Виды шёлка. Из чего делают шёлк? Натуральный шелк – история происхождения ткани

Современные точки продаж одежды поражают своим многообразием, прилавки забиты одеждой из самых разных материалов, как натуральных, так и искусственных. Но основные позиции, как и прежде, занимает шелк, используемый для производства разных вещей. Этот факт объясняется в первую очередь уникальными свойствами материала.

Шелковая ткань не растягивается и не садится. Поверхность обладает приятным блеском, который при попадании солнечных лучей переливается разными оттенками и привлекает внимание окружающих. В процессе стирки материал впитывает в себя большое количество воды (практически половину от собственного веса), но это не препятствует его быстрому высыханию. Особенно ценным свойством шелка является прочность. Благодаря всем этим свойствам шелк заслужил любовь многих потребителей.

Есть у шелка и существенный минус - цена. Дорогая шелковая ткань многим не по карману, но и с этим удалось справиться благодаря технологическому прогрессу, в результате которого на полках магазинов стали появляться изделия, изготовленные из искусственного материала. Эта ткань так же пользуется популярностью у покупателей, хотя не обладает такими свойствами, как натуральный.

Из чего производится шелковый материал

Ткут из натуральных, синтетических, а также искусственных нитей. Две последние вариации смело можно отнести к одной группе - химической. Искусственная материя производится из целлюлозы с химическими примесями, она имеет несколько отличные характеристики и доступную стоимость.

Натуральный материал состоит из тоненьких волосков, в состав которых входит воск, жир и белки. создается из белков фиброина и клейкого вещества серицина. Красильные и минеральные элементы входят в состав волокон. Натуральный материал, так же, как и относится к разряду дорогостоящих элитных тканей с большим перечнем положительных качеств, которых нет у его синтетических аналогов, а именно:

  1. Повышенная гигроскопичность. Способность впитывать большое количество влаги, но при этом быстро высыхать.
  2. Гипоаллергенность. Материал не впитывает пыль, не электризуется, подходит для людей, страдающих аллергией, препятствует распространению микробов и маскирует неприятные запахи.
  3. Хорошая терморегуляция. В одежде из шелка у человека сохраняется оптимальная температура тела в любую погоду.
  4. Воздухопроницаемость и паропроходимость. Несмотря на то, что изделия из натуральной шелковой ткани имеют высокую плотность, природные волокна отлично пропускают водяные пары и воздух. Это обеспечивает наилучшие условия для функционирования человеческого организма.
  5. Износостойкость и долговечность. Шелковая материя обладает продолжительным сроком службы, не утрачивая качества. Она устойчива даже к воздействию уксусной кислоты и спирта. Навредить шелку может только концентрированный щелочной раствор или кислота, а также постоянное нахождение на солнце.
  6. Огнестойкость. Сказать, что натуральный шелк не горит, конечно, нельзя, но при попадании искры на ткань она не загорается, а начинает медленно тлеть, распространяя вокруг запах паленых перьев.

Преимущества искусственной ткани

Научно установлено, что химический состав качественных волокон благотворно влияет на человеческий организм. Рассмотрим свойства шелковой ткани:

  1. Облегчает болезнь суставов.
  2. Оказывает положительное влияние при сердечных и кожных болезнях.
  3. Помогает при вирусных и простудных недугах.
  4. Способствует процессу клеточного обновления, продлевая тем самым жизнь человека.
  5. Искусственный шелк успокаивает раздражение на коже и избавляет ее от сухости.

Шелковый материал отлично драпируется, а значит идеально подходит для пошива платьев и штор. Складки получаются ровными, а изделия легкими и воздушными.

Следующее преимущество шелка заключается в его стойкой окраске. Одежда из этой ткани не полиняет при стирке и не окрасится. Изделия можно сушить на солнце не опасаясь, что оно выгорит. Но, несмотря на вышесказанное, следует помнить, что уход за изделиями из шелка должен быть подобран в соответствии с его плетением и видом (о них мы поговорим ниже).

Недостатки искусственного материала

Несмотря на большое количество преимуществ у искусственного материала есть и минусы:

  1. К основным недостаткам можно отнести его способность накапливать электричество. Это свойство доставляет потребителям большие неудобства при носке, поскольку в самый неподходящий момент платье или юбка может прилипнуть к телу. Но решается проблема достаточно просто - нужно пользоваться специальным средством, антистатиком. У натурального материала такая проблема отсутствует.
  2. С тканью сложно работать. Искусственный шелк хорошо режется и гладится, но при этом края изделия сильно осыпаются. Поэтому многие начинающие мастерицы не рискуют брать его в работу. К тому же у ткани наблюдается повышенное скольжение, соответственно проводить раскройку деталей тоже непросто.
  3. Работать с шелковой тканью можно исключительно специальными иглами (они очень тонкие). При неправильно подобранной иголке в местах сшивания будут оставаться прорубленные дырки.
  4. Искусственный шелк сохраняет пятна на одежде. В отличие от натурального материала, маскирующего пятна и запахи, здесь, если человек вспотеет, останутся пятна. Отстирать их бывает сложно, на вещах остаются разводы даже при попадании чистой воды. В процессе глажения также нельзя мочить ткань, поскольку останутся следы, и вещь придется перестирывать.

Виды шелковых тканей

При производстве шелковых полотен применяются различные способы плетения. К самым популярным относятся:

  1. Атласное.
  2. Саржевое.
  3. Полотняное.
  4. Мелкоузорчатое.
  5. Крупноузорчатое.

Основным отличием всех перечисленных видов является красивый блеск присущий шелку.

По составу волокон полотна разделяют на присутствие нитей:

  1. Натуральных.
  2. Ненатуральных.
  3. Синтетических.
  4. Смесовых.

Интересно. К смесовым материям не всегда относится состав из натуральных и синтетических волокон. Полотно может включать в состав исключительно натуральные волокна, но разного происхождения. Например, в последние годы для пошива костюмов и платьев довольно часто используют материалы, в которых смешаны шерстяные и шелковые волокна в разных пропорциях.

