Древнерусские украшения и их значение. Древнерусские украшения-их значение.

В современном мире люди все больше обращают свой взор на истинные корни и культуру страны, в которой они проживают. Русские женщины, выбирая украшение, делают акцент не только на красоту исполнения, но и на смысловую нагрузку, которую несет тот или иной образ. Славянский образ все более входит в главенствующие ряды при выборе украшений.

Особенность славянского стиля в украшениях - сакральные символы, геометрические орнаменты, руническое изображение и массивность исполнения. Каждый образ имеет свою глубокую историю и служит оберегом, защищающим от неприятностей. Главное преимущество этого стиля, в том, что он сочетается практически с любым решением в одежде и подчеркивает силу и красоту русских девиц. Каждое украшение впитывает энергетику мастера, который вдыхает своим творчеством жизнь в изделие и является своего рода волшебником, творящим чудеса. Невозможно остаться незамеченным в таком украшении. Оно способно подчеркнуть личность человека и подарить прекрасное настроение на весь день.



В последнее время Россию захлестнула волна восточных мотивов в украшениях, да и не только в них, а в целом - культуры. Что не сделало наш народ сильнее, мудрее и просветленнее. Хотя есть факты, которые свидетельствуют о том, что светлые волхвы с длинными русыми волосами принесли на Восток ту культуру, которая процветает и по сей день. Если окунуться в магическую часть действий, то можно заметить, что организм в целом легче принимает все то, что произрастает и производится на родной земле. Поэтому символика и миропонимание русского духа сильнее отражается на славянах и в большей степени вступает в резонанс с его внутренним миром. Земля российская наполнена богатством славянской символики и своей культурой, так что давайте помнить и славить традиции наших предков.



Издавна русский народ верил в защитные функции оберегов. Они служили верными покровителями в жизни, начиная с физического состояния и заканчивая эмоциональным балансом, включая налаживание связей с высшими силами.



Великолепным подарком женщине будет славянское украшение, носящее сакральный смысл. Главное его предназначение - преображать облик, оберегать хозяина от неприятностей. Славянский стиль в украшениях способствует отражению внутреннего мира владельца.

Так же славянские мотивы в украшениях служат важным средством передачи информации о человеке. Каждый символ обладает определенным спектром действия и оберегает человека от негатива, а так же служит средством привлечения добра и успеха в линию жизни его обладателя. Украшения древних славян чаще всего изображают Солнце, траву и деревья. Реже встречаются изображения Богов и животных. Наиболее развит был у наших предков культ Солнца. Он отражался в украшениях в виде свастики, колеса, круга или креста.



Еще за много веков до появления христианства, крест активно использовался как мощный оберег. Истинное его значение - Солнце. Это один из двенадцати символов власти и энергии творения. Как источник тепла, светило дарит человеку жизнь, долголетие, любовь, страсть, характер, волю и бессмертие. Своим светом оно касается каждой песчинки и вдыхает жизнь во все, что имеет свой жизненный цикл, передавая мудрость времен и развивая истинные знания в человеке. Крест имитирует у славян орудие добывания огня. А согласно славянской мифологии, земной огонь имеет свое начало от огня небесного, представлением которого и является наше светило. Четыре луча креста отражает смысл четырех сторон света, что олицетворяет могущество Солнца. В большинстве традиций Солнце носит мужское начало. Солнце и Луна - это золото и серебро, душа и тело, король и королева и другие нескончаемые ассоциации, возникающие с этими понятиями. В воплощении Солнца может быть не только четыре луча, но и три, пять, восемь и более. И каждый такой символ имеет свое особенное значение, хотя все же основная мысль остается неизменной.



Символом Солнца был не только крест. В славянских украшениях отражалось и движение Солнца по небосводу. Основная символика такого действия - это круг , нередко имеющий сходство с крестом. Круг - символ бесконечности. Все в мире движется и меняется, одновременно оставаясь неизменным и вечным. Во всех древних обрядовых действиях были заложены круговые движения. Основа - хороводы.

Сочетание круга с крестом носит название свастика . В переводе такое слово означает «благополучие, связанное с благом». В оберегах и талисманах свастика занимает главенствующую роль и обладает мощным защитным полем. Своим изображением свастика означает символ вращающегося Солнца, Коловрат. Существует два вида свастики: прямая и обратная. Прямая - это крест с загнутыми концами, ведущими свое движение влево, по часовой стрелке. Это отражение мужского начала, духовности, потоков высших энергий, дорога к божественному началу. Прямая свастика дарит обладателю удачу, оберег от негатива извне, а так же наполняет здоровьем и долголетием. Обратная свастика отождествляется с женским началом и имеет свое отражение в кресте с загнутыми концами влево, против часовой стрелки. Такая свастика имеет противоположное действие прямой свастике. Она наоборот, дарит жизненные силы, умиротворяет эмоциональный фон, приземляет, дарит женщине недостающий поток земной энергии.



спец предложения для вас

Колесо в украшениях символизировало солнечную энергетику. Спицы колеса - лучи, а центр - солнце. Колесо отражает жизненный цикл, реинкарнацию, изменчивость и в тоже время постоянство. Круг - это границы земного мира, а центр - вечный двигатель, источник жизни и тепла.

Спиралевидные формы украшений отражают космические природные циклы Галактики, водовороты и смерчи. Даже моллюски имеют раковину в форме спирали. В человеческом организме в таком виде представлена молекула ДНК. Спиралью является сложный и многообразный символ. Главное его отражение - жизненная нить на всех уровнях: космическом, земном…



Зеркало . Мир зазеркалья знаком нам из многих сказаний. Это портал для перехода в мир иной. Существует поверье, что если зеркало висит над гробницей или в купольной части в храме, то это именно то место, которое призывает к себе душу. Символ этот носит в себе такие понятия как истина, самореализация, душа, мудрость, отражение божественного и магического начала, берущего начало в Солнце, Луне, звездах, космосе.

Символом вечности, цикличности и даже алхимии является знак змеи, которая кусает свой хвост . По разному интерпретируется значение этого знака. Он сочетает в себе внутреннюю пространственную и созидательную силу яйца. Так же символ змеи олицетворяет соприкосновение с земным миром и небесное пространство неба, которое отражает форма круга. Кроме всего вышеперечисленного змея, кусающая свой хвост, - символ кармы и колеса Сансары - Воплощения.


Лабиринт - еще один сакральный знак славянского стиля. В себе он несет таинственность и загадочность, имеющие шлейф различных толкований. Изображение лабиринта служит оберегом от враждебных сил и злых духов. Отражает потоки Вселенной, движение, начало и конец, вход и выход, рождение и смерть, путь жизни.

Согласно ведическим знаниям, Солнце отражает мужскую энергию, в то время как женская суть и начало берут силы от Луны. Она дарит богатство внутреннего мира, красоту, цикличное обновление процессов, возрождение, магическую силу, текучесть, интуитивность и эмоции, свойственные женской природе. Издавна по Луне определяли урожайность, приливы и отливы. Лунница - главный символ плодородия, рода и благости. Украшения, имеющие такую символику, способствуют гармоничному протеканию беременности и наилучшему разрешению в родах. Цветочные композиции, дополняющие лунницу, окутывают так же владельца и защитой Солнца, что благотворно отражается на гармоничном развитии человека в целом. В славянских поселениях женщины носили украшения в форме молодого месяца и не снимали его на протяжении всей жизни. Таким образом они оберегали себя от бед и невзгод, и дарили себе и свои детям здоровье, а дому - богатство. Загнутые книзу рожки отражают благость неба, под опекой которого и находится владелец талисмана.



