Согласны ли вы с тем, что друг познается в беде.

Дружба … Ведь если по-настоящему задуматься, то на протяжении жизни она проходит определенные этапы эволюции, но делает это по-своему: своеобразно, нетипично и, пожалуй, немного жестоко.

В нашей жизни есть и постоянно появляются новые лица. Вспомните … множество «подруг» и «друзей» на улице, сплошная масса товарищей в детском саду и школе. Где бы ты ни был, куда бы ни попал … всегда найдешь того, кто сможет носить этот титул – Друг.

Но годы идут. И постепенно теряется слепая вера в каждого. Старшие школьные и студенческие годы позволяют разграничить ошибочные предположения относительно альтруизма и безграничной доброты многих из твоего окружения. И день за днем, месяц за месяцем, год за годом, круг товарищей становится все меньше. И уже в зрелом возрасте ты убеждаешься, что настоящий друг проверяется только временем. Несмотря ни на что, он – часть тебя. Ссоры, негативные эмоции, частичные недоразумения возможны, ведь жизнь и взгляды у каждого разные. Но единство духа не заменить ничем. Это чувство никогда не спутать с фальшивкой. Оно одно, поэтому вы вместе.

На основании этого можно сказать, что дружеские узы, порой, связывают людей крепче, чем семейно-родственные. Ведь родственников не выбирают, а друг приходит в твою жизнь сознательно. И остается им, всецело поддерживая тебя и в беде, и в радости. Без сомнения, поддержка в трудных жизненных ситуациях необходима. И настоящий друг всегда придет на помощь. Очень часто беда не приходит одна. Черная полоса в жизни никак не хочет заканчиваться. Приятели устали от бесконечных утешений. И вот тут-то остается он, верный и преданный тебе человек, который находится рядом. Нет, не его жалость и утешения нужны тебе сейчас, а поддержка и придание веры в свои силы. Только у истинного друга найдется время, терпение, мужество поддержать, не дать сломаться в трудную минуту.

Но в современном мире очень важно не потерять дружеские чувства, находясь рядом с успешным человеком. Мне кажется, что в истинной дружбе нет места чувству зависти, равно как и превосходству. Искренне разделить радость с другом могут только настоящие друзья. К сожалению, испытание радостью – более тяжелая вещь, нежели испытание бедой. При несчастье чаще всего мобилизуется жалость и возникает желание утешить, помочь. А вот радость, увы, очень часто рождает зависть, тянущую за собой негативные чувства. Человеку очень сложно противостоять этому. Разрушается дружба, которую, казалось бы, водой не разольешь.

С другой стороны, успешность может породить превосходство. А дружба, по-моему, не терпит взглядов сверху вниз. Чистая и искренняя, она уходит, если ощущает непомерную важность.

В дружбе очень важно идти навстречу друг другу, смотря в одном направлении. Никакая обида не должна убить росток душевного единения, который часто очень хрупок и раним.

Все проходит … Но истинная дружба, проверенная годами, остается, преодолев беды и радости. Друг физически может не быть рядом, но душа его всегда с тобой.

  • Дружба запросто может перерасти во вражду
  • У настоящих друзей нет секретов друг от друга, они готовы прийти она помощь в любой ситуации
  • Настоящие дружеские отношения ничто не способно испортить
  • Быть друзьями могут совершенно разные люди
  • Дружба не означает единство взглядов не жизнь
  • Друзья способны научить друг друга чему-то новому

Аргументы

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. Дмитрий Разумихин – настоящий друг Родиона Раскольникова. Он отзывчивый, открытый, добрый человек. Именно Разумихин ухаживает за больным Раскольниковым: находится рядом, приглашает доктора. Так же хорошо он относится и к сестре, и к матери друга. Разумихин до последнего не верит в то, что Раскольников совершил убийство. Он пытается оправдать друга, ссылаясь на болезнь. Но когда правда становится очевидной, герой не бросает Раскольникова. Дмитрий Разумихин женится на Дуне, его сестре, и через три-четыре года, когда накопит необходимое количество денег, собирается перебраться в Сибирь, где друг отбывает каторгу.

И.С. Тургенев “Отцы и дети”. История дружбы Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова проходит через все произведение. Однако спорно то, что это действительно дружба. Аркадий – последователь Базарова, в начале романа во всем с ним соглашающийся. Сам Евгений Базаров – зрелая личность с собственными взглядами на жизнь, свое место в мире. Жизненные ценности героев противоположны. Аркадий Кирсанов привязан к Базарову, а вот Евгений считает, что у него нет друзей. Между ними не может быть настоящей дружбы, потому что она не может быть основана на подчинении одного человека другому. С течением времени герои только отдаляются от друга. Разрыв их отношений полностью закономерен.

И.А. Гончаров “Обломов”. Андрей Штольц и Илья Обломов – совершенно разные люди, но они тянутся друг к другу. Штольц с удовольствием приезжает к Обломову, а последний с радостью его встречает. Они пронесли свою дружбу через годы. Только на протяжении свой жизни Андрей Штольц был активен, стремился к развитию, а Илья Обломов ленился и постепенно угасал. Когда Обломов умер, Штольц взял его сына Андрюшу себе – это еще одно доказательство их настоящей дружбы.

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Истинной, настоящей можно назвать дружбу между князем Андреем Болконским и Пьером Безуховым. Они честны и откровенны друг с другом. Князь Андрей заботится о будущем Пьера: еще в начале произведения он просит друга отказаться от компании Курагина. Герои советуются друг с другом, вместе переживают самые сложные моменты их жизни. Они могут спорить, их взгляды в чем-то расходятся, но это не мешает дружбе. Не просто так князь Андрей просит Наташу Ростову в любой ситуации обращаться за помощью именно к Пьеру. Хотя сам Пьер влюблен в Наташу, он не смеет ухаживать за ней даже после отъезда друга. Герой помогает девушке пережить одну из самых тяжелых для нее ситуаций – попытку сбежать с Анатолем Курагиным. Дружба между Пьером Безуховым и Андреем Болконским – тот идеал, к которому нужно стремиться.

А.С. Пушкин “Евгений Онегин”. Многие называют отношения Евгения Онегина и Владимира Ленского дружбой, но вряд ли это на самом деле так. Онегин общался с Ленским больше от скуки, чем из интереса. Он считал себя мудрее, думал, что со временем и молодой поэт поймет истинную суть жизни. Хорошие отношения героев переросли во вражду из-за того, что Евгений на зло Ленскому весь вечер танцевал с Ольгой, его невестой. Владимир Ленский вызвал героя не дуэль и погиб от его рук в честном поединке. Однако чувства Евгения Онегина после дуэли подтверждают то, что он в глубине души считает случившееся неправильным.