  1. Креповые.
  2. Жаккардовые.
  3. Гладьевые.
  4. Ворсовые.
  1. Определенного направления.
  2. Поштучные (для пошива салфеток, скатертей и покрывал).
  3. Промышленные.
  4. Курточные и плащевка.
  5. Декоративные.
  6. Для текстильной галантереи.
  7. Подкладочная ткань.
  8. Сорочечная.
  9. Плательная и костюмная.
  10. Плательная и блузочная.

Креповые материи

К креповому типу шелка принадлежат полотна, которые были изготовлены с использованием правой или левой креповой крутки в основе или при помощи утке. Эта техника позволяет сделать материал шероховатым, мелкозернистым с подвижной структурой. Он отлично драпируется, тянется и обладает хорошей эластичностью. В этой технике используются два вида переплетения, в зависимости от того, что требуется на выходе - крепополотнянное или полностью креповое.

К самым распространенным типам креповых материй относятся:

  1. Креповый шифон - просвечивающая, легкая шелковая ткань, состоящая из двойной или тройной нитки крепа.
  2. Креп-жоржет - изящная шелковая материя, не такая прозрачная, как предыдущий представитель креповых тканей, к тому же она, более блестящая, и состоит из трех и четырех нитей.
  3. Креп-гофре - тонкая шелковая ткань, которая является производной от крепдешина либо креп-жоржета. Отличительная черта этого материала, как можно догадаться из названия, это «жатая» поверхность, которая получается при применении уточных ниток с различной креповой круткой.

Полукреповые материи

К этой разновидности, прежде всего, относится крепдешин и легкий шелк. В основу полукреповых тканей входит шелковое сырье метакса, которое добавляет материалу глянцевую привлекательность, а за счет использования полотняной технологии плетения, структура ткани хорошо драпируется, приобретает устойчивость и эластичность. Изделия, изготовленные из крепдешина, практически не мнутся, соответственно, очень практичны в носке.

Следующие представители полукреповых материалов - креп-сатин и креп-атлас. Описание тканей-шелк можно выразить таким образом: имеют довольно плотную текстуру, тяжелые, внешне почти не отличаются друг от друга. Лицевая сторона крепового сатина и атласа гладкая, а изнанка мелкозернистая. При производстве применяется атласное витье с креповым кручением нитей утка. Креп-сатин и креп-атлас используется для изготовления практически любых изделий: ежедневная одежда, вечерние наряды, облачение для сна и отдыха, занавески, дорожки, чехлы и другое.

К репсовым полукреповым тканям относится креп-марокен с выраженной скруткой нитки в основании. Такие ткани отличаются практичностью, прочностью, очень устойчивы в носке, имеют шероховатую и рельефную текстуру. Из креп-марокена отшивают деловые костюмы, повседневные и парадные наряды.

Еще одним представителем репсового плетения является файдешин (вариация крепдешина). Этот материал имеет довольно плотную специфическую структуру, за счет чего на лицевой стороне полотна поперечный рубчик выражен слабо. Применяется эта ткань для пошива одежды, в исключительных случаях занавесок.

Гладьевые материи

Гладьевые шелковые ткани различаются по составу волокна на следующие виды:

  1. Основа из вискозы с ацетатным утком.
  2. Основа из ацетата с вискозным утком.
  3. С основанием из вискозы с триацетатным утком.
  4. С основанием из триацетата с вискозным утком.

Всю гладьевую подгруппу шелка связывают одинаковые свойства, такие как совершенно сглаженная поверхность полотна и средняя плотность. Материал производится по полотняной, саржевой, атласной либо мелкоузорчатой технологии свивания из метаксы ослабленной пологой крутки, которая не дает крепового эффекта. Ткани гладьевой группы визуально похожи на хлопковых представителей, но они мягче и больше блестят.

К гладьевой подгруппе шелка относятся:

  1. Атлас/сатин/мокрый шелк. Это переливистые шелковые полотна атласного свивания, ровные и глянцевитые с лицевой стороны и матовые с изнанки. Эти ткани отлично драпируются.
  2. Шелковое полотно. Материал средней плотности с нежным блеском и наименьшей степенью прозрачности. По наружным признакам материал похож на штапельное полотно, но практически не мнется.
  3. Тонкая, не совсем прозрачная шелковая ткань с переливами из ниток муслинового кручения средней степени. Полотно имеет привлекательный внешний вид, но есть и минус - расхождение нитей.
  4. Шифон. Тонкий и воздушный материал. Он может быть однотонным, а также встречается шелковая ткань с узорами. Чаще всего применяется для изготовления рубашек и платьев.
  5. Туаль, фуляр. Оба полотна изготовляются полотняным свиванием, характеризуются воздушностью и пластичностью. Фуляр более легкий материал.

Мокрый шелк можно разделить еще на несколько видов:

  1. Дюпон.
  2. Шармез.

Все эти ткани имеют разную степень плотности и блеска. Применяются они для пошива нарядов для вечернего выхода и эксклюзивного постельного белья.

Жаккардовые ткани

Полотна, относящиеся к этой группе, выделяются высокой декоративностью. Жаккардовое плетение за счет разнообразных цветных переливов от светлых до темных тонов придает объема полотну. А блеск, присущий переливчатой шелковой ткани с рисунком, визуально обеспечивает поверхности металлизированный эффект. На жаккардовых полотнах могут встречаться самые разнообразные узоры: цветочные, многоцветные, геометрические или двухцветные. Для подчеркивания рельефа и фактурных контрастов применяются дополнительные вкрапления.

В жаккардовой подгруппе коллекция тканей не очень разнообразная. Основным сырьем для их изготовления является ацетатное и триацетатное волокно. Жаккардовые материи обладают высокой плотностью и довольно жесткие на ощупь, важное преимущество этого материала в том, что он не прихотлив в уходе. Сфера применения - пошив повседневной и нарядной одежды, костюмы для сцены и текстиль для дома.