Наши предки верили в то, что украшения-обереги отпугивают всю нечисть своим звоном при ношении. Поэтому часто славянские талисманы и обереги были сделаны в виде бубенчиков и различных подвесок, которые при движении человека звенят или шумят. Одним из наиболее распространенных оберегов в женском мире были подвески . Славяне подвешивали их на цепочки и прикрепляли к бляхе. При ходьбе они издавали шум и имели символ оберега. Например, изображение уток на серьгах знаменовалось символом Рода. Одним из известных оберегов славянского мотива считается папоротник или одолень-трава, одаривающие носителя мудростью и силой. Подвески были разные: нагрудные, поясные, а так же входящие в состав ожерелья. Усиливали защиту женщин от негатива подвески в виде птиц и животных.



Обереги издавна носили не только женщины, но и мужчины. Перстни, застежки, запонки всегда одевали с целью защитить себя и увеличить силу, мудрость и устремления.

Серьги - одно из любимых украшений любой женщины. Издавна в традиционных украшениях славян преобладали височные кольца, которые подвешивали к головному убору или вплетали в косы. Но с течением времени височный стиль вытеснил проволочный и сейчас мы чаще носим славянские украшения в ушах.



Браслеты . У славянских женщин в древние времена браслеты назывались по-другому: обручи или наручи, то есть изделия, которые обхватывают руку. Славянская женщина могла носить на одной руке от 1 до 8 браслетов сразу. Среди богатого разнообразия браслетов, именно в славянском стиле прослеживается их огромное разнообразие: витые, крученые, дротовые, плетеные, полые, пластинчатые и створчатые. Украшают браслеты различные рисунки, в основном из мира флоры и фауны. Растительный мир в украшениях передает образ богатства, изобилия, плодородия и цветения.

В давние времена воинам не вручали медали и ордена, а награждали монетами за силу и храбрость. Чем больше подвигов и поступков совершил глава семьи, тем больше монет блестело в украшениях его дочери. Интересно, что современные награды выглядят подобием монеты и традиция тянется издалека..

Изображение засеянного поля часто использовалось в качестве оберега. А когда создавалась новая семья, ей обязательно дарили знак засеянного поля, как символ любви, счастья, наполненности, достатка, понимания и радости в доме. Новая семья, словно семя, посаженное в землю, своими ростками, тянущимися к Солнцу, вырастает в прекрасное дерево жизни. Есть такое предположение, что слово «семья» произошло от слова «семя».



Практически в каждой культуре в украшениях присутствует символ дерева мира . Довольно часто его можно увидеть в качестве центрального фрагмента в орнаментах славянского стиля, которое служит символом благости и долголетия. Этот знак является неотъемлемой частью природы и изображается в виде миниатюрного дерева. Символ дерева мира носит сакральный смысл. Часто его отождествляют с человеком, который является частью природы. Еще одна интерпретация дерева - космическое тело, по которому, как по ветвям, течет прекрасная энергия жизни, питая своим телом все живое на земле.



Часто в украшениях славян использовались гривны . Этот знак в изделиях выделял человека из толпы и отмечал его как очень почитаемого и уважаемого. Люди низших каст не могли носить такие украшения. Сейчас в мире гривной называют денежную единицу, что подчеркивает ее глубинный сакральный смысл.

Виноградная лоза является символикой, которая отражает плодородие и богатство.

Фундаментальное положение в славянской культуре имеет изображение диких животных в украшениях.



Изображение птиц несло в себе оберег семейного очага, благости и спокойствия в доме. А птица в паре - образ рода. Драконы в паре - любовный союз.



Славянская мифология дарует нам рассказы об удивительных сказаниях. Одной из главных персон в них является существо с головой, крыльями, ногами и когтями орла, которое называлось Грифон . Своим внешним видом птица-зверь показывала то, что является царем животных и птиц, соединяя в себе небо и землю. В современном мире есть понятие «гриф секретности», которое перекликается со смыслом знака Грифона, означающее сохранение важных аспектов от постороннего взора, другими словами «держа во тьме неведения от других». Этот символ отражает силу, волю и бдительность. В разных странах Грифон отражает свое предназначение по-разному. В Греции этот знак был олицетворением Аполлона, чью колесницу он перемещал по небу, для Афины он отражал мудрость, для Немезиды - возмездие. Мифы и легенды Индии рассказывают, что Грифон охранял золото скифов. А на Крайнем Севере - золото Зевса, которое находилось в Гиперборее.



Скифы-скитальцы в народе назывались соколотами. Их знаком был сокол . Эта птица во всех культурах отождествлялась с культом Солнца. Например, в Египте божество Солнца Гор-Хор был изображен в виде сокола. В славянской мифологии этот знак отражается в действии: сокол терзает змею. Смысловая нагрузка этого символа отражает переход времен, когда киммерийская (змеиная) эпоха сменилась соколотской (соколиной). В религии сокол представляется в двух образах: домашний и дикий. Домашний - это образ святого человека, который обращен своим взором к Богу, к Христу. А если рассматривать христианство, то дикий сокол отражает плохие мысли в человеке, его непокорность. В живописи домашний сокол часто присутствует в сценах пиров и праздников, которые происходили в жизни знати. А в картинах, на которых изображены волхвы, сокол изображался сидящим на руке.



Самым сильным из всех лесных зверей на Руси считался медведь . Его изображение в украшениях - символ спокойствия, упорства и могущества. Славяне никогда не боялись этого могущественного зверя, а уважали его, как царя животного мира. Медведь в своей жизни представляется как зверь, обладающий упорством, силой, устремленностью. В общем, теми качествами, которыми нужно обладать мужчине. Именно поэтому знак медведя считается проявлением мужской энергии.



Символом красоты и благородства в славянских мотивах является олень , реже - баран или лось. Фигура оленя в прямом смысле являются тотемом скифского искусства в целом. Подтверждением этому являются образы на оленьих камнях. И название многих скифских народов - «сака» происходит от слова «олень». Олень - очень выносливое, быстрое и сильное животное, обладающее грациозностью движения и величественностью. Украшения с таким символом наделяют человека всеми качествами оленя, высвобождая нужные энергии и корректируя негативные.



Пантера в славянских украшениях символизирует силу, быстроту и мощь, все те качества, которые необходимы воину. В мирное время носили украшения с изображением спящей пантеры, но когда начиналась война, животное изображалось в виде оскалившегося зверя на вытянутых лапах.

Так же в украшениях присутствую сцены боя животных друг с другом или терзания одного животного другим . Но сами по себе такие орнаменты несут светлые и добрые смысловые нагрузки, означают обновление или возрождение. Для того чтобы что-то родилось, обязательно должно что-то погибнуть. Такой посыл можно увидеть в весенней природе, когда молодость и сочность молодых побегов приходит на смену отмершей растительности.

Ключ , как символ, несет в себе прямое назначение и запирает все двери человека от негатива и злых духов, оберегает владельца от сглаза и порчи. Так же ключик в украшениях является оберегом домашнего очага и достатка. В древности ключ носили как украшение на поясе. В современном мире часто ключ носят в качестве кулона на цепочке.



Каждый народ должен помнить и чтить свои корни. И своим выбором в пользу украшений в славянском стиле мы подчеркиваем свою принадлежность к сильному и великому роду с насыщенной многовековой историей. Своими магическими свойствами они плотно завоевывают наши сердца при выборе
стиля. Русь - великая страна, а русские - великий народ, который помнит и славит своих предков.