А.С. Пушкин “Дубровский”. Вражда между Андреем Гавриловичем Дубровским и Кириллой Петровичем Троекуровым – основа сюжета знаменитой повести. Герои дружили с юности, их многое сближало, их дружбе завидовали. К вражде привела смешная, казалось бы, ситуация: слуга Троекурова своими словами ненамеренно оскорбил Дубровского. Оба героя были очень упрямы, поэтому исчерпать конфликт мирными способами не получилось. Подлость Кириллы Петровича обернулась сумасшествием и смертью Андрея Гавриловича. Могла ли настоящая дружба перерасти в смертельную вражду? Нет. Скорее всего истинной дружбы не было.

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Дружба и товарищество – очень близкие понятия. Для Тараса Бульбы товарищество является огромной ценностью, включающей справедливость, совместные усилия для защиты Родины, честность друг перед другом. Перед решающим сражением герой произносит речь о товариществе, которая сильно воодушевляет запорожцев, призывая “породниться родством по душе”. Отношения между казаками – проявление настоящей дружбы, проверенной делами.

О. Уайльд “Портрет Дориана Грея”. Дружба с лордом Генри отрицательно сказывается на молодом красавце Дориане Грее. Именно слова Генри Уоттона побудили юношу пожелать, чтобы вместо него старел портрет, написанный Бэзилом Холлуордом. Лорд Генри постоянно подталкивает Дориана на совершение безнравственных поступков. Ценности гедонизма, которые проповедует Генри Уоттон, губят душу юноши. Вряд ли можно увидеть что-то хорошее в дружбе между этими героями.

Друг познается в беде - русская пословица о том, что только тот настоящий друг, кто не бросит тебя в беде.

Эта мысль указана в нескольких русских пословицах в книге " " (раздел - " "): "Коня в рати узнаешь, а друга в беде", "Без беды друга не узнаешь", "Друг познается в несчастии", "Друг познается на рати да при беде".

В английском языке есть близкая пословица: Friend in need is a friend indeed (настоящий друг тот, кто остается другом в твоей беде). Эту пословицу обычно переводят на русский язык как "Друг познается в беде".

Близкая пословица была известна в древнем Риме: Amicus certus in re incerta (лат.) - Верный друг познается в неверном деле.

Выражение встречается в трагедии «Гекуба» римского поэта Энния Квинта (239-169 до н. э.). Позже эти слова процитирует в своем трактате «О дружбе» известный римский оратор, писатель и государственный деятель Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.) (Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. Серов В.В., 2003).

Примеры

Ю. Лаптев

"Путь открыт": ""Друзья познаются в беде! " - правильные эти слова, но к сожалению, далеко не все люди верно их толкуют. Многие, например, не понимают того, что настоящий друг, как бы он тебе ни сочувствовал, не будет кривить душой и потакать твоим слабостям (т.е. относиться к ним снисходительно).

А. Степанов

"Семья Звонарёвых": "Я всегда знала, что самые верные друзья узнаются в беде . Простой человек сам знает, почём фунт лиха (знает, что такое беда), и другого не подведёт."

"Слово живое и мёртвое" (1972 г.): "В разных переводах в разные годы появлялся у нас рассказ С.Моэма “Друг в беде”. Название это - “Friend in need” - половина пословицы (по-русски - друзья познаются в беде ). Но чуть ли не пятый по счету перевод озаглавлен в серьезном литературном органе: “Милый друг”. И смысл перевран - и зачем тревожить тень Мопассана? Зачем скромному рассказику тягаться с давно известным романом?"

"Собственноручныя записки императрицы " - Екатерина про Петра III - "На это он мне ответил, что только в нужде узнаются истинные друзья , что в этом одеянии он готов поступать согласно своему долгу, что долг голштинского офицера - защищать по присяге герцогский дом против всех своих врагов, и так как мне нехорошо, то он поспешил ко мне на помощь. "

«Дружба и вражда». Это пятое направление тем по литературе на выпускном сочинении 2017 года. На мой взгляд, это одна из сложных тем, несмотря на кажущуюся лёгкость. Что такое дружба? Люди по-разному отвечают на этот вопрос. Где та грань, которая разделяет дружбу и вражду? Попробую поразмышлять над этим.

Размышления по теме: «Дружба и вражда»