Ворсовые материи

Эта группа тканей обладает высокой степенью декоративности и нарядности. Работать с ворсовыми полотнами достаточно сложно, поэтому пошив изделий осуществляется только профессиональными мастерами, обладающими навыками раскройки лекал, обработки швов и прочими.

Материи, относящиеся к этой подгруппе, выделяются тем, что имеют плотное ворсовое крепление, идеальный и выразительный рисунок.

К ворсовым тканям относятся:

  1. Бархат для пошива платьев. Полотна со сплошным, довольно плотным ворсом и устойчивым вертикальным расположением. Чаще всего этот материал производится однотонным, но в редких случаях можно встретить образцы с набивным рисунком.
  2. Велюровый бархат. Плотный материал с приглаженным, слегка наклоненным вискозным ворсом, высотой до 2 мм. Эта ткань значительно увесистее той, что применяется для пошива платьев.
  3. Вытравной велюровый бархат. Вискозный ворс расположен не сплошным полотном, а только на самостоятельных участках, предусмотренных рисунком.

Отличия натурального материала от аналогов искусственного и синтетического происхождения

Натуральные ткани от искусственного аналога отличить бывает достаточно сложно, чего не скажешь о синтетических полотнах, не существующих в природе, а являющихся исключительно непростыми химическими соединениями. При выборе изделий из шелка или материала остается полагаться на личные ощущения, которые могут подвести либо устроить проверку на горение (что вряд ли позволит сделать продавец). Как отличать материалы?

Для того чтобы понять, что находится перед вами, необходимо обращать внимание на следующие особенности:

  1. Синтетические материалы немного жестче, сильно электризуются, не садятся и не впитывают влагу. Внешне синтетика обладает переливами, блеск которых гораздо ярче, чем у натурального шелка. При горении нити плавятся, процесс сопровождается запахом горелой пластмассы.
  2. Искусственный шелк менее эластичен и очень мнется. По второму признаку, очень легко определить какой материал перед вами, для этого достаточно сильно стиснуть изделие в кулаке и подержать несколько секунд, после этого нужно разгладить его и оценить результат. На целлюлозных полотнах, прошедших процесс мерсеризации для получения натурального сияния остаются четкие заломы. Помимо этого, искусственный шелк можно проверить путем поджога нитки. Она будет загораться ровным огнем как бумага с характерным для нее запахом.
  3. Натуральный китайский шелк очень гладкий и приятный на ощупь, при наложении материала на руку он как будто «стекает» с нее. При соприкосновении с кожей шелк не вызывает дискомфорта, быстро принимая температуру тела и образовывая эффект второй кожи. Это свойство объясняется тем, что натуральные нити представляют собой протеиновый продукт жизнедеятельности насекомого, поэтому не отторгаются кожными рецепторами. Если натуральный шелк поджечь, он не пылает, а тлеет, выделяя в процессе запах горелых волос или шерсти. После догорания остается запекшийся комочек, который можно легко растереть пальцами.

Шелк — не только очень распространенная ткань для изготовления одежды, но и часто применяется в дизайне интерьера. Шелк обладает отличными качествами и высоко ценится во всем мире. В этой статье я расскажу как и из чего делают шелк.

Шёлк — мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда.

В настоящее время крупнейшим производителем шёлка являются:

  • Китай — около 50 % всего мирового производства,
  • Индия — около 15 % мирового шёлка,
  • Узбекистан — около 3 %,
  • Бразилия — около 2,5 %.

Тутовый шелкопряд — крупная бабочка с размахом крыльев 40-60 мм. Бабочки тутового шелкопряда, в сущности, практически утратили способность летать, особенно малоподвижны самки. Бабочки имеют недоразвитый рот и на протяжении всей своей жизни не питаются.

После спаривания самка откладывает в среднем от 500 до 700 яиц. Из яйца выходит гусеница (так называемый шелковичный червь), которая быстро растёт и линяет четыре раза. Гусеница развивается в течение 26-32 дней.

Гусеница питается только листьями тутового дерева(шелковицы). Поэтому распространение шелководства связано с местами произрастания этого дерева.

Окукливаясь, гусеница плетёт кокон, оболочка которого состоит из непрерывной шёлковой нити длиной от 300-900 метров.

В самых крупных коконах длина нити доходит до 1500 метров.

В коконе гусеница превращается в куколку. Выход бабочек из коконов наступает обыкновенно на 15 — 18 день после окукливания. Но до этой стадии шелкопряду дожить не дают — коконы держат от 2 до 2,5 часов при температуре около 100 °C, что убивает куколку и упрощает раскручивание кокона.

Волокно шёлка состоит на 75 % из фиброина и на 25 % из серицина. Если рассмотреть волокно под микроскопом, то будут заметны две параллельно идущие нити фиброина с комкообразными налётами серицина на них. Помимо фиброина и серицина в шёлке присутствуют воски и жиры, а также минеральные вещества.
Изготовление шелковой ткани

Волокнистое сырье шелковой нити последовательно проходит несколько этапов:

  • сортировка,
  • растрёпывание (для разрыхления спрессованный массы волокон и частичному удалению примесей),
  • вымачивание и дальнейшая сушка (для удаления серицина),
  • несколько этапов чесания (преобразования массы волокон в гребенную ленту с ориентированными волокнами), в ходе которых образуется длинноволокновый и коротковолокновый очёс, используемые для получения пряжи с разными свойствами,
  • кручение нитей, из которых позже на этапе ткачества будет изготовлена ткань.

Для придания шёлковым тканям полезных свойств также следует несколько последовательных этапов:

  • отваривание в мыльном растворе при температуре около 95 градусов на протяжении 1,5 — 3 часов для окончательного удаления серицина, красящих и жировых веществ;
  • окрашивание,
  • обработка раствором уксусной кислоты в течение 15-30 мин при температуре 30 градусов для придания блеска или сочности окраски для окрашенных тканей.

Для получения белого шёлка сырьё подвергают белению щелочным раствором перекиси водорода при температуре 70 градусов на протяжении 8-12 часов.

Заключительная отделка для всех видов сырья — это обработка горячим паром под давлением в течение нескольких минут для снятия внутримолекулярных напряжений в структуре волокон.

