могла навещать свой родной аул и родителей. Этот обычай действовал с целью более быстрого привыкания молодой невестки к жизни в новой семье. По традиции зять привозил положенные в этом случае подарки, соблюдая все приличия. Для жителей аула приезд зятя был веселым развлечением.

В настоящее время традиционная обряд казахской свадьбы сохранился с незначительными изменениями. Они заключаются в том, что жених с невестой перестали надевать национальную одежду, хотя саукеле часто встречается и в современном свадебном наряде невесты. По прежнему с головы невесты снимается фата и завязывается платок. Изменению также подвергся свадебный той. Перестали проводить национальные игры, которые раньше имели большой размах.

Увидела в просторах интернета статью, написанную Асем Кенжебек, очень мне понравился стиль изложения, где просвечивается легкий юмор и любовь к народным традициям , и решила сделать перепост на своем сайте…

Свадьба по казахски (или свадьба по алматински)
Часть 1.
В наше время, на процесс выбора невесты для сына, родители не имеют прямого влияния, скорее только косвенное. Это когда «вдалбливают» сыну с детства «озинин тенин болсын», чтобы была ровней, т.е. не беднее, но и не богаче; или «анасына карап кызын ал» - прежде посмотри на мать невесты; или «обязательно высший образованиясы болсын» наличие высшего образования это must have. Ну и, конечно же, есть кучу других установок, которые зависят от культуры или комплексов каждого семейства. К примеру, у меня есть родственница, которая как основное требование говорит своему сыну «кредиттери болмасын, а то озимиздики жетеди», что в переводе, чтобы без кредитов была, а то своих кредитов за уши хватает». А еще одна дальняя тетушка говорила «Кызыма срочно хата алу керек, а то без хаты жигиттер карамайды!» - нужно срочно купить дочери свою собственную хату, а то без хаты на нее никто не смотрит!)))

Еще конечно же пытаются «нечаянно» познакомить, при этом делая заранее рекламную компанию не только потенциальной невесте, но и всей ее семье, где «папасы улкен бизнесмен екен», «агасы министр екен», «озинин порш кайени бар екен», «адеми, акылды кыз екен» и т.д. Но, в своем окружении, видела только отрицательную реакцию на такие попытки сводничества, ибо наши женихи свято верят в любовь.)))