  • Дружба. Это вид взаимоотношений между людьми, основанных на взаимопонимании, поддержке, сочувствии, умении прийти на помощь, быть рядом в любую минуту. С другом легко, просто, комфортно. С ним можно быть самим собой, не играя никакой роли. Друг принимает тебя таким, каков ты есть.
  • Доверие, терпимость, взаимная симпатия, общие интересы — обязательные условия того, чтобы люди стали друзьями. Им должно быть просто хорошо и интересно друг с другом.
  • Дружба проверяется через поступки, действия людей. Можно много говорить о дружеских отношениях, однако в решительную минуту поставить на первый план свои корыстные интересы. Это уже несовместимо с дружбой. Отдавать, помогать, а не брать, думая о себе,- это основа настоящей дружбы.
  • Пословица « Друзья познаются в беде» не случайно создана народом. Действительно, если можно положиться на человека, знать, что он не предаст, не отступит, не подведёт, то это настоящая дружба.
  • Однако дружба проверяется и тем, умеет ли человек радоваться успехам другого, не перечеркнут ли отношения такие чувства, как зависть, эгоизм, корыстолюбие. Возможно, именно в радости ярче проявится характер друга.
  • Не нужно путать такие понятия, как друг и приятель. Приятелями могут быть многие: одноклассники, соседи, ребята, с которыми посещаете спортивную секцию, музыкальную школу. Приятельские отношения ни к чему не обязывают. Они легко возникают и легко могут исчезнуть. Дружеские отношения более крепкие. Друзей не бывает много. Порой дружба проносится через всю жизнь.
  • К сожалению, нередко крепкая дружба перерастает в настоящую вражду — неприятие друг друга, несовпадение точек зрения на какие-то вопросы, нежелание уступить друг другу. Почему это происходит? Когда и как дружба становится враждой? Можно ли избежать этого? Однозначный ответ дать на эти вопросы нельзя. Можно сказать, что если друзья не только расстались, но стали даже врагами, значит, что просто не было дружбы. Были отношения, которые люди называли дружбой, но никак не глубокие человеческие чувства.
  • Для некоторых людей вообще не свойственно умение дружить. Они постоянно конфликтуют с окружающими, буквально сеют вражду вокруг себя. Они не знают, какая это радость дарить людям счастье. Недостаток воспитания, окружение, отсутствие в детстве хороших примеров взаимоотношений между людьми- эти и друге причины могут лежать в основе этого. Такие люди порой даже не понимают, как они несчастны. Ведь они так одиноки.
  • Особенно ценна дружба в годы войны. В трудные военные годы нужно быть уверенным в надёжном плече товарища, который никогда не подведёт. Именно дружба, взаимовыручка во многом стали основой победы нашего народа в годы Великой Отечественной войны. А в основе этих отношений лежала огромная любовь к Родине, народу.
  • Дружба между странами и народами имеет огромное значение для миллионов людей. Это основа безопасности, надёжности, спокойствия. Современный мир так взаимосвязан, что только толерантность в решении проблем должна быть основой взаимоотношений в мировой сообществе.
  • Об этом должен помнить каждый руководитель страны, которому доверили свою судьбу люди. Проведение продуманной политики, политики уважения традиций, мнений других государств, но в то же время стойкое отстаивание своих интересов — это задача, трудная для лидеров, доступная только талантливым, дальновидным, смотрящим далеко вперёд руководителям.
  • Нежелание совместно решать проблемы приводит к локальным столкновениям, в результате которых гибнут невинные мирные граждане. Вторая мировая войны с её многомиллионными жертвами не стала для кого-то уроком. Стремление разжечь конфликт, натравить страны друг на друга свойственно для политиик некоторых современных государств.
  • Россия всегда стояла на страже мира. И в войне 1812 года, и во Второй миррой именно Россия стала страной, ведущей страны к миру. И сегодня наше государство делает всё возможное, чтобы не допустить разжигания новых серьёзных столкновений.
  • Вспомним ещё одну пословицу: «Худой мир лучше хорошей ссоры». Сколько народной мудрости заключено в ней»!
  • Дружба – это вечное человеческое нравственное богатство. Её нельзя купить, её можно приобрести только в том случае, если сам будешь готов к дружеским отношениям. И тогда обязательно появится тот, кого вы с гордостью будете называть своим другом.

Готовится статья с 10-ью аргументами по данной теме по произведениям:

  1. А.С.Пушкин «Дубровский»
  2. М.Ю.Лермонтов « Герой нашего времени»
  3. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
  4. И.С.Тургенев «Отцы и дети»
  5. Ф.М.Достоевский « Преступление и наказание»
  6. И.А.Гончаров « Обломов»
  7. А.М.Горький «Детство»
  8. А.И.Приставкин «Ночевала тучка золотая»
  9. А.А.Фадеев «Молодая гвардия»
  10. А.Сент-Экзюпери « Маленький принц»

Следите за публикациями.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

«ДРУЖБА И ВРАЖДА»

Официальный комментарий:

Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

Предложенное направление можно рассматривать в разных аспектах: - дружба между людьми, значение и ценность дружеских отношений в человеческой жизни; - дружба и вражда между человеческими сообществами и поколениями; - дружба или вражда между народами и последствия враждебных отношений; - дружба человека и животного и т.д. Само понятие «дружба» является одним из основополагающих в человеческом мироощущении и в системе ценностных ориентиров человека. Это подтверждает обилие пословиц и поговорок, посвященных дружбе, афоризмов и крылатых фраз. Начиная размышление над предложенной в данном направлении темой, учащиеся могут строить свои рассуждения, опираясь на известные им высказывания и определения. Вот только некоторые из них:

Пословицы : Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Старый друг лучше новых двух. Нет друга – ищи, а нашел – береги. Друг познается в беде. Друга узнать – вместе пуд соли съесть. Недруг поддакивает, а друг спорит. Новых друзей наживай, а старых не утрачивай. Доброе братство милее богатства. В настоящей дружбе так – сам пропадай, а друга из беды выручай. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Легче друга потерять, чем найти. Какову дружбу заведёшь, такову и жизнь поведёшь. Человек без друзей, что птица без крыльев.

Афоризмы и высказывания известных людей:

Только настоящий друг может терпеть слабости своего друга. У. Шекспир Все пройдет – и надежды зерно не взойдет, Все, что ты накопил, ни за грош пропадет. Если ты не поделишься вовремя с другом - Все твое достоянье врагу отойдет. Омар Хайям

Исполнять обязанности дружбы несколько трудней, чем восхищаться ею. Лессинг

Дружба должна быть прочною штукою, способною пережить все перемены температуры и все толчки той ухабистой дороги, по которой совершают свое жизненное путешествие дельные и порядочные люди. А.И. Герцен

Люди на земле должны дружить… Не думаю, что можно заставить всех людей любить друг друга, но я желал бы уничтожить ненависть между людьми. Айзек Азимов

Дружба подобна сокровищнице: из нее невозможно почерпнуть больше, чем ты в нее вложил. Осип Мандельштам

Оказать помощь в размышлениях учащимся может словарная работа .

Так, в словаре С.И. Ожегова дается следующее толкование слов «дружба» и «вражда»:

ВРАЖДА – отношения и действия, проникнутые неприязнью, ненавистью (Непримиримая вражда; питать вражду).

ДРУЖБА – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов (Давнишняя дружба; дружба народов). В словаре антонимов эти слова представлены как антонимическая пара. Словари синонимов представлены следующие синонимические ряды: Синонимы слова ДРУЖБА – дружество, дружелюбие, доброжелательство, лад, мир, согласие, панибратство, короткое знакомство, побратимство, (благо) приязнь, амикошонство, любовь, братание, единение,

общение; дружба искренняя, лицемерная, собачья, тесная. Сделать что по дружбе. Быть в дружбе, водить дружбу, разорвать дружбу, сводить дружбу. Синонимы слова ВРАЖДА – антагонизм, злоба, недоброжелательство, нелюбовь, ненависть, неприязнь, неприязненность, рознь, недружелюбие, нелады. Иметь против кого зуб. Питать вражду .

Список литературы по направлению «Дружба и вражда»

    А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

    М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

    Л. Н. Толстой «Война и мир»

    И. С. Тургенев «Отцы и дети»

    И. А Гончаров «Обломов»

    Г. Н. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»

    А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

    А. П. Чехов «Каштанка»

    У. Шекспир «Ромео и Джульетта»

Материалы к литературным аргументам.