Шелк имеет некоторые особенности свойственные этой ткани:

  • При длительном воздействии высоких температур ткань становится более хрупкой.
  • После воздействия в течение всего 200 часов ультрафиолетом прочность уменьшается вдвое.
  • Хорошо впитывает воду.

Хотите знать, как ткань ткется? Да просто! Берется большая рама, в нее набиваются гвоздики со всех сторон на одинаковом расстоянии, по вертикали натягиваются нити основы, а переплетать их будут по горизонтали нити утка. Но с самим сотканным шелком еще повозиться надо. Его нужно отварить в мыльно-щелочном растворе, чтобы удалить остатки серицина. Правду сказать, после отваривания шелк теряет до трети от прежнего веса. Его нужно утяжелять специальными растворами. Для каждой шелковой ткани раствор свой. На этом мы останавливаться не будем. Только вспомним о дубовом шелкопряде. При отварке серицин полностью не удаляется, ткань получается толстой, с узелками. Такая ткань называется диким шелком или туссой.
Вообще, сорт ткани зависит от переплетения нитей, потому и шелк имеет разные названия. Вот здесь в заветной тетрадке все о шелковых тканях записано, как положено, в алфавитном порядке!
Атлас. Плотная ткань атласного переплетения. Соотношения утка к основе один к пяти. Впервые соткан, конечно, в Китае, вот образцы, посмотри: легкий для блузок и платьев, матовый с изнанки, блестящий с лица. Двухсторонний, тяжелый, этот хорош для постельного белья. Из него же шьют кимоно и халаты! Атласная ткань имеется на любой вкус: атласный стрейч, атлас муаровый с рисунком и без, одним словом выбор богатый. Ниспадающий, нежный и гладкий, не случайно на первом месте в моей тетрадке.
Бареж. Прозрачный шелк французского происхождения, изготовлен в газовой технике: основа к утку - один к одному. Из барежа шили дамское белье, украшали корсеты, мужские сорочки, панталоны, воротники и манжеты. Позже в бареж стали добавлять прядильные отходы. Ткань, потеряв былой блеск, вскоре вышла из моды.
Бархат. Мягкий, пушистый с лицевой стороны, гладкий и нежный с изнаночной, вот взгляни. В основу вводят ворсовые нити, вытягивая петли- готов петельчатый бархат. Если петли разрезать - получится разрезной, а если ворс двойной и разной высоты - бархат рытый. В 1652-ом в России был создан Бархатный двор. Бархат шел на отделку кресел и диванов, на пошив платьев и кафтанов. Подбивались бархатом шубы собольи, жаль, не носим одежды такие сегодня…
Батист. Тонкая ткань полотняного переплетения. Скрученные нити утка и основы переплетают друг друга, создавая однородную фактуру. Без рисунка и прочих глупостей простой и прочный батист в 13 веке создал прекрасный мастер-ткач - Франсуа Батист. Сегодня батист ткут из хлопка, дешевая ткань используется для изделий разного толка.
Брокатель. Один из примеров узорного ткачества. В нити шелковой основы вплетали шерстяные нити, скрученные с тонкими нитями серебра или злата, следуя задуманным мотивам. Получалась ткань высокого качества. Легкая, полупрозрачная, тонкая всем на диво.
Бурдесуа. Шелковое сырье из поврежденных коконов шелкопряда. Используется как уток в сортах ткани низкого разряда.
Газ. Прозрачный шелк, две нити основы переплетают один уток. Существует несколько сортов газа, перечислю несколько, не моргнув глазом:
Газ-иллюзион - самый тонкий;
Газ-кристалл - самый блестящий и яркий;
Газ-марабу - самый жесткий;
Газ-рис - самый мягкий.
Грезет или гризет. Шелк низкого сорта с цветочным рисунком серого цвета. А вот вопрос, что означает слово «грезетка»? Бедная девушка из рабочих кварталов Парижа в скромном платьице из гризета.
Грогрон. Ткань высокого качества. От лучших коконов шелкопряда получают самую длинную нить и получается эталон шелкоткачества. Тонкий и легкий. Ткань для невесты. Одна часть слова - «гро» - означает шелк, другая - название места. Потому гродешин - из Китая, грондавер из Анвера, гродеберлин - из Берлина, гродефлоранс - из Флоренции, гродетуар - из Тура, все тот же грогрон, но различной фактуры.
Дама. Двухсторонняя ткань из Дамаска, где лицо, где изнанка, не разобрать без подсказки. Чередование атласного и полотняного переплетения, как и горгрон имеет разные названия и происхождение. Дамассе - атласный крупный узор на матовом поле, дамаскет сверкает металлическим блеском цветов на атласном фоне.
Дамаск. Шелковая материя восточного происхождения. Переплетение копровое предназначалось для церковного облачения. Более легкий дамаск полотняного переплетения шел на одежду мирян, дамасское кружево славилось, густотканным тяжелым дамаском мебель мягкая обтягивалась.
Диаспер. Тонкий золотистый шелк. Основа одна плюс соединительный и рисуночный уток.
Дымка. Легкий прозрачный шелк шелковой нитью вышит - каждый цветок изяществом дышит.
Дюшес. Высококачественный шелковый сатин, блестящий и плотный. В старину у купцов товар номер один, ходовой и бойкий. Штаны, шаровары, рубахи носили щеголи-заводчики и зажиточные казаки.
Жаккард. Двухсторонний блестящий шелк с рисунком всегда в авангарде. Изобретен Жозефом Марией Жаккардом. Это и шпалеры, и матлассе, и клоке; вырабатывается все на жаккардовом станке.
Кайосети. Набивные ткани кайосети получили популярность в Японии в У111 веке. Необычайные и оригинальные узоры наносились деревянными формами - манерами. Нередко сочетали набивку с ручной росписью (набиты цветочки метко, тушью написана сакуры ветка, с подписью мастера). На одежду шла ткань кайосети, для ширм же расписывался шелк-рокети, в технике горячего батика, лаконично и тонко. Японские ткани древних времен и средних веков до сих пор поражают потомков.
Креп. Рельефный, полупозрачный шелк с рисунком и без. Основу из туго скрученных нитей переплетают слабо скрученный уток. Креп имеет много сортов и названий: креп-маронн, крепдешин, креп-жоржет. Нежный, легкий и мягкий, шьют в основном из крепа блузки и платья. Крепдешин шасси. Это легкая ткань с эффектом кожи персика. Есть ли у вас по этому поводу версии? Но строго между нами говоря, ткань отваривают с песком в больших чанах. И вот результат!!!
Кэсэ. Ткань китайского узорного ткачества в сочетании с росписью кистью. За много веков до нашей эры китайские мастера достигли высокого качества - тканые птицы, порхающие меж искусно написанных листьев.
Лавабль. Мягкая, струящаяся, полупрозрачная ткань такая. Тонкая, легкая, но высокой прочностью обладает.
Магнул. Образец китайских ткацких законов: шелковая материя с изображением ужасных драконов.
Ткань императора, для каждого дракон свой. А секрет в материю заключен большой. В шелк вплетали волокна тростника, я для мягкости - терли с песком слегка. Красили соком водорослей морских. А нет ли в этой ткани тайн иных? Платью из магнула приписывают силу трех стихий: воды, воздуха и земли. Воздух - это шелковая нить бабочки шелкопряда, прилетевшего из райского сада. Вода - это водоросль морская, цветом жженого золота привлекала. Земля - волокна тростника. Изысканней ткани не придумали пока!
Органди. Тонкая, очень прозрачная ткань. Жесткая и блестящая. Для сари соткали однажды органди в Индии, на родине Тагора и Ганди. В современной моде - вечерние блузоны, жакеты - для одежды разных сезонов, но в основном, конечно, весна-лето.
Паволок. Так называли на Руси шелк, привозимый из Константинополя во времена Вещего Олега. Домашнее убранство, церковные одежды и дамские платья шились, несмотря на хазарские набеги.
Парча. Тяжелый шелк с узором богатым, тканым серебром или златом. Парча была дорогой, ввозилась она, как ни странно, сначала из Византии, Турции и Ирана. Но лучшая парча изготавливалась в Венеции в средние века. В России же атласные ленты и парчу начали ткать в 1594 г. Парчовыми были церковные одеянья, но и знать на нее обращала вниманье. Миром моды правила парча в 70-е годы двадцатого века. Но сегодня, как и вчера, она на первом месте в коллекциях модельеров со всего света.
Петинет. Кружевная шелковая материя - цветочных мотивов феерия.
Плюш. Бархатное шелковое полотно, ворс длинный, густой и пушистый, нежный и мягкий, что шерстка у кошки. Занавес на старинной картине, плюшевый мишка, а сегодня еще и юбка у Ксюши из того же плюша.
Поплин. Плотное, гладкое, одноцветное или с рисунком полотно. Название ткани дало французское местечко одно. Из высококачественной шелковой основы изготавливали поплин дорогих сортов для дам; шелковые очесы в основе плюс хлопчатобумажный уток - и дешевый поплин готов для крестьян.
Репс. Плотное шелковое полотно в мелкий рубчик, продольный или поперечный, образуется за счет разной толщины нитей основы и утка. Шелковй репс был дорогим и водился только в городах, конечно.
Ри. Шелк из прочного желтого волокна кокона бабочки-павлиноглазки. Тонкие платки - шантунги из шелка «ри» славятся своей яркой окраской.
Сканый шелк. Спряден из золотой нити с шелком. Дорогая царская ткань работы ручной и тонкой.
Тафта. Гладкая шелковая однотонная ткань, бывает с эффектом «шан-жан». Переплетение простое - уток к основе, один к одному. За счет тугой пряжи слегка жесткая потому. На Руси из тафты шили одежду еще в 15 веке. Женские платья, мужские костюмы, сумочки и береты. Тафта - самая старая шелковая ткань, известная человеку.
Твил. Плотный шелк в мелкий рубчик, особенно хорош для подушек.
Флоранс. Шелковая фантазия флорентийских ткачей. Летящая ткань, полупрозрачная - забава для богачей.
Фуляр. Тонкая ткань из некрученых шелковых нитей полотняного переплетения. Мягкий и легкий для белья и платков. Любимая ткань для росписи у художников, без сомнения.
Чанча. Шелковые очесы пустили в ход, качественный шелк в основе, очесы - в уток.
Чесуча. Блестящая желтая платяная ткань без узора, изготовленная из особого сорта шелка - тусора. В настоящее время на пике моды. Ваши же мамы носили в шестидесятые годы.
Чо балетное. Жесткое и прозрачное, на первый взгляд невзрачное. Но декораторы и костюмеры оценили «чо» в полной мере. Легкие облака, пачка у балерины, занавес на сцене, пелерина у героини, жабо у героя и еще многое другое.
Шелк. Натуральное волокно, получаемое из кокона тутового шелкопряда; как вы знаете, использовалось оно для создания тканей, ковров, нарядов… Длина нити одного кокона - километра два. По мнению Конфуция, шелководство появилось в Китае сперва. До 6 века секрет его сохранялся в тайне, в Европу попадали уже готовые ткани. Известно много сортов шелка: ливанский биротин, китайский пеламс, французский глассе, газ, штоф, муслин… Свойства и внешний вид шелка зависят от качества сырья, способов обработки, видом переплетения нитей…и фантазии мастера!