И вот, наступает тот самый счастливый момент, когда сын приходит и говорит о своем желании жениться. Первая реакция любой матери это «Ой бааай» и «Кашааан?», а дальше начинается форменный допрос «Кимнин Кызы? Каншада? Алматинка ма? Аке-шешеси ким? Образованиесы бар ма? Жумыс истей ма?» (Сколько ей лет? Кто родители? Есть ли высшее образование? Работает?) и ответы на все эти вопросы должны быть максимально положительными и удовлетворительными.
И так…Махина завертелась…
Часть 2.
Знакомство с будущими кудалар (сваты) для обсуждения дальнейшего плана мероприятий. Согласно новым казахским традициям, родители жениха приглашают родителей невесты на ужин в ресторан. Это должен быть самый крутой ресторан в городе, ибо надо с самого начала показать «кто есть кто». Мамы приходят на первую встречу надев свои самые крупные бриллианты и самые красивые наряды, и всю беседу пытаются максимально показать все главные «козыри» своих детей и своей семьи.
А отцы, во время таких знакомств, восторженны с самого начала, так как появляется еще один свой человек (Куда!!!), с которым можно сходить в Арасан, посмотреть вместе футбол, или перекинуться в преферанс, когда женщины готовят бешбармак, а еще лучше съездить на охоту или рыбалку. Но отец невесты обычно старается делать грустное лицо, согласно предварительному инструктажу своей супруги, и это у него получается только первые полчаса, потому что дальше уже радость просачивается через все «щели» отцовской сущности. К счастью, у нас давно не осуждается, что отец невесты рад и горд выдать свою дочь замуж, - ни для кого не секрет, что нормальные перспективные женихи это наш алматинский дефицит.
Всю встречу, будущие кудалар деликатно обсуждают предстоящий сырга тагу (одеть невесте кольцо и забронировать), кудалык (сватовство), кыз узату (проводы невесты), ну и конечно же свадьбу. В последнее время, стали практиковать объединенные свадьбы, когда две стороны скидываются и проводят совместное мероприятие, без отдельного мероприятия «проводы невесты». Но чаще всего, отец невесты настаивает на том, что будет отдельная мини-свадьба под названием «кыз узату», при этом произнося «Как это можно обойтись без «Кыз узату? Это чтобы потом говорили, что я не смог достойно свою дочь замуж выдать?!»
Надо отметить, что редко когда «жениха-невесту» подпускают к организации мероприятий. Все что им разрешается, это выбрать себе наряды, кольца, лимузины и свадебный торт. На все остальные попытки молодых «вмешаться» в свадебный переполох, они получают стандартные ответы типа «вот когда будете женить своих детей, вот тогда и делайте что хотите!»
Далее определяется дата каждого мероприятия и «предсвадебная истерия» начинается…
Часть 3.
Мама жениха, с особым трепетом начинает обзванивать всех ближайших родственниц в лице апашек, татешек, женгешек, абысынок и кудаги, чтобы сообщить «сенсационную» новость «Анау биздин бала наконец-то уйленейин деп жатыр!». Надо отметить, что каждая родственница, после стандартного «Кутты болсын!», считает своим долгом дать тыщумиллионов советов о правильной организации каждого предстоящего мероприятия. А так как страна у нас огромная, родственники живут в разных регионах, а в каждом регионе имеются свои детали к каждому обычаю, к моменту окончания последнего разговора, голова у мамы жениха уже распухла и готова взорваться.
А еще эти родственницы любят нагонять страху. Все мы знаем, что коренных алмаатинцев в третьем-четвертом поколении у нас немного, поэтому сразу же выясняются реальные корни будущей невесты. Если узнают, что корни из южного Казахстана, то самое стандартное «ойбай, эти южане, они просят огромный калым за своих дочерей и вечно выставляют какие-то требования» сразу приправляя свое высказывание какой-нибудь «перцовой» историей о «баленшенин баласы, который женился на южанке».Если узнают, что невеста с северного казахстана, тогда «ойбай, они там все такие обрусевшие, вообще традиций не знают, наверное келин еще без приданного придет».Если келин из западного Казахстана, то это ваще атас, потому что «наверное адайка или тама, а значит новая келин настоящий боевик и по приезду сразу всех построит в ряд и заставит ходить по струнке». К восточному Казахстану и Алматинской области относятся более терпимо. После недельных перезвонов, чаепитий, обсуждений, определяется первая «звездная» делегация для отправки на «Сырга тагу».
Часть 4.
Мама жениха, вместе с дочерьми и сестрами делает рейд по всем ювелирным салонам города в поиске достойных сережек для будущей невесты. Не важно какой достаток у семьи, но сережки обязательно должны быть с бриллиантом. Пускай это будет маленькая крошка бриллианта в 0.1 карат, зато во время процедуры «бронирования» невесты, можно сказать при всех родственниках невесты, что серьги с бриллиантом! Далее покупается большая корзина со всякими дорогими спиртными напитками, шоколадками, чаями и прочими вкусностями, так как не положено приходить с пустыми руками.А еще, на всякий случай берется с собой небольшая дорожная сумка с подарками.Состав этой самой остается тайным для всех, потому что передается из рук в руки, от одной кудагихи к другой.Для принимающей стороны, именно серьги для невесты и эта самая загадочная сумка является «индикатором» дальнейших расходов. Если пришли с серьгами с бриллиантом в 1 карат и загадочная сумка полна брендовых подарков, тогда это свадьба уровня «Дома приемов», а значит и «уят болмасын деп» надо делать проводы невесты как минимум в Интерконте. Вот завидев таких родственников, прыгают от счастья все сетевики от цептер и салоны люксовой мебели. А если позволяет время, то надо срочно лететь в эмираты. Дешевле, ну и по пути можно снять какой-нибудь «морской» лав стори.
Часть 5.
Сырга тагу (бронирование невесты через середки)
И вот, «звездная» делегация из 6-10 человек направляется в дом невесты. Конечно же, родители невесты тоже очень переживали и готовились, предварительно созвав самых близких родственников и накрыв шикарный дастархан.
Далее, будущих кудалар сажают «торге» (во главе стола) и первые минуты, сценарий боиынша, нависает напряженная тишина. Родственники невесты делают вид, что типа не понимают зачем пришли эти люди, и типа они еще думают «отдавать или не отдавать» свою дочь. Но сторона жениха обычно не сомневается в положительном исходе, так как в наше сложное время дефицита женихов, невесты это очень скоропортящийся продукт. Выдержав паузу, старейшина принимающей стороны задает вопрос, типа уважаемые гости, по какому поводу сей визит? После этого вопроса, слово берет старшина, вернее «генерал» со стороны жениха и начинает представлять свою делегацию. В первую очередь, любая речь основного делегата начинается с презентации своего рода и происхождения. Обязательно необходимо рассказать о батырах, которые вышли из этого рода и о священной земле, на которой этот род появился. Далее представляют всех членов делегации соблюдая всю возрастную и родственную иерархию.
Что примечательно, во время рассадки за стол, эта иерархия тоже соблюдается, при этом любой «казахский» ребенок с детства четко знает своем место согласно иерархии и месту событий.
Далее, произносится стандартная, но красивая речь примерно следующего содержания - Вот он биздин бала (жених), с таким-то образованием, с такими-то человеческим качествами, работающий, воспитанный и т.д. И, оказывается, он встретил вашу красивую нежную девочку и сердце его дрогнуло. Вот это основная причина нашего визита.Отдайте пожалуйста в нашу семью вашу девочку. Мы пришли просить у вас ее руки.Здесь начинает говорить старейшина со стороны невесты. Тоже проводит процедуру знакомства со всеми ближайшими родственниками. Гости со стороны жениха дружно кивают и пытаются сделать вид, что запомнили всех многочисленных будущих кудалар с первого раза.А потом произносится самая главная фраза « Ну ладно, семья у вас вроде хорошая, молодые вроде друг друга любят, так уж и быть! Мы согласны!» и просит привести и показать невесту.Кстати, о невесте. Все это время, она «бедненькая» сидит запертая и голодная в дальней комнате, периодически направляю сообщение по вотсапу будущему жениху с вопросами «Когда уже? Сколько можно ждать? Я хочу кушать! Я волнуюсь! Как там все проходит? Как тебе мои родственники? И т.д.»Приводят будущую келин. Апашка жениха дает «коримдик» апашке невесты, а мама жениха одевает на нее сережки. Помолвка состоялась. Все аплодируют, снимают на фото и видео и уже более раскрепощено продолжают застолье.
Часть 6.
Афтерпати - шай.
У казахов есть условное правило, что в гостях принято подавать «Еки шай, бир тамак». Т.е. необходимо сделать три смены блюд. Гости вначале садятся за стол, едят холодные закуски и им приносят чай. После, стол освежается и подают бешбармак и сорпу. Затем стол опять освежается, и опять подают чай, но уже с десертами. Самое примечательное, что самые радивые хозяйки, во время первого стола, могут подать еще одно горячее типа куырдака, мант или котлет, но по любому это будет относится к категории «бир шай», ибо «тамак» у казахов это только бешбармак. Но я обычно говорю, что ничего подобного, у казахов есть еще один «бир шай». Это так называемое афтерпати. Любая казахская семья после ухода гостей обязательно дружно говорит «Ал енди озимиз отырып бир шай ишеик», что в переводе «А теперь давайте попьем чаю в своем кругу». Но весь прикол в том, что и гости, придя домой тоже говорят эту же фразу и тоже пьют дома чай.После «Сырга тагу», родственники жениха обязательно едут всей делегацией домой к родителям жениха, где проходит очередное чаепитие в стиле «Ал енди озимиз отырып бир шай ишеик», во время которого идет бурное обсуждение прошедшего мероприятия и впечатлений от знакомства с будущими кудалар.В свою очередь, родственники невесты, проводив гостей также садятся за стол и также проводят бурные обсуждения.А жених и невеста это два стукача, которые потом докладывают друг другу о впечатленияз обеих сторон. Но в связи с тем, что в 99 из 100% будущие кудалар всегда овольны друг другом, все обсуждения заканчиваются стандартным «Жаксы кисилер екен» - Очень хорошие люди! Я как истинная казашка, из всех видов застолий, обожаю именно афтерпати-шай.
Часть 7.
Кудалык. (Сватовство).«Бронь» на невесту поставлена, но две стороны еще не полноценные кудалар (сваты), пока не провели все церемонии согласно традициям.К церемонии «кудалык» готовятся больше и интенсивнее, чем к самой свадьбе. И все основные дебаты проходят именно вокруг этого события. Необходимо отметить, что кудалык проходит в два этапа. Вначале родственники жениха вновь идут в дом к невесте, но теперь уже с подарками и коржыном. А потом, родственники невесты приходят в дом к жениху, также с подарками и с тосек-орын (приданное). Самое главное в церемонии кудалык это вовремя получить списки. Что за списки вы спросите? О, это самые сокровенные списки. Это списки делегатов на церемонию «кудалык» от обеих сторон конечно же. Непосвященные подумают, что эти списки необходимы для определения посадочных мест и спиртного. Ничего подобного. Это не просто списки, это целый семейный расклад будущих кудалар. В этом списке имеется статус, регалии, география и еще много опознавательных знаков гостей. И именно с этим списком теперь кудагилар рыщут по бутикам, рынкам, барахолкам. Потому что именно согласно этого списка, готовятся подарки, вернее огромное количество одежды и ювелирки, под кодовым названием «кит».
И так, буквально за один день до церемонии «кудалык», в доме жениха собирается большое количество апашек-ажешек-женгешек-енешек,которые начинают заниматься сортировкой и упаковкой подарков, а также наполнением самой крутой казахской свадебной сумки - Коржын. Коржын должен быть с двумя большими карманами (калта) и выполнен в национальном стиле. Снаружи, на булавках, прикрепляется огромное количество различной бижутерии. Оба кармана наполняются пачками чая, хорошими конфетами, всякими элитными вкусностями, дорогими спиртными напитками.
Параллельно готовится еще одна большая сумка, примерно с таким же содержанием, но вкусняшки и спиртное еще лучшего качества. Это сумка готовится специально для мамы невесты и называется «ананын сути», что в прямом переводе звучит как «материнское молоко», и является благодарностью матери невесты за то, что вскормила и вырастила такую дочь. Помимо этой сумки, маме невесты обязательно покупается дорогой подарок. В основном это дорогие ювелирные украшения и меховые изделия. Считаю эту традицию одной из самых правильных. Отцу невесты также покупается дорогой мужской подарок. Особенные подарки выбираются также родным братьям, сестрам невесты. А дальше, все подарки распределяются согласно списка. Это обязательно «жагалы киим» - одежда с воротом для самых уважаемых. К категории «жагалы киим» относятся все ходящие в обороте чапаны, а также пальто, плащи, костюмы. Отдельной стопкой выделяются коробки рубашек и отрезы ткани. На счет отрезов ткани, это целая тайна, потому что никто не знает куда исчезают все эти ткани?! Я ни разу не видела отрезов в обороте. В основном, все едут и закупают огромные рулоны. Раньше, предполагалось, что «пысык» хозяйки шьют себе платья или красивые корпешки. Но сейчас?! Откройте пожалуйста тайну… Где всё это? Куда исчезают рулоны текстильной продукции? И так, второй состав «звёздной» делегации отправляется в путь. Особенностью это звездной делегации является «хорошая печень и выносливость». Ну вы поняли о чем я.
На этот раз, встречают с распростертыми объятиями, с песнями, плясками, под звуки домбры. Знаете популярную песню любого кудалыка? «Бауырымай, женешай, сагындым саулем…»? Открою вам тайну, на самом деле эта песня посвящена любимой печёнке, которую уговаривают выдержать этот кудалык.
После «биринши шай», женщины уединяются в отдельной комнате. В первую очередь открывают коржын. Определяется главная татешка со стороны невесты, которой доверяют почетную миссию «коржын ашу» и она с важным видом, засучив рукава, приступает к поставленной задаче.
Содержимое одного из калта полностью раздается присутствующим на месте родственницам невесты. Также им раздаются все побрякушки навешанные на коржын. А содержимое второго калта остается не тронутым. Это саркыт для родственников, которые придут позже. Кудалык очень затратен не только для стороны жениха, но и родственники невесты не отпускают с пустыми руками ни одного из пришедших гостей. У мамы невесты тоже на руках есть свой «таинственный список».
Одним словом, вы наверное поняли, что задача кудалык состоит в том, чтобы показать друг другу всю широту своей души, свое «ризашылык», (невозможно качественно перевести это слово), гостеприимность и максимальное желание двустороннего счастья молодым. Кудалар, как правило, становятся самыми близкими родственниками.
«Куйеу - жуз жылдык, куда - мынжылдык».
«Век зятя - сто лет, а вот сват на тысячу лет. »