А. С. Пушкин роман «Евгений Онегин»

Свое отношение к товариществу Александр Сергеевич представляет читателю через образы героев романа «Евгений Онегин» . Два «друга», Онегин и Ленский, в своем общении показывают нам, что друг – это понятие очень неоднозначное и противоречивое. В конце концов, мы даже начинаем сомневаться, друзья ли Евгений и Владимир или они враги. В диалогах героев чувствуется присутствие автора, он не простой безмолвный наблюдатель, он непосредственный участник событий, его отношение к дружбе мы улавливаем в разговорах героев. Дружба Онегина и Ленского произошла, по словам самого Пушкина, «от делать нечего». Действительно, они были совершенно противоположны по характерам, с различным жизненным опытом, с различными устремлениями.

Их объединило положение в сельской глуши. Оба они тяготились навязываемым общением со стороны их соседей, оба были достаточно умны (в отношении Ленского правильнее сказать, что он был образован).Оба героя молоды, поэтому они находят общие темы для разговоров. Друзья размышляют об «общественном договоре» Руссо, о науке, о нравственных проблемах, то есть обо всем, что занимало умы передовых людей того времени. Но Пушкин подчеркивает сложную взаимосвязь героя и общества, которое его сформировало. Случайная ссора (Онегин вызвал ревность в Ленском на вечере у Лариных) – только повод для дуэли. Причина гибели Ленского гораздо глубже: Ленский с его наивным, романтическим взглядом на мир не может выдержать столкновения с жизнью. Онегин, в свою очередь, не в силах противостоять общепринятой морали, которая говорит, что от дуэли отказаться позорно. Можно ли подобные отношения назвать настоящей дружбой? Вне зависимости от убеждений каждый человек стремится к общению с себе подобными. Только психически ненормальный может принципиально бежать не из какой-то определённой социальной группы, а от людей вообще. Может уединяться святой отшельник, но он общается со всем миром, молясь за него. Уединение Онегина было ему тягостно, и он был рад, что нашёлся по крайней мере хоть один человек, с которым ему не противно общаться. Тем более такое общение необходимо было Владимиру Ленскому. Онегин был идеальным слушателем. Он преимущественно молчал, не прерывая поэта, а если возражал, то обоснованно, и был заинтересован в предмете разговора. Ленский был влюблён, а как всякий влюблённый, он нуждался в человеке, которому бы мог излить свою любовь, тем более если при этом писались стихи, их надо было кому-то читать. Таким образом, понятно, что в иных условиях Онегин и Ленский вряд ли бы стали общаться так тесно, но тем и особенны человеческие взаимоотношения, что различные ситуации сводят и разводят людей иногда совершенно парадоксальным образом. Различие Ленского и Онегина было не столь фундаментально, нежели их различие с соседскими помещиками, которые считали Ленского полурусским, а Онегина - опасным чудаком и фармазоном. Говоря предельно обобщённо, Онегин и Ленский были противоположностями внутри одной системы, а их соседи вообще выходили за рамки системы. Именно поэтому Владимир и Евгений инстинктивно нашли друг друга и объединились. То, что их дружба была поверхностной и во многом формальной, доказывает их дуэль. Какой друг будет стреляться с другом, да ещё вдобавок безо всяких объяснений?! Реально их связывало очень немногое, и порвать это немногое было достаточно легко.

Истинная дружба всегда основывается на общих увлечениях и интересах, взаимном понимании, доверии и симпатии. Немаловажен тот факт, что настоящая дружба – это отсутствие какой-либо конкуренции между людьми. Но именно таких отношений и не было между Онегиным и Ленским.
Конечно, не было бы дуэли, закончившейся смертью Ленского, не было бы трагедии и, как следствие, продолжения романа. Ведь, по утверждению некоторых исследователей (и я с ними согласна), именно дуэль стала поворотным моментом в судьбе Онегина, заставившим его иначе взглянуть на жизнь и многое переосмыслить.
Но главная причина, на мой взгляд, почему дружба Онегина и Ленского привела к такой трагической развязке, заключена в том, что отношения между ними с самого начала ненастоящие.

М. Ю. Лермонтов роман «Герой нашего времени»

Тема дружбы звучит и в романе «Герой нашего времени» . Возможна ли дружба в жизни Печорина, и как понимает ее главный герой?

«Дружба, дружество, – читаем у В. Даля в «Толковом словаре живого великорусского языка», – взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; в добром смысле, бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении…» Подобную привязанность видим мы в бесхитростном штабс-капитане – первом, кто рассказывает нам о Печорине. Несмотря на то, что Максим Максимыч считает его странным человеком и явно не одобряет того, как поступает Григорий с Бэлой, он привязан к Печорину и считает того своим другом: «Мы были приятели», «были друзья закадычные». Представления Максима Максимыча не оправдываются. Да Печорин и не скрывает от штабс-капитана своего характера и не обещает дружбы: «Глупец я или злодей, не знаю; … во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня». Во время встречи так веет холодом от Печорина, так обижен и расстроен Максим Максимыч, ради встречи впервые нарушивший правила: «Неужели я не тот же?.. Что делать? всякому своя дорога…».

Совсем по-другому состоится встреча Печорина с Грушницким: «Мы встретились старыми приятелями», но уже с первых строк описания понятно, что под дружескими отношениями скрыты совсем другие. И действительно, Грушницкий – человек, чье главное наслаждение – «производить эффект» и кто «важно драпируется в необыкновенные чувства» и играет в разочарованного. Печорин же – само разочарование, это его болезнь, и он не может не чувствовать искусственности юнкера и по этой причине не принимать его: «Я его понял, и он за это меня не любит».

Пожалуй, ярче всего раскрывается тема дружбы в «Герое нашего времени» в отношениях с Вернером. Возможно, с доктором у Печорина могла бы сложиться дружба, они во многом так похожи. С той минуты, как Вернер и Печорин «отличили в толпе друг друга», отношения их для других так ее напоминают. «Вернер человек замечательный», главный герой знает сильные и слабые стороны доктора в совершенстве. Что же свело вместе двоих? «Мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя», «мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями». Но способны ли они к дружбе? Григорий отрицает истинные дружеские отношения, дружба в жизни Печорина не существует, поскольку требует самозабвения, открытости, доверия – всего того, чего у главного героя романа нет. Он говорит, что «из двух друзей всегда один раб другого», и, вполне вероятно, это не убеждение, а желание скрыть неспособность пустить кого бы то ни было в свое сердце.