Христианская вера всячески боролась с язычеством. Старалась искоренить любую информацию. Карала за идолопоклонничество. В результате, до наших дней дошли лишь отрывочные сведения о верованиях той эпохи, крошечными жемчужинами разбросанные по археологическим памятникам, летописям, хроникам, запискам иностранных путешественников, и церковным поучениям по борьбе с язычниками. Сложенные вместе, эти артефакты позволяют воссоздать основные религиозные черты, восстановить исторически верные значения древних оберегов.

Обереги древних славян многолики. Их носили на груди, одеждах. Изображали на постройках, стягах, оружии. Одевали как перстни, браслеты. Укладывали фигурки в положенное место. Многообразным был выбор материалов. Дерево, камни, ткани, коренья, кости - в ход шло любое подручное сырье. Умение работы с металлами тут же воплотилось в искусстве исполнения древнего оберега. Серебро тонко влияло на магические функции. Золото умножало энергетическую мощь. Современные технологии породили практичные стальные, титановые, пластиковые вариации оберегов славян.

Соблюдалось точное разделение по области применения. Существовали талисманы женские, мужские, универсальные. С силами, заключенными в некоторых, могли совладать только умелые жрецы. Нередко, то, что можно было употреблять вне брака, категорически не рекомендовалось семейным, и наоборот. Много значил характер деятельности владельца. Ни к чему художнику, поэту в период творения справедливая злость защитника отечества. В бою воин вспоминает об урожае в последнюю очередь.
Великое разнообразие восстановленных изображений можно разделить на несколько крупных групп.
Во-первых - это чертоги - шестнадцать секторов солнечного календаря, Сварожьего круга. Зная свой чертог, человек мог предугадать собственные склонности, спланировать свое развитие, совершить меньше проб и ошибок для обретения благополучия.

Во вторую - солярные знаки. В том или ином виде они символизировали непрерывное движение солнца по небосводу, его энергию, питающую все живое на земле. Иллюстрирующие вращение по ходу светила, использовали возможности материального мира. Противосолонь делал доступными потусторонние инструменты. В их начертаниях непредсказуемым образом переплетались вселенские стихии и первоэлементы. За многими стояли божественные покровители.

Третья группа фиксировала элементы окружающей обстановки или мифологии. Тут можно встретить священных животных - волка, птицу счастья, сокола, дракона, грифона, змею, медведя. Предметы из повседневной жизни - секиру, молот, дракар, ножницы, топор, ключ.

Представители этих множеств причудливо комбинировались для усиления нужного действия. Кроме того, для требуемого акцента на амулет наносились одиночные руны или целые рунные фразы.

Все больший интерес вызывает тема реконструкций древних ювелирных украшений. К сожалению, не все украшения славянских женщин, а они достаточно хорошо изучены сегодня, может носить современная женщина. По той простой причине, что зачастую их носили не как самостоятельные украшения, например, серьги, а в составе головного убора. Исторический художник Олег Владимирович Федоров по материалам археологических исследований реконструировал облик древних славянок и способы ношения ювелиных украшений в 11-13 веке.

Художник родился в Омске в 1964 году, окончил ВГИК, работал на киностудии Горького, преподавал живопись и рисунок в Школе-Студии МХАТ. Отсюда его умение вжиться в эпоху, оживить образы и воссоздать атмосферу подлинной жизни вплоть до мельчайших деталей.



Великая княгиня в парадном уборе, кон. XII-нач. XIII вв. По материалам кладов Старой Рязани 1822 и 1992 годов. С использованием накладной коруны к иконе Богоматерь Боголюбская

Русская княгиня в эмалевом уборе с диадемой и колтами, вторая половина XII - начало XIII вв. По материалам Киевских кладов.


Славянская женщина в уборе с колоковидными подвесками и сеткой-поднизью. По материалам кладов Старой Рязани и Новгородской земли, в. п. XII в.


Русская женщина в уборе с колтами на ряснах и очельем, вторая половина XII века.

Женщина в уборе с гроздевидными наушницами, конца X - начала XI вв. По материалам кладов из Гнёздово под Смоленском.

Древнерусская женщина в уборе с колтами и трехбусинными кольцами, XII век. По материалам клада из Старой Рязани 1970 года.

Девушка вятичей в уборе, с височными кольцами и шейной гривной. По материалам курганов вятичей, конца XI - XII вв. Кстати, вятичи и есть коренные москвичи:)) Много их курганов, то есть древних кладбищь, находятся в Царицынском и Филевском парках. Холмы побольше и расположены свободнее, не так тесно как хорогят сейчас.. И во Владимирской области, конечно.


Женщина вятичей (та же самая, но уже замужняя) в ленточном уборе с височными кольцами. По материалам курганов вятичей из Подмосковья, конец XI века - XII век. о ювелирных инструментах вятичей

Легенда гласит, что Радим и Вятка были родными братьями - радимичи расселились по реке Соже, а вятичи - на Оке. Височные кольца этих родов отличались - у радимичей семилучевые, а у вятичей семилопастные. Археолог А.А.Спицын занимался раскопками в этих местах еще в 19 веке.

Реконструкция костюма и украшений девушки из Ярославля, конец XII - начало XIII вв. По материалам Отдела охранных раскопок Института археологии РАН.

Реконструкция костюма и украшений молодой женщины из Дмитрова, конец XII века - начало XIII века.

На протяжении всей мировой истории человека сопровождают украшения. Потребность в украшениях у наших предков была необычайно высока. Они играли множество ролей в жизни человека, многие из которых почти утрачены современной культурой.Украшения служили амулетами, талисманами и оберегами. Они определяли статус человека в обществе, и представляли из себя государственные, религиозные и воинские символы, и обозначали родовую принадлежность и социальный статус носящего их человека. И еще, с помощью украшений регулировалось состояние здоровья, настроение и характер человека.

На чем же могут быть основаны подобные свойства украшений?

О влиянии на здоровье.

Обычно украшения носятся в определенных местах, причем разные культурные традиции говорят о разных способах ношения.

В славянской культуре не принято украшать нос или прокалывать нижнюю губу, зато существует множество вариантов ношения колец.

Итак, что и зачем традиционно украшают славяне.

Начнем с головы.

На макушке головы существует энергетический центр, отвечающий за связь с божественным миром. Он помогает в осознании причин и следствий, постижении природных и мировых Законов в нашей традиции.Этот центр называется РОДНИК.

В прежние времена мужчины постоянно носили шапки, но при входе в святые места шапки всегда снимались для того, чтобы открыть Родник, и убрать препятствия контакту с Миром. Женщины же постоянно,по достижении определенного возраста, носили головные уборы. До замужества они напоминают собой открытую корону, которая символизирует, что девушка имеет открытый Родник и строит свои собственные связи с миром, а после замужества голова покрывается платком в знак того, что за ее отношения с миром теперь отвечает ее муж, а она переходит на работу с горизонтальными энергиями и ее мысли отныне направлены на свой дом, семью и Род.

У мужчин же имеющих высокий статус, то есть тех, которые отвечали за жизни других людей, Родная связь с Миром усиливалась за счет специальных «статусных» головных уборов. Это княжеские шапки, а позже царская корона или воинские шлемы. Эти уборы делались с определенной символикой, помогающей току силы. И делались они из драгоценных металлов. Например золото- это металл Солнца, который подчеркивает, и одновременно привлекает светлые мысли и силы в Родник.

Следующий значимый энергетический центр - ЧЕЛО.



Этот центр отвечает за интуицию, ясновидение и познание.