Часть 8.
Узату той (проводы невесты)

Узату той, это по факту та же свадьба, но без длинной фаты и бет ашара.
Хотя нет, скорее так, - узату той это тусовка для всех родственников невесты, а в особенности для тех, кто не попал в списки приглашенных на основную свадьбу. У казахов родственников много, поэтому на основной свадьбе, для новоиспеченных кудалар предоставляется максимум 30 посадочных мест. Это тоже головная боль, потому что на свадьбу хотят все. Поэтому «узату той» это в основном «уят болмасын и ренжимесин» той для родственников невесты.
На этот той, со стороны жениха приходят 10-15 человек, которые с шумом, весело и красиво заберут невесту после тоя.
Это очень трогательное и нежное мероприятие. Каждый тост это бата и слова напутствия. На пример, такие слова напутствия как «судай синип, тастай бат» остаются в памяти на всю жизнь. Смысл этого пожелания «пропитайся в эту семью как вода и погрузись (утони) в этой семье как камень», т.е. это пожелание стать полноценной частичкой новой семьи и стать родной.
А потом, чтобы после полуночи невеста не превратилась в тыковку, принято до двенадцати ночи ее забрать.
Стелют белую дорожку, аксакалы дают бата, все родственники сценарий бойынша рыдают и жених быстренько забирает невесту.
Вместе с невестой едут две женгешки (снохи), которых отправляют убедиться, что невеста правильно зашла в свой новый дом и правильно ли ее приняли. Женгешки всегда возвращаются пьяные и довольные. Подозреваю, что истинная причина, почему появилась традиция отправлять женгешек с ночевой в дом жениха кроется в другом. Но, к счастью для многих современных невест, это правило уже весьма условное.

Кстати, есть хорошая новая традиция. Именно в день проведения «Узату той», молодые идут в мечеть и проводят обряд «неке кию» и соединяют себя узами брака перед Всевышним.
Считаю эту традицию правильной, ведь «первая брачная ночь» наступает именно в этот день.
Часть 9.
Келин шай.
И вот наступает первое утро келин в новой семье. Просыпается она абсолютно не выспавшейся, с огромным гнездом на голове, которое вчера называлось никак иначе как «свадебная укладка». И долго не может отлепить слипшиеся накладные ресницы, тихо матеря своего навязавшего сие красоту визажиста. Мало того, что они с новоиспеченным «от агасы» (глава очага) теснились всю ночь в егоподростковой кровати полуторке, так с утра каждый родственник, пытался зайти к ним комнату, чтобы забрать нечаянно оставленную вчера вещь, которая прям с утра оказалась им срочно нужна.
И вот, новоиспеченная келин, тихонечко, буквально тайком выходит из комнаты и выждав очередь из многочисленных родственников, пытающихся чмокнуть ее по пути, добирается до ванны. Проведя весь возможный в «полевых» условиях моцион, она выбирается из ванны и в этот момент, буквально подхватив ее на руки, какие-то татешки заводят ее в гостиную. И что тут видит келин? В комнате уже накрыт огромный дастархан, а за ним сидит огромное количество апашек, которые завидев ее хором говорят «Шырагым, кадамына гул битсин! Келиннин колынан шай ишуге келдик», в вольном переводе «Дорогая, пускай зацветет цветами твой первый шаг в нашу семью! Мы пришли продегустировать чай с твоих рук.». И тут же, невидимая рука накидывает платок на голову невесты, если она случаем забыла его надеть, вторая невидимая рука ставит перед ней всё необходимое для казахской чайной церемонии и экзекуция начинается…
«Ай, келин, толтырып куйма, дурытстап куй»- Келин, не надо лить через край, наливай нормально»; «Ай, келин, акшылдау куй, а то менин давлением бар еди» - «Келин, наливай посветлее, а то у меня давление; «Ай келин, сутсиз куй»- Келин, налей без молока»; «Ай келин, анау касыгы бар, - менин кесем, маган по алматински куй»- Келин, вон та пиалушка с ложкой -моя, налей по алматински (т.е. полную пиалушку) говорит апашка посердобольней. Надо помнить, что приставку «Ай» могут применять именно взрослые родственники. Это такая снисходительная форма обращения, можно сказать ласкательная, но не в коей мере не грубая, как «Эй». Нормальная келин, услышав обращение «Ай, келин» тут же должна сделать восторженный вид и всем своим существом показать, что готова выполнить любую прихоть новоиспеченной пожилой родственницы или родственника. Обязанность новой снохи во время келин чай, не только угодить с правильно налитым чаем, но и внимательно слушать и кивать в нужный момент репликам каждой престарелой родственницы. В основном, каждая из них делает свою сэлф презентацию, при этом не забывая подчеркнуть, что именно она является самой приближенной к хозяевам этого дома и приправляя парочкой историй, как она в детстве нянчила ее будущего мужа. Келин всё это время про себя думает, это во сколько же ранним утром они все собрались и ей даже невдомек, что большинство из этих апашек, ночевали с ней под одной крышей. «Конил сиса-барлыгы сияды» говорит народная мудрость. В вольном переводе «Если настроение поместилось, то и люди поместятся». А я обычно с перевожу это поговорку «Если приехало много родственников, то кухня это тоже спальня».
Спустя пару часов, когда выпито более десяти литров чая, а келин основательно подкачала свою правую руку, апашки начинают закруглятся. Здесь начинаются приятные сюрпризы. Апашки начинают ложить денежные купюры под свои пиалушки, а самые щедрые, даже могут снять золотое кольцо с пальца, и все это действо происходит под реплики «Келиннин шайы оте татти екен. Бахытты бол шырагым!» - Чай с рук келин был очень вкусен! Будь счастлива дорогая.
На некоторых келин шай присутствуют мужчины, но обычно их не видно среди большего количества харизматичных и опытных в чаепитии представительниц женского пола.
Таким образом, келин шай это своего рода возможность получить дополнительное «бата» (благослрвение) от новоиспеченных родственников, но в отличии от мужчин, женщины дают его только за отработку.

Часть 10.
Уйлену той (Свадьба).

Хотелось бы добавить пару слов об отце жениха. Есть такая притча. Спросили у уважаемого аксакала, в чем секрет его счастливой супружеской жизни длиной в 40 лет. На что аксакал ответил, что в самом начале, они с женой договорились о том, что все серьезные проблемы решает он, а все мелкие проблемы решает его жена. Так вот, за эти 40 лет совместной жизни, в их семье не возникло ни одной серьезной проблемы.
В любой казахской семье, отец жениха это очень важная персона. От агасы (Глава очага) его называет мудрая жена, а после женитьбы сына, это Бас куда (Главный сват)(!). Поэтому, женская половина старается не беспокоить его своей возней и оберегает от лишних хлопот. Отец семейства подключается обычно к процессу подготовки только трижды. В момент, когда составляется бюджет мероприятия, потом, когда наступает время платить по счетам. И, в самом начале, когда составляются списки приглашенных. На составление списков уходит не менее двух недель. О, какие горячие дебаты проходят вокруг этих списков, но самое удивительное, что при этом, каждый день список всё пополняется и пополняется. В самом начале этого списка, перечень самых близких родственников. У любого казаха есть три категории самых близких родственников - «Оз журты, нагашы журт и кайын журт». Т.е. Это родственники со стороны отца, родственники со стороны матери, и родственники со стороны жены. Далее список пополняется особой кастой родственников - это «Генерал кудалар». К категории «генерал куда» относятся не только родные сваты, но и кудалар многочисленных братьев и сестер родителей жениха, дети которых успели жениться раньше. Вы можете себе представить, какой же список этих самых кудалар получается, если женится младший сын отца, который в свою очередь тоже является младшим сыном в своей семье. Человек пятьдесят кудалар в списке вам гарантированы.
А дальше, в глобальном списке друзья, коллеги и еще одна особая категория людей «ответка жасау» или «бизди оздеринин тойларын шакырган».
понятный список знакомых и дальних родственников, которые в свое время успели пригласить родителей жениха на свадьбу своих детей. «Даже если вы не сходили на ту свадьбу, но ответку сделать вы обязаны» гласит казахская мудрость.
Отец семейства периодически возмущается, выговаривает своей жене, что она опять включила в список кучу незнакомых ему родственников, приговаривая
«Басымды катырып жибердиндер»(у меня от вас голова пухнет). А в моменты, когда надо успокоить свою благоверную, глава семейства с восторгом говорит «Тойдын болганынан боладысы кызык» (Подготовка к свадьбе интереснее, чем сама свадьба).
А если, для эксперимента, показать этот список виновнику торжества, то бишь жениху, то можно даже не спорить, что более 30% людей из этого списка, он просто не знает.
Идём дальше. Поиск и бронирование ресторана, это процесс в прямом соотношении зависящий от количества посадочных мест и кармана родителей жениха. Далее, этап покупки наряда и колец молодоженам, заказ видео и фотооператора, лимузины и прочие мелочи, которые обычно не вызывают много хлопот и переживаний.
Следующий важный момент после списков, это Тамада (Асаба) и шоу-программа. Казах без понтов, это безпонтовый казах. Вот здесь уже потирают ручки многочисленные представители шоубизнеса. Тамада тоже делятся на три категории:
1) Бюджетный вариант. Большинство представителей этой категории это агашки с пузиками, со стандартной зашоренной шоу программой одинаковых и пошловастеньких шуток, и бесконечной презентацией самого себя, в надежде набрать как минимум парочку новых заказчиков. Как правило, большинство представителей этого уровня искренне считают, что чем громче они вещают, тем успешнее мероприятие. Бегаюших по залу и шумящих детей они брезгливо называют «шыбындар», «микробтар», покрикивая, чтобы родители быстренько угомонили своих детей, мешающих работе «звезды». Стоимость такого уровня «ведущих» оценивается до 1000$;
2) Средний уровень, стоимостью от 1000-3000$. Более молодая каста тамада с креативным подходом, представительные, подтянутые, еще не избалованные, со своей современной аппаратурой и командой помощников.
3) Звездные тамада стоимостью от 3000$ и выше. Зачастую это резиденты казахстанских квн-овских команд, либо засветившиеся на телевизионных программах ведущие, уверяющие своих заказчиков, что они и есть главный успех любой свадьбы. В этой категории четко работают рыночные условия. Спрос=Предложение. Уровень проведения мероприятия ни чем не отличается от ребят из второй категории, зато есть наценка за местный бренд.