Л. Н. Толстой роман «Война и мир»

(Андрей Болконский и Пьер Безухов)

Первые сцены романа рисуют нам весьма однозначную, на первый взгляд, картину. Итак, князь Андрей Болконский, безусловно, желанный гость в светском обществе. Он красив, умён, утончён, его манеры безупречны, он вежливо холоден. Идеальное сочетание для общества, которое, к счастью, не имеет на него ни малейшего влияния.

Всё на той же "картине" появившийся Пьер кажется неудачной карикатурой светского человека. Он добр, искренен и бескорыстен - эти, без сомнения, прекрасные качества уже делают его белой вороной, ведь там, где есть место корысти, большим деньгам и лицемерию, места душевной открытости нет. К тому же Пьер рассеян и не слишком привлекателен внешне. Пытаясь поначалу влиться в это общество, стать его частью, Безухов демонстрирует не лучшие манеры, чем напрочь отбивает симпатию к себе у большинства элиты.

Но за этими образами столь различных людей кроется куда большее, чем то, что видит в них "свет".

Они оба чужды обществу, в котором оказались. Оба они выше его в своих мыслях и нравственных ценностях, только Пьеру требуется время, чтобы понять это. Андрей же уверен в своём собственном, особом предназначении, а пустая, неменяющаяся жизнь не по нему. Он пытается переубедить и Пьера, который является единственным, кого он уважает в том окружении благодаря контрасту с пустой элитой, чтобы тот держался подальше от этой жизни. Но Пьер всё же убеждается в том самостоятельно, на своём опыте. Ему, такому простому и незатейливому, сложно устоять перед соблазном.

Несмотря на свою простоту, по сути своей Пьер весьма мудр, и это качество является одной из вещей, что делают его близким другом Болконского. Их разговоры, в которых они делятся всем, что держат в себе остальное время, оказывают важное влияние на ход мыслей обоих. И даже несмотря на то, что их позиции в некоторых случаях разительно различны, каждый признаёт мнение другого имеющим право на существование.

Пусть каждый из них переживает много взлётов и ещё больше падений, и Андрей, и Пьер сквозь свои разочарования в жизни не ожесточаются, а продолжают верить в добро и искать справедливость. Обжегшись отношениями с Элен, Пьер, тем не менее, не ищет виноватых и, что поражает до глубины души, искренне, изо всех сил и в ущерб собственным чувствам радуется появлению чувств Андрея к Наташе. А после, когда всё заканчивается, он ни в коем случае не испытывает удачу, а лишь оказывает бескорыстную поддержку Наташе и всей душой хочет, чтобы Андрей простил её. Кажется, он страдает не меньше, чем сам Андрей, а ведь его жизнь для него бессмысленна и сера.

Дружбу Андрея и Пьера можно считать истинной, прекрасной и бессмертной, потому что почва, на которой она стояла, была самой достойной и благородной. Ни капли поиска корысти не было в этой дружбе, и ни деньги, ни влияние не были ни для кого из них ориентиром ни в их взаимоотношениях, ни в жизни каждого отдельно. Это и должно объединять людей, если они живут в обществе, где все чувства могут быть куплены и проданы так хладнокровно.

К счастью, в романе Толстого эти герои нашли друг друга, тем самым найдя спасение от морального одиночества и найдя достойную почву для развития нравственности и настоящих идей, которые не должны быть утрачены хотя бы меньшинством людей.

Пьер считал Болконского «образцом всех совершенств именно оттого, что князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием – силы воли». Дружба Болконского и Безухова прошла испытание. Пьер был влюблен в Наташу Ростову с первого взгляда. И Болконский тоже. Когда Андрей сделал предложение Ростовой, Пьер не выдал своих чувств. Он искреннее был рад счастью своего друга. Разве мог Л.Н. Толстой допустить, чтобы его любимый герой был нечестен? Пьер проявил благородство в отношениях с Андреем Болконским. Его осведомленность в вопросе отношений Ростовой и Курагина не дала предать своего друга. Он не посмеялся ни над Наташей, ни тем более над Андреем. Хотя мог легко разрушить их счастье. Однако, преданность дружбе, честность в сердце не позволила Пьеру стать подлецом.

И. С. Тургенев роман «Отцы и дети»

В романе «Отцы и дети» , опубликованном в 1862 году, И.С.Тургенев раскрыл образ нового героя русской жизни. Базаров – нигилист, революционер-демократ. Это сильная личность, способная оказывать влияние на других людей. Базаров уверен в себе, наделен природным умом, образован. В романе он показан в сопровождении более молодого, наивного и простодушного друга – Аркадия Кирсанова. Анализ взаимоотношений двух героев позволяет понять их характеры, силу убеждений и силу дружеской привязанности.

В самом начале романа Базарова не так уж и одинок, у него есть союзник - его друг Аркадий Кирсанов. В первых главах романа Аркадий предстает как верный последователь Базарова, ученик, с восторгом и упоением внимающий своему учителю и разделяющий его взгляды на жизнь. Кирсанов-младший убежден в особом предназначении Базарова. Аркадий, несомненно, очень дорожит дружбой с Базаровым, гордится им. Об этом свидетельствуют его восторженные интонации, с которыми он рассказывает своему отцу Николаю Петровичу Кирсанову о товарище. Аркадий горячо поддерживает Евгения в его споре с Павлом Петровичем. Но это только вначале. По мере развития действия Аркадий постепенно охладевает к “разночинским взглядам”, которых придерживается первоначально. Почему это происходит? Ответ на этот вопрос прост, и дал его сам автор: Тургенев писал, что Аркадий в основном “сибаритствовал” под влиянием натуры гораздо более сильной, чем он сам, - под влиянием Базарова. Но разница между друзьями не замедлила себя обнаружить: Базаров постоянно занят делом, Аркадий же не делает ничего, только иногда, чтобы развеяться, помогает отцу. Базаров - человек дела, что видно сразу по его красной обнаженной руке. Он в любой обстановке, в любом доме старается заниматься своей работой. Его стезя - естественные науки, изучение природы и проверка теоретических открытий на практике. Базаров здесь идет в ногу со временем, поскольку увлечение наукой является типичной чертой культурной жизни России 1860-х годов. Аркадий же - абсолютная противоположность. Молодого человека по-настоящему ничего не увлекает. Все, к чему он стремится, - уют и покой, что идет вразрез с жизненной установкой Базарова - не сидеть сложа руки, трудиться, двигаться.

Да и характеры тех, кто до поры до времени называют себя друзьями, полностью противоположны: Аркадий - мягкий и добрый, Евгений горд и самолюбив.