Все помнят классика « … а во лбу звезда горит…». Украшения Чела больше свойственно женщинам, особенно девушкам в пору выбора суженого. Куда уж здесь без интуиции? С юности девушки носили тесемки и ленты на челе, потом, девью красоту и увясло, различные венцы. Последним девичьим венцом является свадебный венец, используемый на обряде венчания. В настоящее время женщины используют ободки для волос, которые выполняют ту же роль (особенно если правильно сделаны).

Для мужчин этот вид украшения был распространен лишь у княжеских детей и одновременно символизировал статус и помогал в развитии ума.

ГОРЛО.

Энергетический центр располагается у основания шеи, отвечает за самовыражения и самореализацию в миру.

Металлический обруч, надетый на шею, является преградой, способной помешать душе покинуть тело. Его носили и мужчины и женщины, только рисунки на гривнах были разные. Были еще и рабские ошейники, как символ несвободы и подчинению чужой воле.

Воинам гривна помогала выжить в бою, служила оберегом.

Женщины, с древности до наших дней,носят множество украшений на горловом центре - это и гривны, и колье, и цепочки с подвесками, кулонами и брелоками, и бархотки, и монисты и многочисленные многовариантные бусы. С помощью этих украшений регулируется гормональная система, лечится простуда. Они служат оберегами и подчеркивают индивидуальность и статус.

СЕРДЦЕ.

Отвечает за отношения с окружающим миром (сострадание, сила любви и веры, доброта, нежные чувства, любовь окружающих и т.д.).

Очень часто СЕРДЦЕ и ГОРЛО связывались украшениями воедино, что символизирует действия в мире по своей воле.

Стоит упомянуть, кроме того, что и пуговицы, которые первоначально скрепляли одежду только у воротника, носили не только практическое, но и магическое значение. Сами слова «пуговица», «пуговка» происходят от слова «пугать». Наши предки считали ворот своей одежды очень важной деталью в мистическом плане: ведь самым уязвимыми, самыми беззащитными по отношению к нечистой силе оказывались наиболее открытые части тела - шея и лицо. Злых духов нельзя было беспрепятственно пропускать к телу человека. В связи с этим пуговицы украшались заговоренными узорами (чаще всего это был символ солнца - спираль или круг с точкой посередине) призванными отгонять, отпугивать от владельца одежды злых духов.

ЯРЛО

Солнечное сплетение отвечает за внутренний огонь, питание организма, волю и социальные связи. Ярло - центр власти над собой, над людьми и над миром. Она - источник уверенности в себе, осознания собственной силы, способности отстраниться от влияния внешнего мира,и одновременно, самому оказывать влияние на этот мир. Именно она придает нам силы отстаивать свои убеждения и противостоять обрушивающимся на нас ударам судьбы.

Все пояса, кушаки, ремни поддерживают и стимулируют энергию этого центра. На них прикрепляются всевозможные бляхи, пряжки, нашивки.

Мужским поясам с помощью узоров, камней и металлических украшений, традиционно придавалось свойство влияния на внешний мир, а женским на внутренний.

ЖИВОТ

Дает жизненную энергию и изобилие, отвечает за продолжение Рода.

Обычно энергию этого центра регулируют кончики пояса. А у женщин узоры на нижнем белье, материал которого тоже не безразличен для тока силы.

Этот центр отвечает за выживание, регулирует иммунитет, позволяет человеку совершать длительную и «грубую» физическую работу. Зарод дает внутреннее чувство опоры, душевную устойчивость, твердость.

Жизнь этого жизненно важного центра тоже регулируется кончиками пояса, на которые нашивались различные обереги, и еще узорами и нашивками по подолу юбки у женщин.

ЗАПЯСТЬЯ

На запястьях расположены зоны энергетического выхода жилы Зарода, поэтому браслеты носят обережную и регулирующую функцию.

Браслеты и наручи носят как мужчины, так и женщины.

Ношение перстней, серег, височных колец также оказывает определенное воздействие на движение силы в организме. А также металлы из которых они изготовлены, и цветные каменья, которые так любимы нашим народом.

Но мы пока на этом остановимся.

Одним мужчинам женская любовь к побрякушкам служит поводом для шуток, другим – для восхищения. А ведь традиция надевать на себя безделушки пришла к нам от далеких предков.

Дирхем, кольцо, ещё полгривны
Занятный вятический колт
Вернее, два – рисунок дивный
Свастический солнцеворот

И уткокони, уткокОни
Мне этот символ страшно мил
Его какой-нибудь тихоне
Кузнец застенчиво дарил...

Левин Вячеслав Николаевич (stvs)

Древние люди считали, что через отверстия нашего тела могла вылететь душа человека, или, наоборот, могло проникнуть внутрь какое-нибудь недоброе волшебство. Также следовало магически защитить и более всего подверженные ранениям и ушибам руки и ноги. Наконец, требовалось защитить энергетические центры и каналы тела.

Не слишком доверяя своей способности противостоять злу, люди старались защитить свое тело с помощью предметов из кости, дерева или металла. Конечно, дерево предпочиталось «благородных» пород: дуб, береза, сосна. Кость должна была быть от сильного неустрашимого животного: медведя, тигра. Но лучше всего для охраны души и тела подходили металлы и драгоценные камни. Старославянские мифы роднят золото и серебро с солнечным светом и молниями бога Перуна – главного из языческих богов. Таким образом, украшения в древности имели религиозный, магический смысл. Украшения надевали не столько «для красоты», сколько в качестве амулета, священного талисмана. Древнеславянский женский наряд включал в себя (как, впрочем, и сейчас) гораздо больше украшений, нежели мужской.

С древнейших, поистине пещерных времен женщина была объектом едва ли не религиозного поклонения со стороны своего вечного друга и спутника – мужчины.

Во-первых, женщина рожает детей. Во-вторых, именно женщина оказывается носительницей древней мудрости племени, его мифов и легенд. В глазах наших предков женщина не только не являлась «сосудом» злых сил – наоборот, она была существом куда более священным, чем мужчина. А значит, ее, как и все священное, требовалось особенно бережно охранять. Отсюда – при мало-мальском достатке – и золотая парча девичьих налобных повязок, и многоцветные бусы, и перстни.

Учёные пишут, что славяне, расселявшиеся в VI- VII веках по лесной полосе Восточной Европы, оказались оторваны от традиционных мест добычи цветных металлов. Поэтому вплоть до VIII века у них не выработалось какого-то особого, только им присущего типа металлических украшений. Славяне пользовались теми, что бытовали тогда по всей Европе, от Скандинавии до Византии.

Однако славянские мастера никогда не довольствовались подражанием образцам, перенятым от соседей или привезенным купцами и воинами из чужедальних земель. В их руках «общеевропейские» вещи скоро обретали такую «славянскую» индивидуальность, что современные археологи успешно определяют по ним границы расселения древних славян, а внутри этих границ - области отдельных племён. Но и процесс взаимного проникновения, взаимного обогащения культур не стоял на месте, благо в те времена не было строго охраняемых государственных границ. И вот уже иноземные кузнецы копировали новый славянский фасон и тоже по-своему его претворяли, а славяне продолжали присматриваться к веяниям «зарубежной моды» - западной и восточной.

Гривна

Металлический обруч, надетый на шею, казался древнему человеку надежной преградой, способной помешать душе покинуть тело. У нас его называли «гривной». Это название родственно слову «грива». По-видимому, это слово в древности означало «шея».


У некоторых народов гривны носили мужчины, у других – женщины, но ученые утверждают, что всегда и у всех, в том числе у славян, это был признак определенного положения в обществе, очень часто вроде ордена за заслуги.