Тамада определен, надо решать с шоу-программой…

Часть 11.
Шоу-программа.

Тамада, в зависимости от того, к какой категории он относится, начинает предлагать по цене «только для своих» перечень звезд шоу-бизнеса.
Уровни предложений (на возрастание цены), начинаются совсем с юных, только делающих шаги, звезд шоу бизнеса, которых не знает 99% гостей, но услышав, как тамада презентирует юный талант, перечисляя огромное количество конкурсов, которые он выиграл, каждый гость решает про себя, что видимо это он не сведущ в новых тенденциях.
Следующая категория это большой перечень активно засветившихся на телевидении звезд казахской эстрады, репертуар которых не меняется уже долгие годы. Резиденты журнала «Жулдыздар отбасы» или категория «Фанера Forever».
Отдельным пулом идет молодое поколение, плеяда звезд -выпускников казахстанских телевизионных реалити шоу, постеры с фотографиями которых висят в комнате наших девочек тинейджеров. Если свадьба у молодых в возрасте до 25 лет, то пригласив эту категорию звезд, вы можете быть уверены в успехе вашего мероприятия, по крайней мере среди друзей молодоженов.
Следующая категория это наши искренне любимые легендарные звезды, именами которых названо не одно поколение наших детей. Роза…Макпал…Нагима…
Не любят фанеру, любят своих зрителей, но не умеют правильно зарабатывать на свадьбах. Почему я считаю, что они не умеют зарабатывать? Да потому, что им не обязательно петь. Им просто надо появиться на свадьбе, включить фонограмму, встать в центре зала и брать по 2000 тг за совместную фотографию с каждым гостем торжества.
Присутствие на свадьбе этих народных любимцев и возможность получения совместного фото со звездой это полный успех мероприятия. Это предоставленная возможность быть местной «звездой» вашей любимой татешке из аула, которая с гордо поднятой головой будет демонстрировать фотки своим соседкам и говорить «Керемет той болды. Роза Рымбаева болды. Бир столда отырдык. Мине суйрет». (Крутая свадьба была. Сама Роза Рымбаева была. Сидели за одним столом. Вот фото).

Отдельной категорией идут уже давно наши «свадебные» звезды, являющиеся резидентами российского шоу-бизнеса. Интересно, среди российских звезд еще остался хоть один, который никогда не видел нашу казахскую свадьбу? Если узнаете о таком, сообщите пожалуйста, срочно шакырайык, а то «уят болады».
Об этой категории свадеб, вы можете наблюдать через социальные сети, посредством многочисленных родственников и друзей молодоженов.

Ну все, подготовительную часть к свадьбе практически описала. Осталась сама свадьба…

«Тойдын болганынан боладысы кызык» - Подготовка к свадьбе гораздо интересней самой свадьбы.
Практически все организационные вопросы решены. В доме у жениха состояние полного хаоса. На полном бесплатном пансионе огромная толпа приехавших из регионов родственников. Постоянно пиликает домофон, на кухне неустанно кипит чайник и варится мясо. За столом постоянно кто-то пьет чай и беседует о бытие, санузлы постоянно заняты, телефон тоже занят, утюг в шоке, а количество обуви в прихожке напоминает обувные ряды барахолки. Вокруг с озабоченным лицами бегают родственники, каждый из которых искренне «сендерге комектесейн деп ертерек келдим»- приехал чуть раньше, чтобы помочь.
Посредине всего этого водоворота, склонившись над столом, сидят родители жениха. По их сосредоточенному виду кажется, что они сообща решают какой-то кроссворд. Да нет, решают они скорее несколько ребусов на тему «списки». Это три важнейших списка, которые формируются из общего количества гостей - список для беташара, список для тостов, список с рассадкой гостей по столам. Малейшая ошибка или описка при составлении и распределении этих списков может грозить дальнейшей родственной вендеттой.
Если при составлении первых двух списков еще можно полностью опираться на основной перечень, то рассадка гостей это сложнейший брэйншторминг. Здесь важно учесть всё, начиная с возраста, регалий, уровня в обществе, приближенности к семье, заканчивая точечными пожеланиями многочисленных родственников. Самые предусмотрительные родственницы, имеющие дочерей невест на выданье, могут тихонечко попросить, чтобы потенциальный кавалер нечаянно оказался за одним столом с ее дочерью. Самые «критичные» гости могут определить по номеру своего стола отношение к себе хозяев мероприятия и сделать кучу выводов. А потом срабатывает принцип «Сам придумал-сам обиделся» или «Меня не уважают- я так и знал».
Никогда нельзя забывать, что правильная рассадка гостей это самая «тонкая» часть в организации мероприятия и постоянная зона риска. Даже если вам кажется, что всё предусмотрено, лучше не расслабляться. Всегда должен быть выделенный человек из числа очень родных и уважаемых, который будет курировать рассадку и кому будет страшно сказать свои претензии. Недавно была на мероприятии, где вместо номеров столов были названия крупнейших городов мира. Потом, в туалете слышала вопрос одной женщины «Прага круче ма? Алде Венеция ма?»- Прага круче или Венеция? Думаю эта женщина по любому нашла причину, чтобы докопаться.
Отдельно надо отметить о дебатах, вокруг тостов. Молодожены активно сопротивляются, умоляя родителей ограничиться 3-4 тостами. Этот вариант прокатывает очень редко. В итоге, зачастую, решают сделать порядка десяти тостов, каждый в количестве по 20 человек. Вот здесь можно проверить профессионализм тамада, который должен добиться что сказали только два человека из толпы, а остальные по любому «риза» (довольны). Как говорит моя любимая тетушка «Не ушин мен жана кымбат койлек алдым? Соз сойлемесем де, видеога, суретке тусип каламын!»- «Для чего я купила новое дорогое платье? Даже если не успею ничего сказать, зато меня снимут на видео и фото»