Не случайно говорят, что в спорах рождается истина. Действительно, в романе, который изобилует сценами идейных споров, позиции героев рано или поздно обнаруживаются целиком и полностью. И тогда, когда становится ясным отношение персонажей к различным вопросам жизни общества, жизни человеческой души, тогда и обнаруживается полярность характеров героев. Тогда же и встает вопрос о подлинности дружбы молодых людей. Ведь дружба подразумевает в первую очередь взаимопонимание, а в случае с Базаровым и Аркадием оказывается, что взаимопонимания как раз им и недостает. По ходу действия романа выясняется, что Базаров подвергает осмеянию то, что так дорого Аркадию: открытое проявление теплых чувств к родным и любимым, восхищение красотой природы, возможность грустить и радоваться под звуки музыки, наслаждаться поэтическими строками…

Аркадий, обнаружив для себя то, что его жизненные убеждения не сходны с убеждениями Базарова, постепенно начинает учиться высказывать свое мнение, противоположное суждениям нигилиста. Однажды спор приятелей дошел чуть ли не до драки. И в сцене, когда Базаров, как бы шутя, растопыривает “свои длинные и жесткие пальцы”, чтобы сомкнуть их на шее Аркадия, и при этом “зловеще” усмехается, есть доля истинного отношения нигилиста к “птенцу”. Ведь именно “птенцом” Базаров и считал Аркадия, при этом относился к нему всегда покровительственно. Базаров понимает, что Кирсанов-младший не может стать его сподвижником: “Ты нежная душа, размазня”, - говорит он Аркадию. И он прав - время очень быстро все расставляет на свои места, и Аркадий оказывается принадлежащим старому поколению, поколению “отцов”. Писарев очень точно оценивает причины разногласий между Аркадием и Базаровым: “Отношение Базарова к его товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов”. Аркадий никогда бы не смог срастись с идеями нового века, поэтому его разрыв с Базаровым очевиден.

Базаров в этой паре – лидер. К Аркадию он относится снисходительно, покровительственно. Кирсанов же называл своего друга наставником; он «благоговел перед своим учителем», считал Базарова «одним из самых замечательных людей». Несформировавшаяся еще натура Аркадия всецело находится под влиянием Базарова, который хотя и бывает с ним откровенен, однако же держит его всегда на вторых ролях. Аркадий этого не замечает и не понимает. О своем друге он рассказывает Одинцовой «так подробно и с таким восторгом, что Одинцова обернулась к нему и внимательно посмотрела». В спорах с Базаровым Аркадий «обыкновенно оставался побежденным, хотя говорил больше своего товарища». Впрочем, это его нимало не смущает, поскольку он видит в Базарове человека, которого «ждет великая будущность».

И. А. Гончаров «Обломов»

В романе «Обломов» И.А. Гончаров создал образы двух людей, каждый из которых во многом является типичным представителем определенного круга людей, выразителем идей, которые были близки соответствующим слоям современного им общества. Андрей Штольц и Илья Обломов, на первый взгляд, будто бы и не имеют ничего общего, за исключением воспоминаний о детских играх. И все же, как бы ни оценивали этих персонажей романа Гончарова, невозможно отрицать, что их связывает искренняя, бескорыстная дружба. В чем тут дело?

Действительно Обломов и Штольц разительно отличаются друг от друга образом жизни. В представлении Штольца сущность бытия заключается в движении: «Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей». Обломов же, еще не начав никакого дела, уже мечтает о покое, которого у него и так предостаточно: «...Потом в почетном бездействии наслаждаться заслуженным отдыхом...».

Какое-то время Обломов и Штольц воспитывались вместе – в школе, которую содержал отец Андрея. Но в эту школу они пришли, можно сказать, из разных миров: ничем не нарушаемый, однажды и навсегда заведенный порядок жизни в Обломовке, похожий на долгий послеобеденный сон, и активное трудовое воспитание немецкого бюргера, перемежающееся с уроками матери, изо всех сил стремившейся привить сыну любовь и интерес к искусству.

Важно отметить и то, как Обломов и Штольц относятся к жизни в целом. По собственному ощущению Обломова, существование его все больше походит на бесплодное блуждание в лесной чаще: ни тропинки, ни луча солнца... «Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища». Вот один из главных просчетов Обломова – он подсознательно стремится возложить ответственность, свои неудачи, свою бездеятельность на кого-то другого: на Захара, например, или на судьбу. А Штольц «причину всякого страдания приписывал самому себе, а не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь», потому «и радостью он наслаждался, как сорванным по дороге цветком, пока он не увял в руках, не допивая чаши никогда до той капельки горечи, которая лежит в конце всякого наслаждения». Однако все выше сказанное еще не проливает свет на основы крепкой дружбы людей, столь различных по своим привычкам и устремлениям. Видимо, их искреннее, теплое отношение друг другу коренится в том, что оба, и Штольц, и Обломов, по своей сути люди достойные, наделенные многими высокими духовными качествами. Они необходимы друг другу, потому что так удачно дополняют друг друга, находят один в другом то, чего нет в самом себе.

Дружба между Обломовым и Штольцем началась еще во времена их школьной учебы. На момент знакомства герои были схожи по характеру и имели общие увлечения. Маленький Илья изображен любопытным ребенком, которому многое было интересно. Он хотел познавать окружающий мир и узнавать как можно больше нового, даже юношей он все еще готовился к тому, что жизнь его «обретет другие, более широкие размеры», он был полон разных стремлений и надежд, готовился к важной роли в обществе. Однако, по причине «тепличного», «обломовского» воспитания и влияния родственников герой так и остается на месте, продолжая только надеяться и планировать, никогда не переходя к действиям. Вся активность Обломова переходит в мир мечтаний и грез, который он сам придумывает и которым живет.

Маленький Андрей Штольц был таким же любопытным ребенком, как и Илья, но его не ограничивали в познании мира и разрешали ему даже на несколько дней уходить из дому. И если в Обломове воспитание умертвило активное, деятельное начало, то на становление личности Штольца повлияла смерть его матери, которая нежно любила своего сына. Строгий, малоэмоциональный отец не мог дать сыну всей той любви и душевного тепла, которого он лишился после потери мамы. Видимо, именно это событие, сопряженное с необходимостью по распоряжению отца уехать в другой город и самостоятельно строить карьеру, произвело на юного Андрея Ивановича сильнейшее впечатление. Зрелый Штольц – личность, которой очень трудно разобраться в своих чувствах, более того, он не понимает любви, так как не может охватить ее рациональным умом. Именно поэтому многие исследователи сравнивают Андрея Ивановича с бесчувственным механизмом, что в корне неверно - на самом же деле Штольц, не менее душевный и добрый человек, чем Обломов (вспомним, как часто и абсолютно бескорыстно он помогает другу), но вся его чувственность спрятана глубоко внутри его души, непонятная и недоступная даже самому герою.