Гривны нередко находят в женских погребениях древних славян. Поэтому археологи с полным правом настаивают, что это было «типично женское» украшение, наподобие бус и височных колец.

Древние славянские мастера делали гривны из меди, бронзы, биллона (меди с серебром) и из мягких оловянно-свинцовых сплавов, нередко покрывая их серебром и позолотой. Драгоценные гривны делались из серебра.

Древние славяне носили разные виды гривен, отличавшиеся способом изготовления и соединения концов. И конечно, каждое племя предпочитало свой, особенный вид.

Дротовые гривны делали из «дрота» - толстого металлического прутка, обычного круглого или треугольного в разрезе. Кузнецы перекручивали его клещами, раскалив на огне. Чем горячее был металл, тем мельче получалась «нарезка». Чуть позже появились гривны из ромбического, шестиугольного и трапециевидного дрота. Их не скручивали, предпочитая выбивать сверху узор в виде кружков, треугольников, точек. Эти гривны находят в курганах X – XI веков.

Похожие, только соединенные не замочком, а просто далеко заходящими друг за друга концами, изготавливали сами славяне. Разомкнутые концы таких гривен находились спереди. Они красиво расширяются, зато тыльная сторона, прилегающая к шее, круглая, чтобы удобнее было носить. Их обычный орнамент состоял из треугольников с выпуклостями внутри. Их археологи называют «волчий зуб». Такие гривны, сделанные из биллона, бронзы и низкопробного серебра, носили в X – XI веках в племени радимичей. В XI – XII веках радимичи стали соединять концы гривен красивыми квадратными бляхами, штампованными или литыми. Некоторые бляхи, рассеянные на значительной территории, отлиты явно в одной мастерской, даже в одной формочке. Это говорит о развитой торговле и о том, древнерусские мастера-ювелиры работали не только на заказ, но и на рынок.

Некоторые шейные обручи, сделанные из толстой или бронзовой проволоки, носили «просто так», без дополнительных украшений. Но если железная или цветная проволочка была достаточно тонкой, на нее нанизывали бусы, круглые бляхи, иноземные монеты, бубенчики.

Самыми многочисленными были гривны витые. Славянские умельцы свивали их разными способами: «простым жгутом» - из двух-трех медных или бронзовых проволочек; «сложным жгутом». Иногда простой или тонкий жгут обвивали сверху тонкой крученой проволочкой.

Височные кольца

Украшение головного убора, укреплявшимся обычно возле висков, археологи назвали «височными кольцами».

Славянские женские подвешивали височные кольца к головному убору (девичьему венчику, повою замужней) на лентах или ремешках, красиво обрамлявших лицо. Иногда кольца вплетали в волосы, а кое-где даже вставляли в мочку уха, как серьги. Иногда же височные кольца, нанизывали на ремешок, образовывали венец вокруг головы. И все-таки большинство из них носилось так, как и полагается по названию, - у висков. Как показали раскопки, височные кольца носили в Западной и Восточной Европе, на Севере и на Юге. Носили с древнейших времён - и тем не менее к VIII-IX векам их стали считать типично славянскими украшениями, такой популярностью они начали пользоваться среди западнославянских племён. Постепенно мода на височные кольца распространилась и к восточным славянам, достигнув у них наивысшего расцвета в XI-XII веках.

Девочки-подростки, еще не вошедшие в возраст невест, совсем не носили височных колец или, в крайнем случае, носили самые простенькие, согнутые из проволоки. Девушки-невесты и молодые замужние женщины, понятно, нуждались в усиленной защите от злых сил, ведь они должны были беречь не только себя, но и будущих младенцев – надежду народа. Их височные кольца, поэтому, особенно нарядны и многочисленны. А пожилые женщины, преставшие рожать детей, постепенно отказывались от богато украшенных височных колец, передавая их своим дочерям. Совсем иначе выглядели височные кольца с бусами, нанизанными на проволочную основу. Иногда металлические бусины делались гладкими и разделялись проволочными спиральками - такие кольца любили не только славянки, но и женщины финноугорских народов. В XI-XII веках это было излюбленное украшение вожанок (потомки древнего племени водь и сейчас живут недалеко от Санкт-Петербурга). Новгородские женщины XI-XII веков предпочитали височные кольца с бусинами, украшенными мелкой зернью - металлическими шариками, напаянными на основу. В племени дреговичей (район современного Минска) крупную серебряную зернь приделывали к каркасу бусин, сплетённому из медной проволоки. В Киеве XII века бусины, наоборот, делали ажурными из тонкой филиграни.

Серьги

Не так давно наши модницы ввели в обиход проволочные серьги размером с браслет, что, как обычно, не очень понравилось людям старшего поколения. И всё же в который раз оказывается, что «новой моде» уже тысяча лет, если не больше. Сходные кольца (только чаще не в ушах, а на висках) носили женщины племени кривичей (верховья Днепра, Западной Двины, Волги, междуречье Днепра и Оки). Один конец такого кольца иногда сгибался в петельку для привески, второй заходил за него или завязывался. Кольца эти так и называются «кривичскими». Носили их по нескольку штук (до шести) на виске.

Похожие найдены и на северо-западе территории новгородских словен, только надевали их по одному, реже по два с каждой стороны лица, и кончики колец не завязывались, а скрещивались. В X-XI веках к проволочным кольцам здесь иногда привешивали на цепочках бубенцы и треугольные металлические пластинки, порой даже в несколько ярусов. А вот у словен, живших в городе Ладоге, в середине IX века вошли в моду кольца со спиральным завитком, обращённым наружу. Нельзя исключить, что они попали туда с южного берега Балтики, со славянского Поморья, с которым ладожане поддерживали тесные связи.

В целом у древних славян серьги особой популярностью не пользовались, появляясь обычно как подражание иноземной традиции. Князь Святослав, вероятно, потому и обзавёлся своей знаменитой серьгой, что большую часть времени проводил на чужбине, в военных походах.

Браслеты

Мода на них появилась в середине XII века и держалась до начала XIV века.

Браслеты – наиболее ранние из известных нам славянских украшений: они попадаются в кладах и при раскопках поселений начиная сVI века.

Слово же браслет пришло в наш язык из французского. Древние славяне называли браслеты «обруч», т. е. «то, что охватывает руку», а также «зарукавья». Их украшали драгоценными камнями и жемчугом, вставляли в них золотые цепочки. Большое значение придавалось застежкам браслетов, которые украшали эмалями. Точно неизвестно кто же носил обручи – мужчины или женщины. Археологи редко находят их в мужских погребениях и уверенно считают украшение специфически женским. Зато на страницах летописей мы встречаем князей и бояр «с обручами на руках».

Древние славяне делали браслеты из разных материалов: из кожи, покрытой тисненым узором, из шерстяной ткани, из прочного шнура, обвитого тонкой металлической лентой, из цельного металла и даже… из стекла.

Несмотря на дешевизну, оживленную торговлю, стеклянные «обручи» не прижились среди сельского населения.

Судя по всему, деревенский люд предпочитал металлические браслеты, в основном из меди. Носили их на правой и левой руках, иногда по несколько штук.

В большом ходу были браслеты, витые из нескольких проволок, «ложновитые», то есть отлитые в глиняных формочках по восковым слепкам с витых браслетов, а также плетеные – на каркасе без каркаса.

Очень красивы и разнообразны «пластинчатые» (согнутые из пластинок металла) браслеты, кованные и литые.