Утро. Все приехавшие «пораньше комектесуге» родственники убежали по близлежащим салонам. Не нуждающиеся в салонах апашки, так и сидят «шай ишип» за столом. Работает «морской закон», кто не успел свалить, тот апашкаларга чай куяды (наливает чай апашкам). В этих случаях, очень важно, чтобы рядом был телевизор, где идут повторы всех вчерашних турецко-корейско-индийских сериалов. Вот все фыркают от сериалов, но любая казахская келин их обожает. Знаете как зовут телевизионных помощников любой казахской келин? Никелодеум и Хюрем. Когда приходят эти помощники, можно хоть спокойно самой чай попить и ФБ полистать.
Не буду отходить от темы. Так вот, подъехали лимузины, операторы, фотографы. Друзья жениха уже галдят во дворе. Классическая ситуация, это когда через час уже регистрация, надо срочно выезжать, но невесты еще нет (в салоне застряла), а родители жениха еще не одеты. Это видимо небеса дают последний шанс жениху «соскочить» под причиной опоздания в загс. Но, наш жених, помня всё через что ему уже пришлось пройти на данный момент, решает довести до ума свою затею. Все слава Всевышнему нашлись, всё успели и на последних минутах забежали дружно в ЗАГС. Мне кажется, если человек владеет даром читать мысли других, то в этом месте у всех сплошное «ми-ми-ми» в голове. Каждый раз вроде одна и та же процедура, но каждый раз трогательная. Родители молодоженов уже в мыслях нянчат общих внуков. Правда у мамы жениха совсем мельком пробегает мысль, что мог бы и получше найти, но видя счастливое лицо своего чада, она решает «Жарайды, балам бахытты болса болды» - Ну ладно, главное чтобы сынок был счастлив.
Родственники невесты умиляются красоте своей девочки, а родственники жениха умиляются своему мальчику, только у самих молодоженов в голове эйфория, а в теле адреналин.

«Таудай талап бергенше, бармактай бак берсин» - Пускай девочке будет дано маленькое женское счастье, вместо своего большого рвения. В любой семье где есть дочери, это самая повторяемая поговорка.
А я люблю шутить и говорить, что на безрыбье и рак морепродукт.

Молодые уехали кататься и делать фотосессию, а родители жениха побежали в ресторан. Близится кульминация. Дальнейшие события в трезвом сознании родители жениха увидят только из видеоматериалов свадьбы. Пожелаем им терпения.

Продолжение следует…

P.S. от автора:

Ко всем моим ироничным постам о казахских традициях вокруг свадеб, хочу сразу пояснить.
Очень чту и уважаю свои национальные традиции, не считаю их лишней тратой времени и денег. Я из категории «махровых» казашек. Живу в окружении большой семьи. Наши двери всегда распахнуты для большого количества гостей. Знаю, что счастлива и гармонична благодаря тому, что с детства живу в этой среде, в окружении людей, которые уважают и старших, и младших, уважают свою историю, культуру, свои традиции и свой язык. При этом, с таким же уважением отношусь и к другим нациям и к их культуре. Вокруг меня огромное количество близких и преданных друзей разных национальностей.
Надеюсь, что Всевышний даст нам с мужем здоровья и сил, чтобы мы смогли соблюсти все традиции, когда наши дети будут выпархивать из своих гнездышек.

Традиции празднования свадьбы у казах тесно связаны с особенностью их образа жизни. С древних времен у казахов был кочевой образ жизни и для того, чтоб молодых людей оградить от разгульного образа жизни, приучить к послушанию и ответственности, женили родители сыновей когда им исполнялось 14-15 лет, а девушкам 13-14 лет. В наше время уже нет таких ранних браков, но другие обычаи и традиции все дошли до современности. Например, в нынешнем времени сохранился обычай о том, что с родственниками в брак нельзя вступать до седьмого колена. Обычай сватовства обязателен, а о браке договариваются родители предполагаемой будущей пары.

Традиции сватовства

Для этого события назначался день, которым считался главным в подготовке к свадьбе. В дом невесты приезжали родители жениха, которые платили выкуп для того чтобы пройти в дом. Если выкуп родителей невесты устраивал, то сторона жениха приглашалась в дом для сватовства. По традиции еще с давних времен, женщина, самая уважаемая рода невесты согревала руки от домашнего очага и руками согревала лицо жениха. Таким образом жених получал тепло от дома невесты, чтоб в их доме было также тепло уютно.

После множества национальных песен сватов приглашали в комнату, где их ждали родные невесты.


Когда договор о свадьбе заключен, резали молодого барана и готовили бешбармак. Невеста все это время к гостям не выходит, а ждет, когда её позовут на смотрины. Для неё это очень волнующий момент, т.к. бывало часто, что молодые не были знакомы до этого момента. После знакомства все дружно садятся за стол с приготовленным бешбармаком. Ту звучат казахские старинные песни на свадьбу, без которых обряд сватовства не проходит.


Но впереди еще самый главный день – свадьба. Перед ней еще череда таких обрядов, как проводы девушки, девичьи посиделки,«свадьба жениха» и сама подготовка к свадьбе.

Казахские традиции и современность

Жених и невеста за день до свадьбы прощаются со своими родными, весело с друзьями празднуют предстоящую свадьбу. Казахская свадьба современности – это волшебное переплетение красивых древних традиций и обычаев.

По сей день платья невесты основным цветом считается красный. Его покупка лежит на плечах жениха, а невеста увидит его только в день свадьбы. От этого еще более трепетно ожидание того, когда снохи жениха придут и принесут свадебный наряд.

Традиционно в ночь перед свадьбой невеста должна сочинить прощальную песню, в которой выражается любовь к родным и готовность к началу новой семейной жизни.

Немаловажно продумать для свадьбы сценарий, который тамада должен четко следовать, т.к. очень важно последовательность свадебных тостов, поздравлений и обычаев.


Казахстан - государство, в котором испокон веков принято чтить традиции предков. Подчиняется им и казахская свадьба, которая проводится по давно устоявшемуся сценарию. Разумеется, некоторые казахов перестали вписываться в современную жизнь, однако многие красивые традиции остались неизменными. Что же они собой представляют?

Казахская свадьба: смотрины

В наши дни древняя традиция казахов находить невесту во время смотрин, которые называются «кыз кору», практически забыта, равно как и обычай вступать в брак по воле родителей. Молодые люди сейчас выбирают себе пару самостоятельно, женятся по любви. Однако были времена, когда семьи, имеющие маленьких детей, договаривались поженить их, не спрашивая мнения будущих жениха и невесты. В некоторых случаях подобные договоры заключались еще до рождения наследников, к примеру, если семьи желали породниться.

Вспоминая о том, как проводилась казахская свадьба в прошлом, нельзя не упомянуть и смотрины. Право выбирать невесту во время смотрин («кыз кору») было не у каждого жителя Казахстана, в основном его получали искусные джигиты, сумевшие доказать свое мастерство, а также отпрыски состоятельных или известных родителей. Юноша, желавший вступить в брак, вместе с друзьями отправлялся в аул, где проживали привлекательные девушки, достигшие возраста невест. Как правило, принимали потенциального жениха и его сопровождающих с почетом.

Во время смотрин девушки на выданье соревновались друг с другом в различных видах искусства. Также они оценивали возможных женихов, не стесняясь выражать свое мнение. Нередко устраивались песенные состязания между барышнями и кавалерами - «айтысы». Если между юношей и девушкой пробегала искра, далее наступала очередь сватов, которые направлялись в семью невесты.

Сватовство

Сватовство - обязательная часть такого события, как казахская свадьба, на казахском языке эта церемония носит название «куда тусу». Роль сватов традиционно возлагается на отца и других жениха. Семья невесты предупреждается об их визите заблаговременно, обязана обеспечить щедрое угощение (конечно, если им нравится претендент). Однако за вход в дом девушки сваты вынуждены заплатить, так как женская половина протягивает перед дверью аркан, который убирается только после того, как гости вручают хозяевам подарки: отрезы дорогой ткани, деньги.

Атмосфера на праздничных обедах царит теплая и дружественная, во время трапезы обсуждаются различные темы, не имеющие прямого отношения к будущему бракосочетанию. Только когда обед близится к завершению, сватам разрешается перейти к цели своего визита. Обсуждаются условия проведения брачной церемонии, устанавливается размер калыма. Право высказаться предоставляется всем старшим членам обоих семейств. Сватовство, которым традиционно предваряется казахская свадьба, не обходится также без обряда обсыпания «шашу». Делегаты жениха обсыпаются конфетами, печеньем, мелкими монетами родственницами невесты, также сватов могут заставить пройти разные испытания, поучаствовать в веселом представлении.


Представители жениха, приехавшие сватать девушку, обязаны иметь при себе «коржун». Это мешок, декорированный яркими лентами, бусами, монетами. Внутри него располагаются подарки: сухофрукты, конфеты, отрезы тканей и так далее. Перед отъездом сватов подарки вручаются и им, самый ценный презент при этом достается отцу жениха.

Показ невесты

Будущая новобрачная выходит к сватам лишь после того, как они перезнакомятся со всеми ее родственниками, договорятся с ними о свадьбе и калыме. Перед выходом невесты представители жениха должны вручить ее семье плату за смотрины, которая на казахском языке называется «коримдик». Только после этого девушку демонстрируют будущим родственникам.

Далее следует обряд, который официально закрепляет за девушкой статус невесты. Сваты надевают на нее серьги, как правило, эта почетная обязанность возлагается на мать жениха. Также сваты должны вручить подарки другим членам семьи, в основном это золотые украшения: колье, броши, кольца.

Калым

Выкуп за невесту - то, без чего в былые времена не могла состояться казахская свадьба. Традиции велят кандидату на руку и сердце девушки преподнести 47 голов скота ее родителям. Сейчас это правило соблюдается редко, достаточно положить в подарочный мешок, который вручают сваты семье невесты, 47 мелких предметов. Количество голов скота, которое требовали за невесту в прошлом, зависело также от благосостояния семей, намеревающихся породниться. За дочь крупного бая нередко платили до 1000, тогда как бедняки довольствовались 5-6 головами в качестве калыма.


Сохранилась в наши дни такая традиция, как материальная помощь, которую оказывают молодоженам родители. Обычай велит родственникам невесты обеспечить ей приданое, включающее ковры, постельные принадлежности, посуду и так далее. Родственники жениха должны выделить молодой семье деньги на приобретение мебели.

Очевидно, что далеко не каждая помолвка заканчивается браком. Если жених уже после визита сватов и уплаты калыма вдруг раздумывает жениться, не имея на то предусмотренных обычаем оснований, на возврат выкупа за невесту ему рассчитывать не приходится. Более того, семья обманутой девушки вправе принудить ветреного юношу к уплате штрафа, размер которого оговаривается отдельно. Иная ситуация складывается, если договор не соблюдается невестой или ее родственниками. В этом случае семья девушки должна не только полностью вернуть уплаченный им выкуп, но и компенсировать нарушение договора путем выплаты штрафа.

Наряд невесты

Во всем мире девушки, вступающие в брак, трепетно относятся к выбору наряда, не являются исключением и невесты, которым предстоит казахская свадьба. Платье невесты согласно традициям должно быть красным, однако в наши дни казашки могут выбрать и белое одеяние. Поверх платья, как правило, обладающего широкими и длинными рукавами, надевается расшитый орнаментом бархатный жилет, цвет его может быть любым.


Головной убор невесты, носящий название «саукеле», - элемент, без которого сложно представить себе такое событие, как казахская свадьба. Фото девушки, облаченной в традиционный головной убор, можно посмотреть выше. Выглядит «саукеле» как произведение искусства, обычай велит украшать его жемчугом и рубинами, изготавливать из дорогих тканей (велюр, бархат). В качестве декоративных элементов используются также бисер, бахрома, серебряные монеты. Верхняя часть головного убора украшается пучком, созданным из перьев филина, края отделываются мехом (лисица, соболь, норка). Богатство «саукеле» позволяет продемонстрировать финансовые возможности семьи.

«Саукеле» выглядит настолько роскошно, что за право полюбоваться на невесту, облаченную в этот головной убор, приглашенные на свадьбу друзья и родственники готовы дарить небольшие подарки.

Наряд жениха

Не только невеста обязана тщательно подготовиться к такому событию, как казахская свадьба. согласно обычаю должен превосходить, с точки зрения богатства, облачение любого гостя. Мужчина, вступающий в брак, должен выделяться из толпы, в чем ему помогает особый головной убор, верхняя часть которого украшена перьями филина. Также традиции велят жениху явиться на церемонию бракосочетания в сапогах на каблуках, набросив на плечи кафтан красного цвета, носящий название «чапан».


В наши дни казахи уже практически не одеваются так пышно, не делается исключение даже для такого мероприятия, как казахская свадьба. Обычаи современные благосклонно позволяют молодым людям облачиться в белоснежную рубашку и брючный костюм. Желательно, чтобы костюм идеально сидел, поэтому его шьют на заказ, цвет особой роли не играет. Однако многие мужчины все же не забывают о национальном головном уборе, подчеркивающем великолепие церемонии.

Не только о наряде должен побеспокоиться жених, которому предстоит казахская свадьба. Обычаи велят ему привезти с собой «той малы», так называется скот для свадьбы, который будет зарезан для пира. Количество зависит от состоятельности семьи, это может быть несколько баранов, лошадей или коров. Берут с собой и другие подарки, к примеру, дорогие ткани, фрукты, чай. Любопытно, что отношение семьи невесты к зятю зависит от суммы, которую он сможет выделить на подношения. Если родственники девушки останутся недовольными богатством даров, обычаи позволяют им выразить свое недовольство. Как правило, эту функцию берут на себя жены братьев невесты.

Выбор дня свадьбы

Даже при выборе дня проведения свадебной церемонии казахи учитывают сложившиеся много веков назад традиции. Чаще всего праздники проводятся в последние дни летнего сезона. В это время заканчивается религиозный пост, к тому же в изобилии присутствуют фрукты и овощи, поэтому это лучшее время для такого события, как казахская свадьба. Традиции и история показывают, что в брак казахам можно вступать и осенью. Весной и играют реже.

Современные женихи и невесты продолжают выбирать для проведения свадебной церемонии период полнолуния. Причиной такого решения являются светлые ночи, идеально подходящие для проведения ночных игр и состязаний, которые уже много лет остаются обязательным элементом праздника.

Далеко не всегда удается угадать с погодой, однако она также играет важную роль при выборе даты свадьбы. Считается, что вступив в брак в безоблачный, солнечный день, муж и жена не будут знать печали, ссориться друг с другом. Тогда как плохая погода расценивается как дурное предзнаменование, на которое, впрочем, многие казахи не обращают внимания.

Проводы невесты

Проводы девушки («кыз узату») - красивая церемония, с которой испокон веков начинается казахская свадьба. Традиции велят семье невесты в этот день и смеяться, и проливать слезы. Радость должен вызывать тот факт, что дочь, выходящая замуж, выросла красавицей и умницей. Источником грусти является необходимость расставания с девушкой, которая отныне будет принадлежать другой семье.


Сваты уводят невесту из дома очень рано, нередко ее уход совпадает по времени с восходом солнца. Традиция возникла не случайно, ведь восход солнца во всем мире ассоциируется с началом новой жизни. Семья не выпустит дочь из дома без традиционной прощальной песни, которая носит название «коштасу жары». Важно и количество сватов, оно должно быть нечетным. Обычно за девушкой приезжают 5-7 сватов, но возможно и большее число людей. Руководит процессией главный сват, именующий себя «бас куда». К этому человеку невеста должна будет относиться с уважением на протяжении всей жизни.

Свадебная церемония

«Неке кияр» - обряд, без которого не может состояться казахская свадьба. Традиции велят для совершения свадебного обряда приглашать муллу. Перед этим человеком помещается чаша, наполненная водой и накрытая тканью. Иногда в воду добавляются сахар и соль, согласно поверьям это приносит молодоженам счастье, защищает их от супружеских измен. Вокруг муллы собираются родственники и друзья, приглашенные на церемонию. Он произносит молитвы, после чего жених и невеста в присутствии свидетелей подтверждают свое согласие на брак.

Законы шариата гласят, что при беременности девушки не может состояться казахская свадьба. Обычаи рекомендуют перенести церемонию, дождавшись появления на свет ребенка. В наши дни это правило уже не так строго соблюдается, особенно если речь идет о первых месяцах беременности, когда ее еще можно скрыть.

Церемония прощания

Вступив в брак, девушка должна торжественно попрощаться с отчим домом, церемония носит название «коштасу». «Коштасу» - важная часть такого события, как казахская которой до сих пор не забыты жителями Казахстана. Новобрачная должна сказать душевные слова прощания всем без исключения членам семьи: матери, отцу, братьям, сестрам, а также другим родственникам, проживающим в доме.


Также девушка непременно исполняет прощальную песню, с помощью которой она высказывает появившиеся у нее сожаления. Новобрачная должна выразить жалость по поводу того, что появилась на свет не мальчиком, а девочкой, из-за чего ей приходится расстаться с родным домом, тогда как ее братья могут остаться с родителями. Также она обещает вскоре навестить семью, желает родственникам крепкого здоровья и счастья.

Нельзя забывать и о еще одном интересном обычаи, который связан с такой церемонией, как казахская свадьба, особенности которой зачастую удивляют представителей других национальностей. Новобрачной нельзя появляться в доме родителей целый год после свадьбы. Это делается для того, чтобы процесс привыкания девушки к новому дому максимально упростился. Тем не менее это вовсе не означает, что невесте в течение целого года нельзя будет видеться с родителями и другими родственниками. Главное, чтобы встреча происходила не в отчем доме, следовательно, правило не будет считаться нарушенным.

В доме жениха

Что происходит после того, как заканчивается казахская свадьба, как проходит знакомство новобрачной с новым домом? Приезд девушки также обставляется со всей торжественностью, церемония называется «келин тусиру». Согласно традиции весь аул должен принять участие в приветствии невесты. Интересно, что новобрачную не принято подвозить к порогу дома, в котором ей предстоит поселиться с мужем. Ее высаживают довольно далеко от аула, навстречу девушке выходят ее будущие соседки. Они провожают невесту в дом, не позволяя ей открыть лицо.

На этом не заканчиваются традиции, которым подчиняется казахская свадьба, особенности проведения которой могут удивить чужестранцев. Через порог новобрачная должна переступить непременно правой ногой, в противном случае семейная жизнь не заладится с самого начала. В доме ее и провожающих женщин осыпают сладостями, произносят поздравления. Далее следует роскошный пир, на который приглашаются все знакомые. Трапеза сопровождается веселыми конкурсами, состязаниями. Невесту показывают гостям не сразу, некоторое время она проводит в доме за специальной ширмой.

Обряд открывания лица

Торжественный выход невесты - следующий этап такого праздника, как казахская свадьба, традиции и истории которой уходят в глубь веков. Новобрачную, спрятавшую лицо под покрывалом, выводят к гостям в разгаре пира, к этому времени уже успевают собраться все люди, приглашенные на торжество. Церемония открывания лица девушки носит название «беташар», она обязательно сопровождается традиционными песнями. Далее новобрачная официально знакомится с родственниками супруга, почтительно выслушивает их и счастья, доброжелательные советы. После этого новоиспеченные муж и жена окончательно превращаются в отдельную ячейку общества.

Были времена, когда невеста не имела права присутствовать на пире, которым неизменно заканчивается казахская свадьба. Обычаи и традиции современные уже не вынуждают новобрачную ждать брачной ночи в отдельной комнате, оставаясь под зорким присмотром матери мужа. Невесты в наши дни в основном веселятся на празднике вместе со всеми.

Выше рассказывается о том, как проводится казахская свадьба, фото, сделанные во время праздничных церемоний, также можно увидеть в статье. Однако перечислены еще далеко не все интересные факты, касающиеся подобных мероприятий. К примеру, немногие знают, что когда-то девушки становились невестами в 13-14 лет, а юноши считались созревшими для брака в 14-15. Создание семьи в таком юном возрасте считалось полезным, с точки зрения нравственности, у молодых людей не оставалось времени для совершения непристойных поступков.

Старинный обычай не позволял становиться мужем и женой парню и девушке, которые принадлежали к одному роду. Не удивительно, что многие казаки и в наши дни прекрасно знают свою родословную, знакомы с родственниками до седьмого колена. Также учитывался возраст людей, желающих сыграть свадьбу. Для невесты непозволительно было быть старше жениха более чем на 8 лет. Мужчина же мог быть старше будущей супруги на 25 лет. Сейчас подобные ограничения соблюдаются менее строго, чем в минувшие времена тем не менее еще не забыты окончательно.

Еще один интересный обычай касается тостов, без которых не обходится казахская свадьба. Право на произнесение тостов предоставляется только старшим родственникам, выступления младших на свадебном пиру считается оскорблением.

Таковы самые интересные сведения о таком грандиозном событии, как казахская свадьба. Обычаи, традиции, фото - в статье есть вся информация, касающаяся этого праздничного мероприятия.