Многое могу еще рассказать про ткани. К примеру, слыхали ли вы о «шан-жане» ? Это китайская техника ткачества, когда используются разного цвета нити утка и основы, получается шелк высокого качества, цвета, допустим, синего, а в складочках - голубого. Это может быть тафта и органза, шандунг и дюпон, одно движение и меняется цвет, ну чем не «хамелеон». Возможно, и по-другому вырабатывается он. Китайские ткачи - народ умелый, секреты хранить всегда умели. Если ж основа вискоза, а уток - шелк, и от одной краски будет толк! Нити разной ткани различного качества поглощают краску по-разному. Вот чудачества! Одна нить получается одного цвета, другая - другого. Все очень просто, но как толково! «Ментенон» , «помпадур» , «дюбарри» - старинные ткани, названные в честь знаменитых фавориток. Будто бы вышиты по атласу растительные орнаменты - букетики из маргариток. Виньетки, гирлянды из роз, пухлые ангелочки в зарослях виноградных лоз. Рокальный орнамент в виде раковин и завитков волн, и каждый мотив движения полн.
Фаворитки формировали вкус двора и Людовика «Солнышко», и Людовика «Льва»! Один говорил: «Государство - это Я!», другой: «После нас хоть потоп!», и каждый старался, как мог. Изо всех сил перещеголять в богатстве и роскоши всех, кто правил до него и на всякий случай, на будущие времена. Самый роскошный, вплоть до нелепости, стиль был создан в эти века. Стилю Людовика 14 подчинена была каждая мелочь, от тканей до ножки стола. Вот вам пример: бант «Лавальер», галстучный узел знаменит только тем, что его завязала на шее Людовика фаворитка Луиза де Лавальер.
Были еще «лицевые» ткани: создавались они в Тебризе, Кашане и Исфахане. Юноши, девушки, сцены из эпосов и преданий, всадники, побивающие драконов и львов; нередки были и изображения птиц и цветов.
Не только одежду шили из шелка, что вы! Для мебельной обивки и стен ткали плотные штофы, шелковые обои, ковры, кружевные шторы, белье, обувь, головные уборы… Из отходов шелкоткачества изготовили первую бумагу, а также вату, утепляли ей видно кимоно и халаты.
Из шелка делали корд велосипедных и автомобильных гоночных шин, крепкие веревки и тонкие тросы… Высокой крепостью отличается шелковая нить - это без всяких вопросов.
На заре ХХ века началось развитие авиации, и изобретенный Леонардо да Винчи парашют становится настоящей сенсацией. Сотням тысяч летчиков спас жизни шелкопряд - тутовая моль, ангел - хранитель, помогающий всем подряд. Кроме летчиков, спасал он и души другие: прочная шелковая нить издавна применяется в хирургии.
И, наконец, о китайском ткачестве рассказать вам хочу: тема эта интересна, не только ткачу. Ткацкого искусства китайцев примеры датируются вторым тысячелетием до нашей эры! Это самые разные виды шелка, от атласа до органзы, с различным орнаментом, вообрази. Около 50 орнаментов существовало в эпоху династии Тан: «бабочки, резвящиеся среди цветов», оживляли ткань; «лотос и тростник», «дракон и феникс», «пионы», «водяные травы с рыбками», «дворцы и павильоны»…
Шелковые картины - часть культуры Китая. Вэнь Чжэньхэн в своих книгах, к слову сказать, утверждает, что «возвышенный муж не может не держать в своем доме среди прочих картин одно-два таких полотна», на которых пейзажи знаменитых художников, а, кроме того, каллиграфическая надпись украшать полотно должна.