С домонгольских времен сохранились браслеты еще одной разновидности – «створчатые», состоящие из двух половинок, соединенные маленькими петлями и застежкой. Браслеты всегда делали круглыми, но различными по сечению: гладкие, кручёные, витые, квадратные, рубчатые, треугольные. Богатой была и их окраска: чёрная, коричневая, зелёная, жёлтая, бирюзовая, фиолетовая, синяя, бесцветная и т.д. Значительное количество браслетов делалось из янтаря.

На браслетах чаще всего изображались символы воды: плетёнка, волнистый узор, змеиные головы. Это связано прежде всего с назначением браслетов: они надевались девушками во время русалий – торжеств по поводу доброй, плодоносной воды.

Подвески

Подвески носились на длинных шнурах или цепочках и крепились к платью на груди или на поясе. Делались они из серебра, меди, бронзы и билона. Чаще всего привески выступали в роли оберегов и исполнялись в форме языческих символов. Различают до 200 типов различных видов подвесок. Наиболее популярными были подвески символизирующие предметы быта (ложки, ключи, гребни) или богатства (ножи, топорики), привески в форме животных: птиц или коней, которые были символов счастья и неизменно сопровождались знаками солнца, а также геометрические привески: круглые, лунницы, крестики, ромбы и т.д.

Среди девушек особенно было популярны подвески в форме Луны, так как именно она считалась покровительницей незамужних. Широко распространены были привески в виде миниатюрных гребней с двумя звериными головами. Гребню с давних пор придавались магические функции, как защитника человека от всякой заразы. Конечно, широко использовалась солнечная тематика, а также символы воды.

Все вышеназванные типы привесок просуществовали вплоть до XIII века. Немного дольше, до XV века, просуществовали подвески-бубенцы. Носили их в комплекте с другими привесками, шейными гривнами, венцами, но чаще всего – с карманами, у пояса или рукавов. Будучи символами бога–громовержца, своим звоном они были призваны отгонять злых духов.

Обереги

Всё, что на современном языке называется «украшениями», имело в древности ясно читаемый религиозный, магический смысл. Также, как для верующего христианина крест, который он носит на шее, - будь этот крест даже произведением ювелирного искусства

Многие славянские обереги достаточно чётко разделяются на мужские и женские (кстати, заметим, что в христианскую эпоху аналогичным образом различали и нательные кресты).

«Солнечная» символика хорошо прослеживается и в круглых привесках-оберегах, также входивших в женский убор. Делали их, как правило, из биллона или бронзы, реже - из высокопробного серебра.

Если для «солнечных» круглых привесок употреблялись в основном жёлтые сплавы, то на привески – «лунницы» чаще шли белые, в цвет лунного света, - серебро или серебро с оловом, а бронза – лишь изредка. Оно и понятно, ведь в лунницах, как пишут учёные, отразился древний культ Луны, распространённый не только у славян, но и у других древних народов Европы и Азии. В славянских погребениях лунницы появились в Х веке. Обычно их носили по нескольку штук в составе ожерелья, а то вдевали в уши, как серьги. Богатые женщины носили лунницы из чистого серебра. Нередко они отмечены тончайшей ювелирной работой, их украшает мельчайшая зернь и филигрань. В таких лунницах каждый мельчайший шарик был припаян вручную.

В лунницах, что охотно носило большинство женщин, и металл был подешевле и работа попроще. Такие лунницы делались, как правило, по готовому восковому слепку, в который вливался металл. Для отливки использовались и слепки из глины. Нередко на таких лунницах присутствовал растительный орнамент. Это не случайно, так как "обязанностью" Луны было следить за ростом растений.

Славянские обереги: амулеты

Обереги-амулеты могли быть в виде магических символов или специальных фигурок. Защитные фигурки, как правило, носили целыми наборами в виде украшения. Их подвешивали к полукруглой дужке, скрепляли металлическими цепочками и надевали на тело в области груди, ближе к сердцу.

Дужка в форме полумесяца выбрана не случайно, она символизирует небосвод. Также на ней выбивались три точки, обозначавшие восход солнца, закат и полдень. Чаще всего можно встретить амулеты из пяти фигурок: ключа, челюсти хищника, двух ложек и птицы.

Женские славянские обереги

Все то, что люди носили на себе в древности, имело практическое значение. Все женские и мужские украшения являлись оберегами: браслеты, кольца, мониста, подвески, серьги, и даже алые ленты, которые девушки вплетали в волосы.

У северных народов, например, женщины носили подвески, элементы которых стукались друг о друга при ходьбе, и этим шумом распугивали нечистую силу. Это могли быть простые по форме бубенцы или же фигурки, выполненные из дерева или металла. Вырезали петухов, коней, утиные, лягушачьи лапки и другие зооморфные символы.

Особое внимание уделялось самой уязвимой зоне: шея, грудь, солнечное сплетение. Именно поэтому женщины носили на шее объемные ожерелья, мониста и прочие украшения-талисманы. Одним из распространенных материалов для их изготовления являлся бисер. По сути, бисер – это стекло, а свойства стекла всегда ценились магами и прорицателями так же, как и свойства хрусталя. Стекло не только защищает от темных сил, но и сохраняет здоровье человека, так как способно выравнивать его энергетические потоки.

Разные народности в разное время носили подвески по-разному: в виде ожерелья на шее, на поясе, прикрепляли к головному убору.

Обязательным элементом женского костюма были головные уборы, которые, в том числе, имели и защитную функцию. У славянских народов часто встречается птичья символика в женских головных уборах. Кокошник, например, можно было бы назвать «петушником», так как кокошь – это и есть петух. Рогатые кики символизируют утку (кика – это утка). Также встречались головные уборы, которые так и назывались, сороки. Обычные платки чаще всего были защитного алого цвета, на них вышивали все тех же птиц, растительную и другую обережную символику.

Девушкам разрешалось не носить головных уборов, но у них были так называемые ленты-очелья. Это могла быть обычная алая лента, или изготовленная из металла, к которой прикреплялись в виде подвесков фигурки-обереги. Среди всех металлов обереги чаще всего изготавливали из меди или из бронзы, если позволяли средства, то использовали серебро и золото.

В качестве амулета выступал также женский гребень. У него было семь зубцов (у многих народов мира это магическое число, защищающее от дурного глаза и болезней). Помимо прямого назначения, гребни использовались в различных магических обрядах, применялись для заговоров и излечения больного человека. Неслучайно частое упоминание гребня в сказках. Там он использовался в качестве волшебного помощника.

Женщины носили серьги, и они также выполняли обережную функцию. Сережки состояли из одной или нескольких металлических подвесок. Это мог быть ключ, символизирующий богатство, маленькая ложка, символизирующая достаток в доме, пестик ступы – знак плодовитости и мужского начала. Колющие и режущие предметы в подвесках, изображенные в виде звериных челюстей, пилы, топора, серпа и т.п. считались мощным оберегом от злых духов и нападения диких зверей в лесу.

Издавна считалось, что женщины больше мужчин подвержены влиянию потусторонних сил, поэтому мощная защита требовалась им и днем, и ночью. Для того чтобы ночью защитить себя злых духов навьего мира, женщины надевали специальные ожерелья-лунницы. Их изготавливали из серебра в виде подвесок, круглых или в форме полумесяца.

Славянские обереги для мужчин

У мужчин украшений-оберегов было гораздо меньше, чем у женщин, но они тоже были. Так, например, на застежках плащей, так называемых фибулах, высекали защитные солярные знаки.

На мужских нательных оберегах изображали символ плодородия –восьмиконечный крест, знак солнца – обычный крест, знак земли – ромбы, солярные знаки – свастики, а также рыб, зверей, птиц, небосвод.