Взаимоотношения Штольца и Обломова начинаются как дружба двух очень похожих по своей природе и характеру личностей, однако разно воспитание делает из них совершенно разных и даже противопоставляемых персонажей, которые, тем не менее, продолжают видеть друг в друге то важное и близкое, что сблизило их в школьные годы.

Штольц при любом удобном случае пытается «расшевелить», активизировать Обломова, заставить его действовать «сейчас или никогда», тогда как Илья Ильич постепенно, неосознанно для обоих героев прививает другу те самые «обломовские» ценности, которых так боялся Андрей Иванович и к которым в итоге пришел – к спокойной, размеренной, однообразной семейной жизни.

Тема дружбы в романе «Обломов» раскрывается на примере взаимоотношений двух противопоставляемых героев. Однако различия между Обломовым и Штольцем носят только внешний характер, так как оба они являются личностями, находящимися в постоянном поиске собственного счастья, но так и не сумевшими раскрыться полностью и реализовать весь свой потенциал. Образы героев трагичны, так как ни постоянно стремящийся вперед, деятельный Штольц, ни пассивный, живущий в иллюзиях Обломов не находят гармонии между двумя основными началами – рациональным и чувственным, что приводит к смерти Ильи Ильича и внутреннему смятению и еще большей запутанности Штольца.

А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»

О дружбе говорит А. Сент-Экзюпери сразу на первой странице своей сказки «Маленький принц» – в посвящении.В авторской системе ценностей тема дружбы занимает одно из главных мест. Только дружба способна растопить лед одиночества и отчужденности, так как она основывается на взаимопонимании, взаимодоверии и взаимопомощи. На земле Маленький принц познает настоящую истину, которую открыл ему Лис:люди могут быть не только равнодушными и отчужденными, но и нужными друг другу, и кто-то для кого-то может быть единственным в целом свете, и жизнь человека «точно солнцем озарится», если что-то будет напоминать о друге, и это тоже будет счастьем.

У Маленького принца как-то раз появился крохотный росток, не похожий на другие цветы. Со временем на нем вырос бутон, который долго не раскрывался. Когда же все лепестки открылись, малыш с восхищением увидел настоящую красавицу. У нее оказался трудный характер: гостья была тонкой и гордой натурой. Мальчик, принимавший близко к сердцу все, что говорила красавица, почувствовал себя несчастным и решил бежать, отправившись в путешествие.

Рассказывая историю о цветке, Малыш уже понимал, что «надо было судить не по словам, а по делам», - ведь красавица напоила ароматом планету, а он не умел радоваться этому и «не умел любить».

Перед путешествием мальчик тщательно убрал свою планету. Когда он прощался с прекрасной гостьей, та вдруг попросила прощения, пожелала ему счастья и призналась, что любит Маленького принца.

Седьмой планетой, на которой оказался Маленький принц, стала Земля, и она была огромна.

Поначалу малыш никого не увидел на планете, кроме змеи. От нее он узнал, что не только в пустыне, но и среди людей тоже бывает одиноко. Змея пообещала ему помочь в тот день, когда мальчик загрустит о своем доме.

В этот момент появился Лис. Маленький принц собирался подружиться, но оказалось, сначала животное нужно приручить. Тогда « мы станем нужны друг другу… Моя жизнь словно солнцем озарится», - говорил Лис.

Лис научил малыша, что «узнать можно только те вещи, которые приручишь», а «чтобы приручить, надо запастись терпением». Он открыл мальчику важную тайну: «Зорко одно лишь сердце. Главного глазами не увидишь» и попросил помнить закон: «ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Маленький принц понял: красавица-роза дороже всего, он отдавал ей все свое время и силы и он в ответе за розу – ведь он приручил ее.

Другой немаловажный символ, к которому обращено практически все произведение – это роза.
Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина – красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием.

Смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы постичь, максимально приблизиться к сущности. Душа автора и маленького принца не скованы льдом безразличия, омертвелости. Поэтому им открывается истинное видение мира: они узнают цену истинной дружбы, любви и красоты. Это тема “зоркости” сердца, умения “видеть” сердцем, понимать без слов.

Маленький принц не сразу постигает эту мудрость. Он покидает собственную планету, не зная о том, что то, что он будет искать на разных планетах, окажется так близко – на его родной планете.
Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Так, исподволь, ненавязчиво, возникает в сказке еще одна важная тема - экологическая, которая является очень актуальной для нашего времени. Создается впечатление, что автор сказки “предвидел” будущие экологические катастрофы и предупреждал о бережном отношении к родной и любимой планете. Сент-Экзюпери остро ощущал, как мала и хрупка наша планета. Путешествие Маленького принца от звезды к звезде приближает нас к сегодняшнему видению космических далей, где Земля по неосторожности людей может исчезнуть почти незаметно. Поэтому сказка не потеряла своей актуальности и по сей день; потому и жанр ее - философский, ибо она обращена ко всем людям, она поднимает вечные проблемы.
И еще один секрет открывает Лис малышу: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь... Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу... Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”. Приручить - значит связать себя с другим существом нежностью, любовью, чувством ответственности. Приручить - значит уничтожить безликость и равнодушное отношение ко всему живому. Приручить - значит сделать мир значительным и щедрым, ибо все в нем напоминает о любимом существе. Эту истину постигает и рассказчик, и для него оживают звезды, и он слышит в небе звон серебряных колокольчиков, напоминающий смех Маленького принца. Тема “расширения души” через любовь проходит сквозь всю сказку.
Вместе с маленьким героем мы заново открываем для себя то главное в жизни, что было скрыто, погребено всяческой шелухой, но что составляет единственную ценность для человека. Маленький принц узнает, что такое узы дружбы.
О дружбе говорит и Сент-Экзюпери еще на первой странице повествования. В авторской системе ценностей тема дружбы занимает одно из главных мест. Только дружба способна растопить лед одиночества и отчужденности, так как она основывается на взаимопонимании, взаимодоверии и взаимопомощи.

Г.Н. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»

В книге рассказывается о собаке Бим, которая была очень верным и любящим другом для своего хозяина, пока они были вместе. Но однажды Иван Иваныч (так звали хозяина Бима) тяжело заболел - к его сердцу подполз осколок, оставшийся со времён войны, и хозяина увезли в Москву на лечение. И Бим остался один. Сколько сил потратил несчастный пёс на поиски друга, сколько потрясений, предательств и обид ему пришлось пережить! В конце концов, он попал к собаколовам и был закрыт в железном фургоне. На следующий день приехал хозяин, но нашёл его уже мёртвым в том фургоне, ставшим для Бима посмертной тюрьмой.