До сих пор именно в Китае производят шёлк самого высочайшего качества, который пользуется огромным спросом во всем мире.

Благодаря современным технологиям у потребителей есть возможность выбирать среди невообразимого количество шёлковых тканей, отличающихся качеством сырья, видом переплетения нитей в полотне, способом обработки готового материала и ценой. Последняя может доходить до нескольких десятков тысяч рублей.

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ВИДЫ НАТУРАЛЬНОГО ШЕЛКА

ШИФОН

Очень тонкая, нежная, струящаяся ткань из пряжи шелковых волокон креповой крутки, с неровной поверхностью, на ощупь напоминающей песчаную. Идеально подходит для летних платьев, сарафанов, туник и легких блузок.

КАК РАБОТАТЬ С ШЁЛКОВЫМ ШИФОНОМ ЧИТАЙТЕ НА BURDASTYLE.RU

АТЛАС

Если это слово перевести буквально, получится «гладкий». Шелковая ткань атласного переплетения с глянцевой лицевой поверхностью. Атласный тип переплетения нитей был изобретен в Китае. Известны гладкие и узорчатые, муаровые, тяжелые и другие сорта атласов. Атлас используют для изготовления, платков, галстуков, занавесей, обивки мебели, отделок на дорогие церковные облачения. Кроме того, из атласных шелков шьют свадебные наряды.

БАРХАТ НА ШЁЛКОВОЙ ОСНОВЕ

Бархат это ворсовая ткань с мягкой пушистой лицевой поверхностью. Основой для ворса, определяющей сорт бархата, может служить шелк. В России впервые бархат стали изготавливать именно на шелковой мануфактуре, еще в XVIII веке.

ШЁЛКОВЫЙ БАТИСТ

Тонкая полупрозрачная мягкая мерсеризированная ткань, полотняного переплетения из туго скрученных нитей. Обладает высокой прочностью в сочетании с легкостью и прозрачностью. Название ткани происходит от фамилии ее создателя Франсуа Батиста из Камбре, французского ткача, жившего в XIII веке. Шелковый батист прекрасная альтернатива 100% шёлку, так как стоит на порядок дешевле и с ним легче работать.

ГАЗ

Легкая прозрачная ткань из шелка, отличающаяся особенностью выработки. Газ встречается полотняного и диагонального переплетения.

ГЛАДКОКРАШЕНЫЙ ШЕЛК

Ткань наивысшего качества, из самых лучших коконов тутового шелкопряда, дающих длинную неповрежденную нить. Качество сырья позволяет добиться очень плотного кручения пряжи, но при этом вес ее невелик.

ДЮШЕС

Очень блестящий высококачественный плотный материал сотканный из шёлковых волокон.

КРЕП

В переводе с французского «crepe» - шероховатый, волнистый. Ткань, вырабатываемая из шёлковых нитей с очень большой (креповой) круткой. Самые распространенные виды: крепдешин, креп-шифон, креп-жоржет, креп-сатин. Креп хорошо драпируется и может похвастаться малой сминаемостью.

ШЁЛКОВАЯ ВУАЛЬ

От французского «Voile»: покрывало, завеса. Гладкая полупрозрачная ткань, вырабатываемая из шелковой пряжи. Вуаль бывает белёная, крашеная и набивная, часто с вышивкой.

КРУЖЕВО - ДЕЛИКАТНЫЙ И СЛОЖНЫЙ В РАБОТЕ МАТЕРИАЛ. НАШИ СОВЕТЫ ПОДСКАЖУТ, КАК ШИТЬ ИЗ КРУЖЕВА

МАТЛАССЕ

Ткань из натурального шелка с жаккардовым рисунком наподобие стежки на ватине. По способу изготовления и внешнему виду напоминает клоке.

МУСЛИН

Очень тонкая, легкая шелковая ткань полотняного переплетения, схожая с батистом. Слово «муслин» произошло от названия города Мосула в Ираке, где в древности находились текстильные мануфактуры.

ПАРЧА

Сложноузорчатая художественно-декоративная материя с шёлковой основой, содержащая металлические нити с золотом, серебром или имитирующими их материалами. Золотые и серебряные нити в парче вырабатывались из чистого драгоценного металла только в древности.

ТАФТА

Глянцевая шелковая ткань из очень туго скрученных нитей полотняного переплетения. За счет чего тафта достаточно жесткий материал, хотя и тонкая, хорошо держит форму.

ЧЕСУЧА

Суровая платяная ткань желтого цвета, изготовленная из особого сорта шелка - тусора.

УЗНАЙТЕ О ВИДАХ ТРИКОТАЖНЫХ ПОЛОТЕН И ИХ ОСОБЕННОСТЯХ ИЗ НАШЕГО МАСТЕР-КЛАССА

Все перечисленные разновидности шёлковых тканей получают из кокона тутового шелкопряда, сырья для изготовления пряжи для ткачества. Это полностью натуральный материал, необычайно мягкий, нежный и в то же время прочный.

Те же названия используют и для обозначения синтетических «шёлковых» тканей, которые на первый взгляд очень похожи на настоящий шёлк. Если вы опытный покупатель, то легко отличите натуральный материал от искусственного. Кроме того, магазины тканей, которые дорожат своей репутацией и ценят каждого покупателя, вряд ли пойдут на обман.

Но как быть новичку? Или если на ткани нет никакой маркировки? Есть несколько простых способов, которые помогут безошибочно узнать настоящую шёлковую ткань.

КАК ОТЛИЧИТЬ НАТУРАЛЬНЫЙ ШЁЛК ОТ ПОДДЕЛКИ

  • Цена - один из первых, но не главных отличительных признаков. Натуральный шёлк всегда стоит дороже своих синтетических аналогов.
  • Шёлк очень приятен на ощупь. Нежный, мягкий, легко струится и плавно «стекает» с рук. Искусственный гораздо холоднее тактильно и жестче.
  • Натуральный шёлк обладает уникальными термическими свойствами - при соприкосновении с телом, он приобретает его температуру.
  • В отличие от синтетических тканей, обладает высокой гигроскопичностью.
  • Блеск у натурального шёлка естественный, приглушённый, при разном освещении меняет оттенок, цвет переливается. Искусственный имеет характерный блеск, но цвет не меняет.
  • Как и любые другие натуральные ткани, шёлк мнется, но незначительно. Образуются мягкие складки, которые почти незаметны и в процессе носки самостоятельно распрямляются. Сминаемость искусственного шёлка более выраженная - остаются заломы, которые иногда даже утюгом невозможно разгладить.
  • Синтетические шёлковые ткани обладают сильной сыпучестью по краю срезов.

САМЫЙ ВЕРНЫЙ СПОСОБ ОПРЕДЕЛИТЬ ПОДЛИННОСТЬ НАТУРАЛЬНОГО ШЁЛКА


Это вытянуть несколько нитей из полотна и поджечь их. Сгорая, они должны пахнуть шерстью, жженым волосом.

Пепел от такого эксперимента легко рассыпается.

В то время как синтетический материал не горит, а плавится, источая неприятный запах пластмассы и образуя твердый запекшийся комочек. Вискозный шёлк тлеет и пахнет точно так же, если бы вы подожгли кусочек бумаги. Пепел от него можно растереть в пальцах.

Ткань природного происхождения. Её получают из кокона куколки насекомого, которое так и называют «шелкопряд». В наши дни встречается не только натуральный, но и искусственный шёлк, а также материал с добавлением синтетики.

Шелковые волокна впервые начали производить в Китае. Именно в Поднебесной ещё в V тысячелетии до нашей эры была открыта особая технология изготовления этого чудесного материала. Долгое время она держалась в строжайшем секрете.

Существует огромное количество видов шелковых тканей. Их главные различия в технологии переплетения, которые придают им уникальные особенности и внешний вид.

Атлас - блестящая и плотная шелковая ткань. Поверхность атласа обычно гладкая, но материал может быть и узорчатой. Атлас отличает характерный блеск, лицевая сторона напоминает глянец. Достигается такой эффект с помощью особой технологии производства.

Тип плетения этой ткани, как и самого шёлка-сырца, изобрели в Китае. Вместе с техникой производства материала из коконов тутового шелкопряда, эти знания попали сначала в Среднюю Азию, а затем и в Европу, где материал получил широкое распространение.

Газ (газ-иллюзион, газ-рис, газ-марабу, газ-кристалл)

Это полупрозрачная шелковая ткань, что достигается большим пространством между её нитями. Газ очень лёгкий и мягкий. В изготовлении разных видов газа используют узорчатое, гладкое и диагонально плетение.

Газ-иллюзион – наитончайший и почти прозрачный материал, напоминающий лёгкую паутину. Изготавливается из тончайшей шелковой пряжи. Из него делают шторы, лёгкие шарфы, элементы свадебных украшений.

Газ-рис – лёгкая, прозрачная и слегка шершавая. Текстура достигается благодаря особому рисовому плетению. Отсюда такое название.

Газ-марабу - довольно жёсткий золотистый материал из шёлка-сырца, производимый из туго скрученных нитей. Был широко распространён в начале XVIII века. Использовался для пошива пышных женских платьев.

Газ-кристалл отличается ярким блеском. В его производстве используют разноцветные нити, отчего поверхность переливается, точно драгоценные камни. Во Франции из неё шили шикарные бальные платья.

Креп

Название материала переводится с французского, как «волнистый», «шероховатый». При производстве крепа нити скручивают налево и направо, чередуя определённым образом.

Для этой ткани характерна неровная поверхность. Текстура чем-то похожа на песок.

Креп отлично драпируется, ложится красивыми волнами, не мнётся. Вещи, сшитые из него, носятся очень долго.

Помимо, шелкового креп бывает хлопчатобумажным, полушерстяным, синтетическим. Сейчас его используют преимущественно для женских платьев.

Тонкая полупрозрачная лёгкая ткань, выполненная из . Бывает матовой и глянцевой. На органзе вышивают узоры, наносят оригинальные рисунки при помощи печати. Из неё часто шьют костюмы для восточного танца и гардины.

Шёлк-Сатин

Сатин происходит от слова «зайтуни» - арабского названия гавани Цюаньчжоу в Китае, родины этой ткани. У шёлк-сатина гладкая плотная поверхность, для которой характерен красивый блеск. Из него изготавливают постельное белье, мужские рубашки, подкладку.

Шёлк-сатин производят из двух видов материала – 100% хлопкового сатина и чистого шелка. Плотность переплетения данной ткани – 170–220 нитей на 1 кв. см.

Важно! Белье, сшитое из шёлк- сатина, очень прочно и долговечно. Оно выдерживает свыше 200 стирок, не протирается, а по стоимости дешевле, чем шёлк.

Ткань из туго скрученных шелковых и хлопковых нитей. В производстве часто участвуют синтетические волокна. Тафту отличает высокая плотность и жёсткость. Образует ломкие складки, что позволяет достичь дополнительного объёма и пышности.

Туаль отличает высокая плотность и нежный блеск. Эта ткань превосходно держит форму и используется в качестве подкладки, для шитья платьев и галстуков.

Шифон

Очень тонкий воздушный материал из туго кручёных нитей шелка. Отличается прозрачностью, лёгкостью и красиво струится. Великолепно подходит для пошива летних блузок и лёгких шарфов.

Чесуча (дикий шёлк)

Чесуча – дикий плотный шёлк с удивительной фактурой. В производстве используют нити неравной толщины, которые и образуют такую поверхность. Она прочная, хорошо драпируется, но требует деликатности в уходе. Чесучу используют в шитье штор и различной одежды.

Фуляр чаще всего используют как отделочный материал. Тонкая и мягкая шёлковая ткань, из которой шьют платки, шарфы и косынки. В XX веке из фуляра шили также платья, занавеси и абажуры.

Плотная портьерная ткань средней степени жёсткости, с приятным блеском. Эта эксклюзивная ткань, почти целиком состоящая из натурального шелка. Особо ценится дюпон производства Индии. Из него шьют свадебные и вечерние платья, аксессуары и дорогое постельное белье.

Шелковая ткань, в изготовлении которой используется креповое плетение. Лицевая поверхность креп-жоржета блестящая и шероховатая.

Важно! Отличие креп-жоржета от других разновидностей крепа - направление плетения. При производстве основная и уточная нить скручиваются в разных направления. Это делает ее плотной, но лёгкой и упругой.

В эпоху балов из креп-жоржета шили модные женские туалеты. Теперь эта ткань не так популярна. Из неё делают драпированные занавеси, а также некоторые модели юбок, блузы и шарфы.

Вид шёлковой креповой ткани - з ернистая с креповой технологией кручения. Обладает умеренным блеском, плотная и тонкая. Из крепдешина шьют шали, костюмы, блузы.

Важно! Мягкие ниспадающие складки и драпировки – характерная черта этого материала.

Эпонтаж (или эпонж) различают шелковый и хлопчатобумажный. У материала неровная губчатая поверхность с декоративным цветным узором в виде клеток, полосок, меланжа.

Парча всегда считалась тканью дворян, царственных особ и служителей церкви. Этот тяжёлый материал, производимая из шелка со сложным узором, выполненным металлической нитью. Раньше узор делали нитками из сплавов золота и серебра. Этим объясняется высокая стоимость материала.

В наши дни узоры на парчу вышивают не только из жёстких металлических нитей. Используют нитки изо льна, шелка или хлопчатобумажные.

Муслин вырабатывают из натурального шёлка повышенной накрутки. Материал прозрачный и тонкий. Используется для пошива театральных костюмов и платьев.

Са́ржа (итал. sargia, фр. serge; от лат. sericus – «шелковый») - технология производства саржи - переплетение нитей по диагонали. Каждая следующая нить смещает пересечение на 2 или более других нитей. Саржу вырабатывают гладкокрашеной или набивной. Применяют, как подкладку, техническую или платьевую ткань, для пошива спецодежды.

Эксцельсиор, эксельсиор

Шелковая ткань полотняного плетения с ярко выраженным блеском, тонкий и прозрачный. В производстве используют некрученую нить. Эксцельсиор хорошо драпируется. Ткань весьма красива. Её используют дизайнеры, работающие с батиком, а также создающие шелковые цветы и элементы декора.

Шармез очень похож на атлас. У обеих гладкая лицевая поверхность с характерным блеском. Разницу можно определить, пощупав материал: шармез тоньше и мягче атласа.

В шелковом батисте содержится приблизительно 3% шелка, который придаёт вещам блеск. Для её изготовления применяется полотняное переплетение. Батист красиво струится и образует элегантные складки. Хорошо подходит для длинных платьев.

Какой бы вид шелка вы ни выбрали, главное избежать синтетических подделок и можно быть уверенным в качестве изделия. Шёлк не вызывает аллергии, а одежда из него при правильном уходе радует вас долгие годы.