Вдали от дома мужчин оберегали подвески с изображением уточек или коньков. Мужчины постоянно воевали, поэтому для них важны были обереги, защищающие от ранений и приносящие победу в боях.

Такими амулетами являлись клыки и когти диких животных, особенно, волчьи, а также подвески в виде ножей, мечей, кинжалов.

И мужчины, и женщины на руках носили браслеты из металла, стекла, кости с обережной символикой.

Вспомните образ царевны из славянских сказок. Перед тем как начать творить чудеса, она распускала длинные рукава своей рубашки. И на самом деле в древности рукава на женской одежде были широкими и длинными, до самой земли. Их распускали только тогда, когда танцевали ритуальный танец в честь богини земли Макоши. В остальное время рукава скрепляли браслетами: во-первых, чтобы через них не смогли проникнуть злые духи, во-вторых, для удобства. Рукава на мужской одежде также были широкими, но не длинными, их «запечатывали» браслетами-оберегами.

Бусы

Слово «бусы» в современном значении начало употребляться в русском языке с XVII века, до тех пор, по всей видимости, славяне называли эту разновидность украшения «ожерельем», то есть «тем, что носят вокруг горла». Археологи часто так и пишут в своих работах «…найдено ожерелье из бус». В самом деле, нитка зачастую очень крупных (около 1,5см в диаметре) бус, однотипных или разных, современному человеку напомнит скорее именно ожерелье, а не те бусы, что носят теперь.


В древности бусы являлись любимым украшением женщин из северных славянских племён, у южных они были не так распространены.


Некоторые бусы мастера делали из отрезков стеклянных палочек, имевших несколько слоёв - всего чаще жёлтый, белый, красный.

Другие бусы, о которых непременно хочется упомянуть,- это позолоченные и посеребрённые. Техника серебрения и золочения стеклянных изделий, в том числе бус, была освоена мастерами египетского города Александрии ещё до нашей эры. Спустя века ниточка традиций дотянулась и до Северной Европы. Наиболее распространёнными были стеклянные бусы Выделяют четыре типа бус: стеклянные (синего, чёрного, светло-зелёного цвета), бусы из многослойных стеклянных палочек, дутые бусы и многогранники. Наиболее любимым цветом для бус считался зелёный. А вот знатные женщины предпочитали бусы, составленные из различных материалов (золотые, жемчужные и выточенные из драгоценных камней). В Древней Руси существовало еще одно женское шейное украшение - монисто- своеобразные бусы в виде нанизанных на цепочку драгоценностей небольшого размера или монет.

Колты

Колты крепили на головном уборе на уровне виска на сложенной вдвое цепочке или ленте. Обычно они состояли из двух выпуклых пластинок, которые соединялись вместе и сверху ещё дополнялись дужкой для крепления. В XI-XII веках наиболее распространёнными были золотые колты с эмалью разных цветов. Часто по краю колта делали жемчужные обнизи. В XII веке также появляются звёздчатые колты и украшения чернью.

Вообще колты можно признать одними из самых удивительных произведений прикладного искусства. Наши мастера в поисках наилучшей игры света и тени умело оттеняли серебро и золото чернью, а иногда покрывали гладкую поверхность тысячами колечек, на каждое из которых нанизывали крошечное зёрнышко серебра.

Самым распространённым рисунком для колтов были изображения птицы Сирины или древа жизни. Учёные это связывают с символикой свадебного обряда: здесь птицы – символ брачной пары, а дерево – знак новой жизни. Немного позднее на колтах стали появляться христианские мотивы, в том числе изображения святых.

Кольца и перстни

Украшения, изначально призванные магически охранять человеческую руку, - кольца, перстни – появляются в могилах древних славян с IX века и широко встречаются начиная со следующего, X века. Некоторые археологи полагали, что они получили распространение у славян только после введения христианства, ведь кольца играют важную роль в церковном обряде. Однако другими учеными были раскопаны славянские захоронения VII века (в Трансильвании), и там оказались бронзовые перстни – не привезенные из далекой страны, а местные, притом позволяющие даже говорить о «славянском типе» перстней. Кольцо держит в руке и одно из Божеств Збручского языческого идола: исследователи узнали в нём изображение Лады – славянской Богини всеобщего порядка вещей, от космического круговорота созвездий до семейного круга. И на более поздних перстнях упорно просматриваются символы язычества, например знаки Земли. Словом, языческая символика кольца-перстня была никак не бедней христианской. А может, именно поэтому язычники избегали надевать перстни на покойных, опасаясь помешать душе покинуть тело и отправиться в загробное странствование? Если так, то следует предположить, что после принятия христианства в конце X века, когда умерших, особенно знатных, всё чаще начали хоронить по христианскому обряду, кольца стали класть рядом с телом, а после – оставлять на руке…

В одном женском погребении нашли целых тридцать три перстня в деревянном ларце. В других могилах перстни бывают связаны шнурком, уложены в горшочек, в туесок, в кожаный или вязанный кошелек, просто на кусочек бересты. Вероятно, здесь сказывались обычаи финских племен – соседей древних славян, и не просто соседей: некоторым из этих племен предстояло вливаться в нарождавшийся древнерусский народ. Там, где такое соседство-родство становилось наиболее тесными, в славянских могилах встречены вполне финские типы перстней. Например, к юго-западу от современному Санкт-Петербурга и в среднем течении Волги носили так называемые «усатые» перстни, а Владимирских курганах найдены «шумящие» перстни – снабженные металлическими подвесками, способными звенеть одна о другую. Иногда эти подвески имеют весьма характерные очертания «утиных лапок» - утки и прочие водоплавающие птицы были священны для финно-угорских племен, согласно их верованиями, они участвовали в сотворении мира.

Не менее интересным «финским заимствованием» был своеобразный способ ношения перстней. В Московской области в нескольких курганах нашли перстней, надетые …. на палец ноги.

Древнеславянские перстни, как и браслеты, не имеют четко выраженной «племенной принадлежности». Одни и те же разновидности находят на очень больших территориях. Местные типы перстней появляются в основном к XII-XIII векам, когда производство их становиться поистине массовым.

Очень своеобразные и красивые «решетчатые» перстни вятичей были, по-видимому, навеяны искусством мордовских и муромских финно-угорских племен.

Славянские обереги для дома

Подобно одежде, человеческое жилье также покрывалось символическими обережными знаками. По сей день в деревнях можно встретить старые дома с резными крышами, дверьми, ставнями. Все то, что вырезалось на дереве, имело смысл, это были далеко не простые украшения, какие делают в наше время. Все те же солярные и громовые символы располагали вокруг отверстий, через которые нечистая сила могла проникнуть в дом.

В первую очередь, это были окна, двери, печная труба. Вершину крыши часто венчал конь – символ Перуна. Над входной дверью висела подкова. Кстати сказать, подкову в качестве оберега для дома или же нательного талисмана, используют и по сей день. Но чаще всего можно встретить ее, висящей концами вниз, что неправильно – наши предки располагали подкову-оберег исключительно концами вверх.

Внутри дома многие предметы быта были покрыты обережным орнаментом: печь, кухонный стол, различные инструменты для работы.

Славянские обереги для процветания и благополучия:

Гребень

Расчесывая волосы деревянным гребнем с семью зубьями, вы не только благоприятно влияете на волосы и кожу головы, но и привлекаете к себе удачу и здоровье. Для усиления действия гребня нанесите на него изображение конька или две волнистые линии (водный знак), что отгонит нечистую силу.

Ложка с загнутой ручкой

Из нее можно кушать или же пить лекарства, тогда польза будет удваиваться. Чтобы усилить действие, нанесите на ручку ложки ромб с точками внутри – это знак Макоши.