Тема повести – любовь ко всему живому, уважение к братьям нашим меньшим, восхищение животными. В центре всех событий – собака Бим породы сеттер-гордон – главный герой повести. На протяжении всей книги автор восхищается умом, верностью и красотой собаки. Действительно, никогда у человека не было друга лучше, и «Белый Бим Чёрное ухо» ещё раз это доказывает.

Как гласит надпись в начале книги, она посвящена Александру Трифоновичу Твардовскому.

Автор открывает читателю внутренний мир собаки со всеми его переживаниями, радостями, вопросами и несчастьями, и снова и снова подчёркивает превосходство этих животных: «А на палой жёлтой траве стояла собака – одно из лучших творений природы и терпеливого человека». Опять же указывает, что без этих верных друзей наша жизнь была бы куда более скучной и бесцельной: «…раздвоение личности в длительном одиночестве в какой-то степени неизбежно. Веками от этого спасала человека собака».

События повести разворачиваются в Тамбовской области – в городе и в деревне. Год событий не указывается, но, наверняка, описываются послевоенные времена.

Повесть совмещает в себе простой, повседневный язык – черти, быдло, дурак, балда; а также профессиональные охотничьи слова – челнок, патронташ, гончак, арапник, сеттер.

На мой взгляд, самым ярким и запоминающимся моментом в книге является описание охоты Ивана Иваныча и Бима. Наверное, автор тоже был охотником, иначе кто, как не человек с таким увлечением, может так точно описать все события охоты.

В первую очередь Троепольский восхищается легавой собакой и её стойкой на птицу. Действительно, это поразительное зрелище! Прежде невзрачная внешне собака вдруг становится такой элегантной, слаженной и бесподобно красивой, при этом сохраняя в себе прекрасные рабочие качества, что очень немаловажно для легавых собак – таких ценных на охоте! Автор пишет о первой стойке Бима так: «И Бим, так и не опустив на землю правую переднюю лапу, замер на месте, застыл, будто окаменел. Это была статуя собаки, будто созданная искусным скульптором! Первое пробуждение охотничей страсти… на фоне заката солнца он поразителен в своей необычайной красоте, понять которую дано не многим».

Снова и снова, на протяжении всей повести удивляет и влюбляет в себя сам Бим – самый главный и запоминающийся герой. Конечно, человеку, у которого никогда не было собаки, трудно понять и представить мимику и жесты собаки, собачий язык, выражение умных, почти человеческих глаз, но автор легко и чётко описывает движения и поступки собаки, оживляя перед читателем Бима и делая его почти реальным существом.

«Белый Бим Чёрное ухо» заставляет задуматься о многом. Например, о роли собаки в нашей жизни. Зачем она дана человеку? Чтобы у человека был преданный друг, готовый служить верой и правдой до конца своих дней, проходя сквозь все беды и несчастья. Почему же порой люди бывают так жестоки к этим прекрасным животным? Наверное, они просто не понимают, что собака – лишь внешне животное, а внутри неё живёт человеческая душа, и что это существо очень-очень нужно человеку, что без него наша жизнь сильно изменится. Надо беречь их, любить и не предавать, ведь собака никогда так не сделает – кое-чему нам надо у них поучиться.

Эта повесть произвела на меня неизгладимое впечатление. Она в который раз доказала мне, что лучше друга, чем собака нам – людям никогда не найти. Автор показал нам это на примере Бима – умнейшего существа, подчеркнув, что за образом Бима скрываются все собаки, в независимости от породы, возраста и уровня воспитанности, любящие и преданные друзья человечества.

У. Шекспир пьеса «Ромео и Джульетта»

Бессмысленная многолетняя вражда семей Монтекки и Капулетти препятствует любви Ромео и Джульетты. Влюбленные принадлежат к разным кланам, они не могут быть вместе. Но любовь сильнее всех преград, и только она может положить конец вражде двух влиятельных семей:
Друг друга любят дети главарей,
Но им судьба подстраивает козни,
И гибель их у гробовых дверей
Кладет конец непримиримой розни.
Из-за бесконечной вражды этих кланов страдают не только влюбленные, но и другие люди, приближенные к ним. Так, Тибальт, двоюродный брат Джульетты, убивает в драке Меркуцио. А затем Ромео не сдерживается и убивает Тибальта, отомстив за друга.
Каждый герой пьесы по-своему интересен, но больше всех мне, пожалуй, понравилась все-таки Джульетта. Ей всего лишь 14 лет, но ее чувства к Ромео совсем не детские. Ради возлюбленного она делает решительные шаги, перечит родителям, что по тем временам было страшным преступлением. Когда девушка понимает, что венчание с Парисом неизбежно, она готова покончить с собой. Ведь до этого она уже тайно обвенчалась с Ромео и не может предать своей клятвы вечной любви. Не удивительно, что она готова выпить зелье и «застыть» на сорок два часа, претворившись мертвой.
Больше всего в пьесе меня поразила концовка произведения. Из-за простого совпадения событий Ромео не узнал, что его возлюбленная жива, и покончил с собой от горя на ее могиле. Джульетта тоже не смогла жить без своего мужа.
Меня поразило, насколько хрупко человеческое счастье, насколько может быть сильна страсть двух совершенно юных людей. Нелепая случайность разрушила жизни Ромео и Джульетты. Но их бесконечная любовь друг к другу положила конец многолетней вражде Монтекки и Капулетти. Главы этих семей поняли, что из-за их глупых разногласий погибли их дети, и пора остановится.
Я считаю, что никогда нельзя препятствовать любви, это самый большой грех. Герои слишком любили друг друга, но окружающий их мир еще не готов к любви, доброте, гармонии. Поэтому они уходят.
У Ромео и Джульетты можно поучиться доброте, любви, самоотдаче, самоотверженности, чистоте. Это произведение оставило неизгладимый след в моей душе. Думаю, я буду перечитывать пьесу Шекспира снова и снова.

На могиле детей два враждующих клана забывают свои обиды. В Вероне наступает долгожданный мир, пусть и завоеванный такой страшной ценой. Можно сказать, что любовь юных героев приносит благоденствие многим людей, их родине.

Поэтому мне кажется, что для трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» характерны жизненная правдивость и высокий накал страстей