Ключ

В качестве оберега можно использовать как изображение ключа, так и настоящий маленький ключик. Он символизирует накопление опыта, чести, материального и духовного богатства.

Кости и зубы диких животных

В виде нательных амулетов такой оберег является довольно распространенным и в современном мире. Но не все знают о том, что это сугубо мужской талисман, который женщинам приносит только несчастья. Мужчина, который сделает своим оберегом, например, волчий или медвежий клык, защитит себе от нападения врагов, приобретет силу над ними, храбрость и непобедимость. Силой обладают не только настоящие звериные зубы и кости, но даже их изображения. Неслучайно волк присутствовал на эмблемах и гербах многих армий.

Топор

Топор символизирует главного языческого бога Перуна, поэтому, как сам этот предмет, так и его изображения, фигурки, являются мощными защитными оберегами.

Костяной нож

Сам этот предмет и его изображение защитит от злых духов человека и его дом.

Уткоконь

Этот оберег соединяет в себе два мощнейших символа: утку и коня, соответственно, обладает двойной силой. Связаны эти символы с Дажьбогом, языческим богом солнца. Днем его колесницу по небосводу несут кони, а ночью, по подземному Океану – утки. Такой оберег защит от всего плохого и привлечет все хорошее.

Крест

Символика креста у древних славян никак не связана с христианством. Это солярный знак, защищающий человека от злых сил со всех четырех сторон света.

Подкова

В качестве оберегов использовались ржавые подковы, так как износившийся металл притягивал к себе все болезни, не пуская их к хозяевам дома. Кроме того, как только человек с дурным глазом видел подкову, висящую в необычном месте, он удивлялся, что помогало рассеять всю его злую силу.

Подобные языческие традиции постепенно стали утрачиваться после крещения Руси, но, вместе с тем, они не изжиты полностью до сих пор. Мало кто из нас знает, как правильно выбирать, изготавливать и носить обереги, но связь с предками, которая присутствует в каждом на подсознательном уровне, дает подсказки. Даже если вы подберете на улице какой-нибудь камушек, который вам с чего-то вдруг очень сильно понравится, он уже сможет стать вашим персональным талисманом, достаточно просто поверить в его силу. Прислушивайтесь к таким знакам, ведь они не случайны, возможно, вам требуется защита, и сама судьба посылает ее. А теперь, зная об основных славянских оберегах, вы сможете самостоятельно изготовить их.

Вышивка

Если порыться в сундуках, то во многих домах можно найти доставшиеся по наследству от бабушек и прабабушек вышитые красивыми узорами рушники, рубашки, наволочки, платки, скатерти, кисеты.

Вышивке уделяли огромное значение: она была не простым украшательством, а выполняла функции оберега. Значение имело все: узор, цвет ниток, выбранная ткань и место, на котором располагалась вышивка, настроение, с которым выполнялась работа. Вышивать, кстати, доверялось только женщинам. Если для работы использовались прялка и ткацкий станок, то на них рисовали или высекали специальные знаки, которые также выполняли функцию оберега.

Первое, что приходит в голову при упоминании о вышитых оберегах – это народные костюмы. Даже самый скромный будничный наряд имел вышивку по кромке: на горловине, манжетах, подоле. Связано это с тем, что через эти незащищенные места могла проникнуть нечистая сила.

Вышитые славянские обереги в зависимости от цвета нитей и узора выполняли разные функции:

Крестовидные и круговые формы красного и оранжевого цветов защищают от физического нападения.

Черные или красные силуэты петуха и коня сберегут маленького ребенка от разных напастей. Фиолетовые и синие узоры вышивали на одежде детей старшего возраста.

Для успеха в делах узоры наносили нитями золотисто-зеленого и голубого цветов.

И даже материал, из которого изготавливали нитки, имел свое значение:

Защитит от порчи и сглаза.

Способна защитить даже тех, кого уже коснулось зло. Шерстяные нити «штопают» дыры в человеческой энергетике. Ими вышивали солярные знаки, а также животных, к которым больше всего тянулся тот или иной человек. Место расположения вышивки шерстяными нитками имело большое значение: это должна быть область солнечного сплетения, сердца, шеи, низа живота, именно в этих местах располагаются основные энергетические центры человека. Не рекомендуется вышивать шерстью узоры звезд и птиц.

Обладает умиротворяющим действием. Среди всех узоров льняными нитками лучше всего вышивать деревья, звезды, птиц, солнце.

Славянские обереги и значение узоров вышивки

Элементы вышивки представляют собой различные мотивы, но все их объединяет округлость и замкнутость форм. Даже если вышивают силуэт, то заключают его в овал или круг, чтобы придать функцию оберега.

Во избежание энергетического беспорядка не стоит вышивать на одной вещи несколько узоров, различных по назначению. Также не следует смешивать разные материалы ниток и тканей.

В изготовлении любых оберегов, в том числе и вышивки, нельзя использовать ножницы. Отрезая что-либо, мастерица наносит вред себе или тому, для кого предназначается оберег. Нитки можно обрывать руками. Также необходимо стараться, чтобы узор был максимально гладким, без узелков, так как они затрудняют течение положительных энергий.

Сам узор и его расположение определяются в зависимости от того, кому предназначается вышивка.

Славянский народ выделял три уровня мироздания, исходя из этого и распределялись узоры вышивки:

Верхний мир.

В одежде это горловина. На ней вышивали тучи, птиц, молнии, воду. К низу от горловины шел вырез, который украшался растениями, символизирующими мировое древо, солярными знаками.

Космогонические символы шли около плеча, по шву рукава.

Средний мир.

В одежде это низ рукава и средняя часть рубахи. Вышивали все то, что располагается между небом и землей: берегинь, оленух, птиц, солнце, коней небесных.

Нижний мир.

В одежде это подол. На нем изображалась земля и то, что находится под ней. На мужской одежде вышивали коней, плуг, кузню, а на женской – поле, берегинь, оленух. Для девушек узор на подоле был уже, чем для женщин.

В древности у каждого рода были свои особенности вышивки, встречая друг друга, мужчина и женщина, могли по определенным знакам узнать, к какому роду они относятся.

Вышитые славянские обереги для детей выполняли нитками красного цвета. У взрослых же использовались различные цвета. Так, например, черный на женской одежде оберегал от бесплодия, синий на мужской – защищал от стихий, а зеленый – от ранений.

Среди всех узоров старинной вышивки самым распространенным является ромб. У разных народов его форма отличалась, в зависимости от этого менялось значение рисунка. Самыми распространенными являются ромб-лягушка, ромб-засеянная земля и ромб-репей. Все они символизируют плодородие.

Сложный орнамент в виде женской фигуры – это не что иное, как сама Мать-Сыра-Земля.

Часто встречающиеся узоры:

Перекрывают дорогу злу.

Дерево (в виде елочки).

Символ долголетия и единства всего в мире.

Символизируют разум, способствуют ясности мышления.

Символизирует непорочность, красоту, земную любовь.

Квадраты.

Знак земли, плодородия, земледельцев.

Символизируют женское начало в природе, материнство, плодородие, достаток.

Спираль.

Символизирует мудрость и тайные знания, оберегает от нечистых сил потустороннего мира.

Треугольник.

Символизирует человека. Часто встречается треугольник с точками на вершинах.

Волнистая линия.

Символ воды, мирового океана, начала жизни и способности приспосабливаться к обстоятельствам. Вертикально расположенные линии означают самосовершенствование, дорогу к Знанию.

Славянские символы и их значения: