Старые перстни с камнями. Ратники на средневековых русских перстнях

Ратники на средневековых русских перстнях

В ходе постепенного приобщения к культурным традициям Византии Древняя Русь унаследовала и адаптировала многие античные моды и привычки. Сегодня, спустя столетия, наше представление о русских воинах тех далеких времен будет неполным без учета многих, казалось бы незначительных, деталей. В предлагаемой статье мы остановимся на одной малоизученной группе подобных памятников художественного ремесла - средневековых русских перстнях-печатках.

Древние греки, этруски и римляне украшали свои перстни геммами (от лат. gemma)-драгоценными или полудрагоценными камнями с врезанными (инталия) или выпуклыми (камея) изображениями. Перстни служили печатями, а также свидетельством принадлежности к тому или иному сословию (так называемые владычные перстни). Тематика изображений на них была различной: от фигур античных богов и героев до геральдических композиций, включающих, например, бюст Зевса-Сараписа и орла с широко распростертыми крыльями. Изображались также трофейные знамена, увенчанные статуей крылатой Виктории 1 .

Христианство внесло заметные изменения в выбор изображений и символов: появились крест, хризма и фигура Доброго пастыря, характеризующие новую иконографию. Византийские перстни, выполненные из драгоценных металлов, обычно уже не имели украшающих их гемм, а печаткой служил сам щиток (матрица) с зеркально воспроизведенным на нем текстом, монограммой или какой-либо сюжетной композицией 2 . Характерно, что даже в V-VI вв. на перстнях все еще продолжали изображать римского орла. Позже, с развитием иконопочитания, на смену прежним символам приходят фигуры архангелов с крестом, изображение Христа, обеими руками благословляющего жениха и невесту (обычно - императорскую чету), крест с погрудными изображениями Христа и императорской четы, и, наконец, евангельские сцены. Последние появляются главным образом уже XIII-XIV вв., то есть в поздневизантийский период при Палеологах, когда новые иконографические темы становятся популярными.

Если античные и византийские перстни изучены достаточно полно, то аналогичные русские памятники, к сожалению, пока остаются без должного внимания. Приоритетом отечественной сфрагистики (исторической дисциплины, изучающей печати и оттиски) являются вислые свинцовые княжеские печати (буллы) и, в меньшей степени, оттиски печатей и матриц. В то же время совсем мало изучены сами матрицы, основную часть которых составляют перстни-печатки. С их помощью владелец делал оттиск на воске или мастике, и полученное таким образом изображение становилось «знаком собственности» (или власти).

Перстни. Литье, гравировка. 2-7,10- 14 - медный сплав; 1, 9 - серебро; 8 - серебро, позолота. Размеры (в мм): внешний диаметр шинки (кольца) х длина щитка х ширина щитка (если щиток круглый, его размер обозначен одной цифрой). (Из коллекции автора, 13 - из частной коллекции).

1. ХV-ХVI вв. Новгород. (22,9х12,3х8,9).


2. 2-я пол. XV - нач. XVI вв. Тверь. (19,6 х 12,7).


3. XVI - нач. XVII вв. Калуга. (22,5 х 11,0 х 7,4).


4. XVI - нач. XVII вв. Калуга. (20,0 х 12,2 х 10,4).


5. XV век. Калуга. (24,0 х 14,7 х 11,5).


6. XVI - нач. XVII вв. Калуга. (22,2 х 12,2 х 10,6).


7. XVI - нач. XVII вв. Калуга. (22,0 х 11,7 х 8,7).


8. XV - XVI вв. Тула. (22,5 х 12,8 х 9,0).


9. XVI в. Новгород. (17,0 х 10,1 х 9,4).


10. XV -XVI вв. Калуга. (21,5 х 14,5 х 13,0).


11. XV в. Тверь. (25,2 х 13,7 х 12,7).


12. XVI в. Новгород. (22,7 х 12,0 х 9,0).


13. XVI в. Калуга. (24,7 х 16,0).

14. XVI в. Калуга. (23,6 х 15,4 х 12,9).

Перстни-печатки были известны на Руси уже в X в., но повсеместное распространение получили только в XV. Ранние серебряные перстни, украшенные чернью, с круглыми, прямоугольными, квадрифолийными и шестиугольными щитками имеют розетки из кринов и розетки геометрического характера, раппорт бордюра - из лозы. На них встречаются княжеские знаки, изображения фантастических зверей и птиц 3 . Подобные изделия ювелиров X - начала XIV вв. весьма немногочисленны и известны, главным образом, по находкам из древних кладов, как, например, перстень Св. Алексия - в 1354-78 гг. митрополита Московского 4 .

Совершенно иную картину распространения сюжетных изображений дают многочисленные перстни XV - начала XVII вв., найденные в Калужской, Новгородской, Тверской, Московской и Тульской областях за два последних десятилетия. Всплеск таких находок, составивших в результате 32 единицы, обусловлен археологическими исследованиями новых территорий и широким использованием для поиска металлодетекторов. Половину находок составляют перстни, обнаруженные на берегах Оки, преимущественно в черте города Калуги. К сожалению, все они являются случайными находками. Среди них нет экземпляров, происходящих из закрытых комплексов либо из культурных слоев, что серьезно затрудняет их датировку 5 . Не помогает решению данной проблемы и изучение технологии изготовления перстней, так как изображения на них вырезаны вручную, в схематичной манере. Поэтому перстни имеет смысл классифицировать, прежде всего, по сюжетам.

Представляется вполне логичным предположение о том, что сюжеты перстней напрямую связаны с деятельностью их владельцев. Считается, например, что византийские перстни со сценой обручения принадлежали членам императорской семьи, а древнерусские с изображением креста и фигур архангелов - духовным лицам. Развивая эту мысль, можно предположить, что средневековые перстни с изображениями воинов имели отношение к служилому (военному) сословию. Относительно каждого из них можно дать подробное описание, но гораздо труднее полностью раскрыть и истолковать смысл вырезанной символики. Надо также учитывать общий схематизм изображений, который диктовался используемым материалом и малыми размерами перстней.

На общем фоне качественно выделяются новгородские перстни (ил. 1, 9, 12), что может быть объяснено активными контактами Новгорода с европейскими странами и достаточно высоким уровнем мастерства новгородских ювелиров. Их отличает высокая техника исполнения и художественная выразительность. Тем не менее, изображения в целом отличаются наивностью образа и крайней обобщенностью. Вследствие этого изображения на перстнях столь же условны, как на монетах и печатях средневековой Руси.

Сходство изображений на перстнях-печатках и русских монетах XIV - начала XVI вв. очень примечательно и характерно. Так, сюжеты воина с топором и мечом (ил. 15) и воина на коне с мечом (ил. 16) можно увидеть на монетах великого князя Василия Дмитриевича (1389-1425 гг.). Изображение воина с мечом и щитом (ил. 17) встречается на монетах князя галичского Юрия Дмитриевича (1389-1434 гг.), а также на монетах Тверского княжества6, но чаще всего этот сюжет встречается на монетах князя Бориса Александровича (1425-1461 гг.). Из 30 типов монет этого князя изображение воина со щитом и мечом присутствует на 6 типах, относящихся к середине и второй половине его правления 7 . Это явно сближает монетную символику с образом Святого воина, традиционно воспроизводимого на свинцовых княжеских печатях XП-XV вв. 8

Наиболее интересные в контексте этой сюжетики перстни имеют на щитке (обычно овальной формы) изображение фигуры стоящего, либо идущего воина-копьеносца (ил. 1). В принципе изображение Святого воина с копьем появляется в княжеской сфрагистике еще в начале XII в. 9 Примером может служить печать, принадлежавшая новгородскому князю Всеволоду - Гавриилу Мстиславичу-Феодоровичу (1117-1136 гг.). На ее лицевой стороне помещено изображение Благовещения с «испуганной Марией»: архангел с жезлом в руках и Мария с пряжей, сидящая на скамье. На обратной стороне помещено изображение Св. Федора в полный рост с копьем в правой руке и со щитом, опущенным вниз, в левой. На печатях новгородских посадников XIV-XV вв. часто встречается вооруженный копьем всадник 10 . Однако перстни из калужских находок типологически относятся к более позднему времени (скорее всего, к XVI - началу XVII вв.). Поэтому вопрос об их генетической связи с отмеченной ранней символикой пока остается открытым.



20. 2-я пол. XVII в. Москва. 22,5 х 12,8 х 9.0.

Когда этот материал готовился к печати, столичные археологи под руководством академика А.Г.Векслера обнаружили на территории музея-усадьбы «Коломенское» интересный серебряный перстень XVII века. Как сообщили в Центре археологических исследований мэрии г. Москвы, серебряную печатку удалось найти во время раскопок дворцового комплекса царя Алексея Михайловича, разрушенного около 200лет назад. Находка обнаружена на месте кормового двора. Перстень украшает гравировка - изображение скачущего всадника с саблей, поднятой над головой. По предположению исследователей, печатка могла принадлежать одному из приближенных людей государя, скорей всего - военачальнику.

На калужских перстнях изображенный воин иногда держит в поднятой правой руке саблю (меч) (ил. 2-6), а иногда его рука опущена (ил. 7). В отдельных случаях он изображен с копьем и саблей (мечом) одновременно (ил. 8, 9) или же с копьями в обеих руках (ил. 10-12). Такое наделение воина оружием в обеих руках, по-видимому, отражает средневековые представления о «всеоружии» и, очевидно, наделено иносказательным смыслом 11 .

На трех перстнях вырезано профильное изображение воина, перед которым расположен тонкий, плавно изогнутый ствол молодого дерева - «древа жизни» (ил. 12-14). Такой сюжет хорошо известен по печатям XV-XVI вв., скрепляющим различные документы: раздельные, разъезжие, данные грамоты, межевые выписи и др. 12 Композиция «воин в профиль» известна на монетах Московской Руси еще в XIV-XV вв., и по мнению Г.А. Федорова-Давыдова она «символически означала князя» 13 . Отсюда можно сделать предположение, что данные перстни принадлежали представителю княжеской администрации.

На щитках двух перстней мы видим резные изображения всадников. Один вооружен копьем (ил. 18), а другой, обращенный в противоположную сторону, может быть определен как триумфатор (ил. 19). Тематически мотив всадника («ездца»), как известно, наиболее типичен для московской нумизматики, где он появляется уже при сыне Дмитрия Донского - великом князе Василии Дмитриевиче (1389-1425). В дальнейшем он получает развитие и в конечном итоге сливается с иконным образом Св. Георгия Победоносца 15 .

Нельзя не отметить случаев находок в разных регионах однотипных перстней. В распоряжении автора имеется информация о пяти подобных перстнях, найденных в различных местах, но с одинаковым сюжетом - воин с оружием в обеих руках (ил. 10). Изображения на них отличаются некоторой наивностью и схематизмом. Из-за этого, например, достаточно трудно определить вид оружия - копья это или пики? При этом надо отметить, что техника и манера резьбы на перстнях совершенно одинаковы, изделия отличаются лишь размерами (на 1-3 мм). Все это дает основание предположить, что данные перстни-печатки или восходят к одному достаточно известному прототипу, растиражированному в одной или группе мастерских, или происходят из одного мощного центра ремесленного производства, чья продукция широко распространилась в результате межрегиональных торговых контактов. Складывается впечатление, что существовал определенный иконографический тип воинских перстней, широко распространенный в средневековой Руси и восходящий к некоей впоследствии утраченной традиции.

Эту тенденцию подтверждает анализ группы перстней-печаток с изображениями птиц и животных, о которой мы расскажем в следующем номере журнала.

Примечания:

1. Димитрова-Милчева А. Антични геми и камеи. София, 1980. (на болгарском яз.)
2. Ross М.С. Catalogue of the Byzantine and Early Mediaeval Antiquities in the Dumbarton Oaks Collection. Vol. II. Washington, 1965. II. 62-69.
3. Макарова Т.Н Черневое дело Древней Руси. М, 1986. С. 14-18,39-48, 128-133. Рис. 15, 16.
4. Орешников А.И. Перстень св. Алексея митрополита // Seminarium Kondakovianum. Т. II. Prague, 1928. С. 171-185. T.XXIII, 1.
5. Пуцко ВГ, Ювелирные украшения XIII-XVII вв. из археологических находок в Серенске и Калуге.// Песоченский историко-археологический сборник. Вып. 3. 4.1. Киров, 1997. С. 87-89.
6. Chenwtsov A.V. Types on Russian Coins of the XIV and XV Centuries: An iconographic study. Oxford, 1983. PI. V, VII. 24. Ibid. Pl. XVI.
7. Орешников A.H. Русские монеты до 1547 г. М., 1896 . С. 7-8, 21-73, 130-132.
8. Янин К.Л. Актовые печати Дрснней Руси X-XV вв. Т. I, П. М., 1970.
9. Янин В.Л., Гайдуков ИГ. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. Т.Ш. М., 1998. С. 43, 129, 130,265,326-329.
10. Янин В.Л. Новгородские посадники. М., 1962. С. 362-366. Рис. 17.
11. Чернецов А.Л. Светская феодальная символика Руси XIV-XV вв. Автореф. дис. докт. ист. наук. М., 1988. С. 27.
12. Иванов П.И. Сборник снимков с древнейших русских печатей, приложенных к грамотам и другим документам, хранящимся в Московском архиве Министерства Юстиции. М., 1858.
13. Федоров-Давыдов Г.А. Монеты Московской Руси. М., 1981. С. 135.
14. Седова М.В., Курганова Н.М. Перстни-печати XV-XVII вв. из Суздаля.//Историчес-кая археология: Традиции и перспективы. М., 1998. С. 234.
15. Соболева Н.А. Русские печати. М., 1991. С. 185, 190, 191, 206, 207. Рис. 144, 167-170.

Зверь - образ, зверь - символ, зверь - оберег

Появление древнерусских средневековых печатных перстней как предметов, имеющих самостоятельное прикладное значение и художественную целостность, связано, в первую очередь, с широким распространением самих печатей и расширением их функционального использования. Для удобства и сбережения княжеские, боярские, святительские печати, печати областей, присутственных мест и частных лиц «обыкновенно вделывались в кольца в виде перстней» 1 . Более массивный перстень, надеваемый на большой палец, назывался «напалком», а имевший резную вставку из камня - «жуковиною» 2 (слово это часто встречается в грамотах XV и XVI вв.). Подобные перстни в древнерусских духовных завещаниях указывались в качестве родового наследства. Возможно, это связано с тем, что на протяжении веков оттиск печати, превратившейся со временем в перстень-печать, играл роль часто используемого и известного факсимиле.

Достаточно часто на средневековых русских печатных перстнях встречаются изображения зверей и птиц. Как и в случае с изображениями ратников (см. «Цейхгауз», № 15), в зооморфных сюжетах обнаруживается некая смысловая упорядоченность. Можно даже проследить единство стиля, графического языка, порой даже сходство почерка мастеров, изготавливавших перстни с изображениями воинов и зверей. Основой для построения композиции последних являлись представления наших далеких предков об окружающем их мире, где «царство людей» и «царство зверей» существовали в единстве и взаимопроникновении. Такое мировосприятие позволяло людям общаться через животное-символ с высшим духовным началом, видеть в животных посланников и проводников его воли.

Образы животных оказали большое влияние на развитие языка символов и иносказаний, превратившегося в важный элемент национальной культуры. Классическим примером могут служить случаи, когда за боевые качества воин получал прозвища связанные с характерными чертами каких-либо животных. Причем в процессе рождения прозвища значение имело не только простое ассоциативное сопоставление, но и подсознательное значение слова. Так, прозвище Курско-Трубчевского князя Всеволода Святославича «Буй Тур Всеволод» включало «Буй» - дикий, сильный, храбрый, гордый, и «Тур»-бык, вол как символ мужества, отваги и силы. Вместе эти определения князя Всеволода характеризуют его силу и храбрость 3 .

Многие из животных (существовавших или вымышленных) описаны с качественными характеристиками в древнерусском трактате «Физиолог», известном по спискам XV в. и восходящем к сборнику рассказов о природе, возникшему в Александрии во II-III вв. н.э. на основе античных и восточных источников. Упоминаемые в нем животные в соответствии с традицией христианской литературы уподоблялись образам и понятиям религии и морали. Сегодня эти определения помогают расшифровать смысл зооморфных изображений на печатных перстнях.

Перстни. Литье, гравировка.
1 - оловянисто-свинцовый сплав;
3-4 - серебро; 9 - серебро, позолота;
2, 5-8 - медный сплав;
Размеры (в мм): внешний диаметр шинки (кольца) х длина щитка х ширина щитка (если щиток круглый, его размер обозначен одной цифрой).
(2, 6-8 - из коллекции автора; 1, 3-5, 9 - из частной коллекции).



1. Брянск. XV-XVI вв. 25,4 х 14,6 х 14,3 мм.


2. Калуга. XVI в. 22,2 х 14,4 мм.


3. Рязанская обл. XV-XVI вв. D = 12,4 мм.
4. Рязанская обл. XV-XVI вв. D = 10,2-10,5 мм.


5. Курск. XV-XVI вв. 26,7 х 15,5 х 14,7 мм.


6. Тверь. XV в. 21,3 х 15,5 х 11,6 мм.


7. Новгород. XV в. 21,7 х 12,5 х 10,1 мм.


8. Владимир. XV-XVI вв. 22,5 х 11,2 мм.


9. Калуга. XVI - нач. XVII

Особенно популярным среди зооморфных изображений в средние века был образ льва. Например, в декоре одного только Дмитриевского собора во Владимире лев изображен 125 раз 4 . Как символ он обозначал «сильных и непобедимых воинов», «силу и власть», «бесстрашие и стойкость» 5 . Образ льва как бдительного стража, нередко спящего с открытыми глазами, хорошо иллюстрирует древнерусский текст: «Где хочет спать, окружает хвостом своим, подобно гумну круговидно, и тут спит. Дикие звери обходят вокруг того места, внутрь же не дерзают войти. Если же кто приблизится к знаку этому, тогда поднимется лев и хватает его» 6 . Не случайно при изображении грозному «царю зверей» часто придавалась величественная (по Г.К. Вагнеру «адорирующая») поза с высоко поднятой передней лапой. Характерные изображения данного образа можно увидеть на перстнях (ил. 1, 2) и их фрагментах (щитках) (ил. 3, 4). По мнению известного исследователя М.В.Седовой, перстень на ил. 1 вполне мог быть скопирован с аналогичного изображения на гемме.

Среди изображений четвероногих зверей на перстнях можно часто видеть образ «лютого зверя» (ил. 6, 7, 8) - хищного животного неопределенной видовой принадлежности, часто упоминающегося в древнерусской литературе, народных песнях и присутствующего как образ на изделиях декоративно-прикладного искусства 7 . В.Ф.Миллер в своем труде обстоятельно доказывал, что «лютый зверь» 8 в народных песнях - это есть лев. Однако академик Б. А. Рыбаков указывал на то, что «в некоторых русских говорах, например, вятском, рысь называют «лютым зверем», не упоминая слова «рысь» 9 . Во всяком случае Владимир Мономах явно имел ввиду не льва, когда писал: «лютый зверь скопил ко мне на бедры и конь со мною поверже» 10 .

Сегодня можно говорить о том, что «лютым зверем» наши предки называли и льва, и единорога, и рысь, и медведя, и барса, и волка. Например, в «Слове о полку Игореве» Всеслав Полоцкий в одном месте именуется скачущим «лютым зверем», а несколько ниже - «волком». Хорошо помогает разобраться в этом вопросе этимология слова «лютый». В нарицательном значении древнегреческое, старославянское и литовское «ljutas» означало «терзатель». На Руси оно было как именем прилагательным, характеризующим качества зверя: дикость, свирепость, злобность, жестокость, так и обобщенным названием самого страшного, непобедимого, поставленного во главе зверей хищника. Отсюда фольклорный образ «лютоіо зверя» моі символизировать власть, воинскую доблесть, а также играть роль оберега".

Перстни. Литье, гравировка. 12 - оловянисто-свинцовый сплав; 11 - серебро; 10-13 - медный сплав;
(12-13 - из коллекции автора; 10, 11 - из частной коллекции).



10. Владимирская обл. XIV-XV вв. 21,2x11,3 х10,5 мм.


11 . Мордовия. XVII в. 26,5 х 18 х 17,4 мм.


12. Калуга. XVI в. 21 х 11,9 х 10 мм.


13. Калуга. XV-XVI в. 23,5 х 14,1 х 10,5 мм.

Изображения образа «лютого зверя» на перстнях встречаются нередко. Так, на перстне (ил. 5) представлена «на равных» битва человека и зверя. Поднявшийся на дыбы лев и воин с саблей в руке изображены одного роста. Схватка уже началась. Судя по положению когтистых лап хищника относительно туловища, лев отброшен назад после своеіо прыжка. Исход боя еще не ясен, но воин уже показал свою силу и ловкость.

Конь был священным животным у славян, являясь символом солнца, плодородия и благополучия. Тесно связанный в западнославянской мифологии с «богом богов» Святовитом (нем.-Свентовит).он упоминается немецким хронистом Гельмольдом (XII в.) и датским средневековым автором Саксоном Грамматиком при описании культового центра этого бога, располагавшегося в балтийско-славянском городе Арконе (Х-ХІІ вв.), занимавшем северную оконечность острова Рюген. Поскольку символ коня древние славяне связывали с солнцем, то, по всей вероятности, не случайно на груди глиняных фигурок коней и свистулек-«коников» изображены солярные знаки. В собрании калужского Музея ремесла, архитектуры и быта хранится несколько таких находок - из г. Калуги, дер. Хлуднево и пос. Воротынск Калужской области. Самые ранние сохранившиеся «коники» датируются XVI в. 12

Как эмблема воинского мужества и благородства конь встречается на русских перстнях и монетах XIV-XVII вв. Это обстоятельство помогает точнее датировать перстни, пользуясь аналогией с монетами. На серебряном перстне, найденном в г. Калуге на берегу Оки (ил. 9), отчетливо изображен аллюр скачущего коня. Показано начало конского галопа -самого быстрого скачкообразного аллюра в три темпа. Именно при галопе следует момент безопорного движения, при котором лошадь как будто парит над поверхностью земли.

Одним из привлекательных на Руси сюжетов, присутствующих на перстнях-печатках, является «пеликан, окропляющий своей кровью погибающих от змеиного укуса птенцов». Древнерусское название этой птицы - неясыть, перешедшее потом на название птиц отряда сов. Перстень с изображением пеликана, являющийся одной из самых ранних находок публикуемого собрания, показан на ил. 10.

Поскольку «кровь, дающая жизнь мертвым», наводит на мысль об Эвхаристии и Кресте, птица пеликан является одной из наиболее известных аллегорий Иисуса Христа. Аллегорическое значение этого сюжета - любовь родителей к детям или попечение государя о своем народе. Не случайно среди личных вещей царя Алексея Михайловича встречается «перстень... в нем яхонт лазорев четвероуголен, на нем вырезана птица неясыть с детьми»13. С большой вероятностью можно предположить, что для воина такой сюжет олицетворял самопожертвование, а для начальника - готовность к выручке, спасению от гибели своих подчиненных.

Композиционно сложным, требующим разъяснений является сюжет перстня, представленного на ил. 11. Речь идет о знамении, предвестившем падение Царьграда (Константинополя) под натиском турок в 1453 году. В «Повести о Царьграде» русского писателя 2-й половины XV в. Нестора Искандера (Александра) описывается, что при основании Царьграда византийским императором Константином выползший прилюдно из норы змей был схвачен и унесен ввысь орлом, которого змей стал обвивать. Через некоторое время орел пал на землю и был освобожден от змея людьми. «Цесарь», который, по всей видимости, сам наблюдал происшедшее, потрясенный увиденным созвал мудрецов и потребовал от них толкования этого события. Толкователи пояснили знамение. Поскольку орел - знак христианства, а змей - знак басурманства, то христианство будет побеждено, но так как змей убит, то христианство в конце концов возобладает и воцарится в городе 14 .

Этот сюжет пользовался большой популярностью на Руси. Так, его можно было видеть на изразцах фриза церкви Св. Троицы в г. Костроме, построенной в 1650 г. и разрушенной в 1936 г. К счастью, благодаря материалам Р.Л.Розенфельда 7 , автору данной статьи удалось разыскать изразец с таким сюжетом в фондах Музея - усадьбы «Коломенское». Надпись на изразце не оставляет сомнения в содержании сюжета: «Бысть видение си[е] в Царьгр[аде]...».

Вообще средневековые мастера были, видимо, хорошо знакомы с литературными сюжетами своего и прошлого времени, с устным и песенным народным творчеством, уходящим корнями в глубины веков. Вот почему для расшифровки каждого изображения на перстне важно также знать и славянское название зверя, в котором нередко заключен глубокий смысл. Оттиски средневековых перстней-печаток, сделанные автором на специальном материале, позволяют выявлять планы изображений, придают им динамику, что помогает лучше почувствовать и даже разгадать замысел мастеров, усилить пластическую выразительность сюжетных образов. Существенен тот факт, что зверь всегда присутствовал в контексте того или иного значимого действия, неких событий, в которых заключался нравоучительный смысл, далеко не всегда понятный современному исследователю. Изображение различных «тварей» лишь с одной только стороны отражало перипетии людской жизни, единство природного мира, где все «твари» - результат промысла Божьего. С другой же стороны, мир всегда воспринимался нашими предками как единство миров телесного и духовного, земного и астрального. При этом использовался великолепно развитый язык символов, глубоко раскрывавший суть графического образа.

Изображения птиц, популярные среди мастеров декоративно-прикладного искусства, объясняются распространенным представлением о сопричастности птиц с небесами и их роли быть посредниками между духовной высшей и земной сферами. Особенно значимым был образ орла . Известный археолог А.В.Чернецов указывал на то, что вообще «образ хищной птицы широко использовался в древнерусской литературе для характеристики воинской доблести » 15 . Орел же был популярным символом еще в древнем Вавилоне; у греков он мыслился «царем птиц», а позже стал государственным символом Рима. В библейской символике орел обозначал «Божественное Вдохновение». В средневековый период он символизировал отвагу и стойкость, способность к омоложению. Славянами орел рассматривался как «Божья птица» и владыка небес. В христианской символике орел - символ евангелиста Иоанна, а в светской эмблематике - атрибут правосудия, зоркости и гордыни. Мощь и всевидящий взгляд орла, который, не мигая, смотрит даже на солнце, как нельзя лучше олицетворяли высшую власть и ее обладателя. Он приобретал особую символическую роль на фоне борьбы христианства и мусульманства, что видно даже по упоминавшемуся сюжету о схватке орла и змея над Царьградом. Изображение орла в «позе терзания» помещено на перстне XVI в. (ил. 12)

В отдельную группу перстней можно выделить изображения на печатках птиц с оружием в лапе (ил. 13-16). Все изображенные птицы имеют неопределенную видовую принадлежность (ястреб, коршун, орел, ворон). Но, согласно средневековой логике, даже напоминающие домашних птицы (петух, гусь, лебедь), особенно если они вооружены, несомненно, являются хищными. Изображения птиц нередки и на медных русских монетах XV-XVI вв. Особенно много аналогий можно увидеть среди зооморфных изображений на тверских анонимных медных пулах, различных образцах металлопластики и резьбы по кости 16,17 . Согласно славянской мифологии петух - «вещая птица», способная противостоять нечистой силе, которую она лишает мощи своим утренним троекратным криком. Петух часто символизировал бдительность и воинственность. Отсюда происходит сюжет, встречающийся на перстнях: птица, похожая на петуха, сжимает меч и раскрывает крылья в воинственной позе, свесив вперед свой гребень (ил. 13). В христианской традиции петух является эмблемой Святого Петра. В связи с этим возникает вопрос: не служили ли перстни, особенно с изображением этих птиц, воинскими талисманами и оберегами ?

Среди публикуемых перстней особого внимания заслуживает новгородский бронзовый перстень с овальным щитком и изображением птицы в обрамлении прямой круговой надписи «ПЕРСТЕНЬ ДОБРАЧА» (ил. 17). Судя по палеографии начертания букв «Я», читаемой как «А», и буквы «Ч» в виде «бокала», можно говорить о приблизительной датировке перстня серединой XVI в. М.В.Седова и Н.М.Курганова, описавшие найденный в Суздале аналогичный по тексту бронзовый перстень 2-й половины XVI в. с овальным щитком и обратной трехстрочной надписью «ПД/ОБР/АЧ», считают, что первую букву «П» следует читать как сокращение от слова «печать» 18 . В дореволюционном собрании Н.Ф.Романченко также имелась «массивная медная перстневая печать XVII столетия с надписью, расположенной в четыре строки» «Перстень добраго челка» 19 . Этот же перстень был несколько ранее описан И.К.Антошевским 20 . Вполне вероятно, что все три вышеуказанных перстня несут в своих надписях одну и ту же информацию, а именно, «Перстень (печать) доброго человека». Но тогда возникает ряд следующих вопросов. Для чего нужна была эта печать? Для чего требовалась такая констатация? Какой смысл вкладывался в слово «Добрый» и какова здесь роль птицы?

Изображения, близкие представленному, известны на прикладных восковых печатях, на новгородских печатях 21 , а также на тверских печатях и монетах XV-XVI вв. Они встречаются и на болгарских золотых перстнях XIV в. с владельческими надписями вокруг изображения птицы. На наш взгляд, русские перстни с подобным сюжетом - это те же самые владельческие перстни, но отражающие довольно высокое общественное положение их владельцев.

Вообще, встретившись с разнообразием зооморфных изображений на перстнях, исследователь не может не задаться вопросом:

к какому сословию принадлежали их обладатели, какие они имели должности и положение? Ответить на это частично позволяет перечень рисунков личных печатей или перстней-печаток, которые были описаны в 1858 г. директором Московского архива Министерства юстиции П.Ивановым 21 . Из людей, имевших отношение к воинской службе, личные перстни-печати прикладывали люди высших сословий: царь, великий князь, князь-воевода, боярин, боярин-воевода, дети боярские, ближний стольник-воевода, думный воевода, осадный голова, ближний окольничий-воевода, окольничий-воевода, дворянин, дворянин-воевода.

Необходимо также сказать несколько слов и о материалах, из которых изготавливались перстни. Сведения такого рода в старых публикациях обычно скупы. Так, в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона упоминается лишь, что «перстни делались из золота, серебра, меди, булата, железа, олова». Более детально и основательно изучить представленные в этой статье перстни, понять возможности средневековых и древнерусских мастеров-ювелиров позволяют современные методы анализа металлических сплавов. С их помощью по процентному соотношению примесей к основному металлу сплава можно выявить специально сделанные (либо случайные) добавки, обеспечивающие преобладание тех или иных качеств материала изделия: прочность, вязкость, гибкость, оттенки цвета и др. Сплавы, использовавшиеся для изготовления перстней в средневековый период, в основном были медными, серебряными или оловянисто-свинцовыми (старое название олова и его сплавов - «спруда»). Иногда в составе примесей сплавов обнаруживаются довольно неожиданные добавки. Из шести проведенных экспертиз состава металла перстней представленного собрания в качестве примесей обнаружены следующие элементы: кадмий - 9,8 %, барий - 2,2 %, молибден - 4,6 %, титан -0,4 % и железо-2,1 % (рентгено-флюорисцентный анализ проводился специалистами отдела нумизматики антикварного салона «Екатерина» (Москва)).

Перстни. Литье, гравировка. Медный сплав. (14-16 - из коллекции автора; 17 - из частной коллекции)



14. Новгород. ХV-ХVI вв. 23,2x13,1x10,6 мм.


15 . Рязань. ХV-ХVI вв. 22,1 х 12,2 х 9,9 мм.


16. Муром. XV-XVI вв. 21,7х 11,7 х 11,2 мм.


17 . Новгород. Середина XVI в. 22,5 х 12,8 х 9 мм.

Выделение воинской символики в декоре средневековых русских перстней является делом довольно трудным и во многом новаторским. Сложность подобного исследования, с одной стороны, предопределена большой условностью и схематизмом изображений на перстнях, а с другой, - их иносказательным характером. Наиболее важной группой мотивов в декоре таких перстней являются изображения, отражающие в средневековом понимании власть, силу власти и воинскую доблесть. С целью создания общей целостной картины бытования разнообразных изображений и символов как части национальной художественной культуры необходимо систематическое накопление, изучение и сопоставление исследуемого материала. Результатом этого процесса должен стать каталог «Свод русских сюжетных перстней», в том числе и в электронной версии.

Важным этапом в изучении русских средневековых перстней-матриц является сбор информации и научное описание находок. Эта работа осложняется приобретающими все большие масштабы несанкционированными раскопками и незаконным вывозом археологических памятников за рубеж. Тем не менее, работа по сбору и публикации материалов для общего национального издания ведется автором этой статьи в Калуге, а также другими исследователями в Твери, Владимире, Новгороде и Пскове. Быстрое накопление информации позволяет надеяться, что ситуация неравномерного изучения русской средневековой сфрагистики будет преодолена. Существенно дополнит «Свод русских сюжетных перстней» уже имеющийся Свод актовых печатей 22 вместе с опубликованными восково-мастичными оттисками печатей и матриц 23 . В итоге в России должен появиться уникальный банк данных по важному, малоисследованному направлению средневековой сфрагистики и отечественной истории в целом, и тогда старинные изображения на перстнях по-настоящему «заговорят».

Примечания:

1. Бюлер ФА. Снимки древних русских печатей, изданных Главным архивом Министерства иностранных дел. М., 1882. С. 4.
2. Словарь древнерусского языка (XI -XIV вв.). Т. III. M., 1990. С. 270.
3. Слово о полку Игореве, Игоря сына Святославля, внука Ольгова // Ироическая песнь о походе на половцев удельного князя Новгорода-Северского Игоря Святославича. М., 1800.
4. Вагнер Г.К. Скульптура Древней Руси: XII век. Владимир. Боголюбово. М., 1969. С. 268, 270.
5. Белова О.В. Славянский бестиарий. М., 2001. С. 159, 162, 185, 186,204.
6. БычковАН.Мифыдревнихславян.М.,2001.С 163,171.
7. Розенфельд Р.Д. Изразцовый фриз церкви Троицы в Костроме. //Советская археология. 1962. № 3. С. 252-259.
8. Миллер В.Ф. О лютом звере народных песен. // Древности. Труды Московского археологического общества. Т. VII. М., 1878. С. 1-18.
9. Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М., 2001, С. 520.
10. Владимир Мономах. Поучения и Духовная Великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха детям своим. М„ 1996. С. 102.
11. Чернецов А.В. Светская феодальная символика Руси XIV-XV веков. Автореферат дисс. докт. ист. наук. М., 1988. С. 27.
12. Ткаченко В.А., Федорова Л.И. Глиняные игрушки XVI-XVIII веков из калужских находок / Труды Международного Конгресса славянской археологии. Общество, экономика, культура и искуство славян. Т. 4. М., 1998. С. 347; Ткаченко В.А., Массалитина ГА. Глиняные игрушки городища Воротынск // Родная старина. / Сост. Лепихова Н.И., Пуцко В.Г. Калуга, 2001. С. 99. Рис. 6.1.
13. Савваитов П.И. Описание старинных царских утва-рей, одежд и оружия... // Записки Императорского археологического обществ. Т. 11. СПб., 1865. С. 343.
14. Повесть о Царьграде (его основании и взятии турками в 1453 году) Нестора-Искандера XV века. По рукописи Троице-Сергиевой лавры начала XVI века №773. Сообщил архимандрит Леонид. СПб., 1886.
15. Чернецов А.В. Два перстня-печати из старой Рязани.// Памятники культуры: новые открытия. Письменность, искусство, археология. Ежегодник 1980. Л., 1981. С. 549-551.
16. Гайдуков И.Г. Медные русские монеты конца XIV-XVI веков. М., 1993.
17. Хухарев В.В. К вопросу о тверской символике XIII-XV вв. // Мат. научной конф.: «Великий князь Тверской и Владимирский Михаил Ярославич: личность, эпоха, наследие». Ноябрь 1996 г. Тверь, 1997.
18. Седова М.В., Курганова Н.М. Перстни-печати ХV-ХVII вв. из Суздаля //Сб.: Историческая археология: Традиции и перспективы М., 1998. С. 231-233.
19. Романченко Н.Ф. Надписи и девизы на русских печатях моего собрания. СПб., 1905. С. 28.
20. Антошевский И.К. Надписи и девизы на русских печатях частных лиц. СПб., 1903. С. 11.
21. Иванов П. Сборник снимков с древних печатей, приложенных к грамотам и другим юридическим актам, хранящимся в Московском архиве министерства юстиции, составленный директором архива Н.Ивановым. М., 1858.
22. Янин В.Л. Актовые печати Древней Руси Х-ХV вв. Т. I, II. М., 1970.
23. Янин В.Л., Гайдуков П.Г. Актовые печати Древней Руси Х-ХVbb.Т. III.М., 1998.

Перстни были преимущественно женским украшением, но носили их и мужчины и дети, причем как на правой, так и на левой руке (число их на обеих руках колебалось от 1-2 до 4-5, а иногда и до 10). Иногда перстни клали в погребение в качестве приношения. Время их бытования и наибольшего распространения моды на перстни в Новгороде - XII-XIV вв. Однако такая картина типична лишь для Новгорода, переживавшего в XIV в расцвет. В других древнерусских городах максимальное число находок перстней приходится на XII - первую треть XIII в. После татаро-монгольского нашествия количество находок перстней резко сокращается.

Где купить старинное оригинальное кольцо

Что движет людьми, задавшимися целью купить кольцо антикварное, подлинное, аутентичное? Интерес к родной истории, стремление положить начало коллекции древностей или желание обзавестись оберегом, в самом прямом смысле слова проверенным веками. Древние вятичи знали толк в украшениях, о чем свидетельствует разнообразие сохранившихся образцов: от височных подвесок до плосковыпуклых браслетов. Одних видов перстней, изготавливавшихся старинными ювелирами, насчитывается более 60 видов. Наиболее часто встречающиеся:

  • витые;
  • плетеные
  • пластинчатые;
  • дротовые;
  • печатные;
  • рубчатые, с косой насечкой.

Ювелирный антиквариат - хорошая идея для подарка человеку, влюбленному в культуру и историю своего края. Расшифровать надпись на перстне с тамгой или угадать в изображении на ременной накладке «зверя лютого», героя русской мифологии - большая удача и пища для ума. Покупать такие изделия лучше в специализированных интернет-магазинах, обладающих достойной репутацией.

Старинные русские перстни и кольца.

Термин "перстень" в письменных источниках известен с XI в., а термин "кольце" - в значении украшение на пальце руки - c XIII в. В бытовании перстней прослеживается та же закономерность, что и в бытовании других древнерусских металлических украшений, то есть в южнорусских древностях они встречаются реже, в меньшем количестве и разнообразии, чем в севернорусских.

Коллекция древностей.

Перстни можно разделить на дротовые, витые, плетеные, пластинчатые. Эти виды перстней подразделяются на типы по форме концов и соединений. Однако выделяют и своеобразные виды перстней - щитковосрединные, печатные, со вставками и др. Дротовые перстни по поперечному сечению делятся на округлые треугольные, квадратные. Самой простой формой являются круглодротовые замкнутые и круглодротовые с разомкнутыми заходящими концами. Они встречаются в древностях всех восточнославянских племен. Судя по новгородским находкам эти перстни бытовали в XI-XIII вв. Разновидностью круглодротовых гладких перстней являются рубчатые. На их утолщенную внешнюю сторону нанесена косая насечка, подражающая витью, гладкие сомкнутые или разомкнутые концы сужены. Подобные перстни были одним из самых распространенных украшений у всех славянских племен. По-видимому, их можно считать этнически определяющим признаком славян. Судя по новгородским находкам бытовали они с конца XI по XIV в. Изготовляли их способом литья с разъемной жесткой форме, с насечку углубляли зубильцем. Спиральные перстни были сделаны из проволоки круглого или квадратного сечения, уложенной в несколько рядов. Изготовляли из путем наматывания предварительно разогретой проволоки на болванку округлого профиля. Перстни эти бытовали с середины XI в. до середины XIII в. Ареал их очень широк - от Прибалтики до Прикамья, причем они связаны с древностями финно-угорских и балтийских племен, а в славянских материалах встречаются в контактных зонах. Витые перстни составляют значительную часть общей массы перстней. По количеству проволок, из которых они свиты, их можно разделить на двойные, тройные, четверные (2 х 2), а по характеру оформления концов - на петлеконечные, обрубленноконечные, замкнутые и др. Витые двойные перстни, как замкнутые, так и обрубленноконечные и с заходящими концами, иногда имеют дополнительную сканную перевить. Бытовали они со второй половины XI в., в XII-XIII вв., причем тип этот часто встречается в древностях Прибалтики, Финляндии и Скандинавии, однако известен он и в древностях древлян и полян, северян, дреговичей, а также русских кладах. Иногда в подражание витым перстням изготовляли ложновитые, выполненные литьем в форме, полученной путем оттиска в глине настоящих витых перстней. Датируются эти украшения широко: от начала XI до XV в., следовательно, они не могут быть определяющим типом. Плетеные перстни сплетены из нескольких проволок. Выделяют два основных варианта плетеных перстней. К первому относятся перстни с массивной плетеной из четырех или шести проволок средней частью и гладкими сомкнутыми концами. Судя по новгородским аналогиям, эти перстни бытовали от середины XII - до середины XIV в. Ко второму варианту относятся перстни, целиком сплетенные из семи тонких проволок. В Новгороде такие перстни встречены в слоях конца XII - второй половины XIII в. Известны плетеные перстни обоих вариантов в древностях смоленских и владимирских кривичей, новгородских словен и витячей, а также полян, древлян и северян.

Кольцо — самый распространенный вид украшений для рук. Это предмет в форме обода, обруча из металла, дерева, камня, кости, стекла. Носится прежде всего на пальце, а также в ушах, в носу, на руках и ногах — в виде браслетов, на шее — в виде гривны, на голове — в виде диадемы или короны. Само слово «кольцо» произошло от старославянского корня «коло», означающее колесо. Но есть и другое толкование - от французского «collier», что значит «шея», «ожерелье», «ошейник». В обыденной жизни под кольцом разумеется чаще всего украшение, которое носится на пальце. Выполняется либо исключительно из металла (по традиции это венчальное кольцо), либо из металла с большой вставкой камня, жемчуга, другого металла. Обруч с крупной вставкой в виде щитка называется перстнем.

История колец уходит в глубокую древность. Согласно легенде изобретателем этого украшения был громовержец Зевс, повелевший Прометею носить вынутое из его оков звено на пальце.

В книге Б.С. Владимирского «Камни: тайны и таинства» читаем: «Графическим выражением идеи освобождения становится рука, протягивающая огонь.
На пальце — кольцо. Что это — декоративные изыски? Фантазия художника? Нет. Кольцо — это символ. Цепи, которыми титан был прикован к скале, перекованы в некий знак памяти о пережитых муках, в символ непокоренности. В него же был вставлен камень — обломок Кавказской скалы. Такова легенда о происхождении, перстней и колец».

Интересно то, что учеными найдено уникальное кольцо, которое прозвали «перстнем Тесея», по имени мифологического афинского героя, в числе подвигов которого была победа над получеловеком-полубыком Минотавром в лабиринте на острове Крит. По возвращении домой Тесей стал царем Афин. Золотое кольцо с изображением быка было обнаружено в районе Плаки в 1950-х гг. во время строительных работ недалеко от афинского Акрополя. Подлинность перстня эксперты из греческого министерства культуры устанавливали шесть месяцев. Экспертиза так называемого перстня Тесея, сделанного в XV веке до нашей эры, подтвердила его подлинность.

Кольца и перстни часто упоминаются в Священном Писании. В древности их часто употребляли для ношения в ушах, на запястьях, пальцах и даже в носу. Перстень, снятый Фараоном, царем Египетским, со своей руки и надетый на руку Иосифа был с государственною печатью, которую носил первый вельможа в Египте на своем пальце прикладывал к царским указам. Упоминаемый Господом в притче, отец блудного сына, по возвращении сына с раскаянием, приказывает своим рабам надеть на руку его перстень.
Множество древних колец и перстней Египетских, Ассирийских, Греческих, Римских сохраняется доселе в Британском Музее. В каком количестве носили Египтяне кольца и перстни на руках, можно заключить из того факта, что например на одной руке недавно найденной в Египте мумии их было до девяти штук.

В средние века почти во всех странах носили кольца на всех пальцах обеих рук без исключения. Перстень для большого пальца называли на Руси «напалок». Его продолжали носить и в 19 веке. Кольца для указательного пальца часто имели овальную форму обода. Перстень с крупным овальным камнем получил название «маркиза» и предназначался для указательного пальца. На этом же пальце носили «клейноды» (от нем. Kleinod — драгоценность). Это слово когда-то обозначало различные воинские регалии, позднее кольцо-клейнод полагалось награжденным высоким орденом. Во времена А. С. Пушкина клейнодом называли памятные кольца (кольцо-талисман, подарок близкого друга и другие).

Впрочем, в стародавние времена кольцо было не только декоративным предметом, но и имело чисто утилитарные функции. В древности существовал «обычай носить на пальце печать, равносильную именно подписи и в то же время служившую украшением. Обыкновенно такие печати носили на указательном пальце правой руки, но гиты составляли исключение и носили из на среднем пальце левой» (Прево Г. Искусство одеваться. СПб., 1892. С. 99). Кольца также носили в силу профессиональной или бытовой необходимости. До сих пор можно видеть наперстки в виде Кольца, которыми пользуются, к примеру, сапожники. Лучники в свое время носили по три кольца — на указательном, среднем и безымянном пальцах, с тем, чтобы предохранить себя от порезов тетивой. В кулачных боях часто пользовались своеобразными кастетами в виде колец с массивными вставками камня или металла. В свое время существовали боевые перстни с массивными вставками из камня или металла - они были нужны в кулачных боях. Кольца носили в силу профессиональной и бытовой необходимости. Первый наперсток - это, по сути, широкое кольцо. Перстни кожемяк, портных, сапожников, ювелиров являлись специальным приспособлением для работы.

При порабощении Руси татарами исчезла роскошь; однако великие князья и их двор носили заповедные кольца и перстни, считая, что они имели тайную силу противодействовать всякому яду и чародейству.

Ханы Золотой Орды употребляли их с той же самой целью. И наши князья, отправляясь в Золотую Орду, запасались такими перстнями.
Позже кольца выполняли роль своеобразного пропуска или удостоверения личности. Их надевали члены монашеских орденов и тайных политических сообществ. В частности, в одном романе А.Ф. Писемского описано кольцо, которое носили русские масоны: чугунная печатка, на ней вырезана Адамова голова с берцовыми костями и надписью «Таким будешь». Кольца в равной степени ценились как мужчинами, так и женщинами. Все русские сказки изобилуют заветными колечками. В допетровской Руси цари — от Ивана Грозного до Алексея Михайловича — обожали кольца и перстни и носили из на всех пальцах рук, в том числе и на большом — так называемый напалок, символ власти. Позже А.С. Пушкин будет носить кольцо на большом пальце как некий экстравагантный знак своей избранности. А в 1870 году в Англии в целях личной безопасности был изобретен 7-разрядный пистолет-кольцо



Но давайте вернемся к Руси

Появление древнерусских средневековых печатных перстней как предметов, имеющих самостоятельное прикладное значение и художественную целостность, связано, в первую очередь, с широким распространением самих печатей и расширением их функционального использования. Для удобства и сбережения княжеские, боярские, святительские печати, печати областей, присутственных мест и частных лиц «обыкновенно вделывались в кольца в виде перстней».
Более массивный перстень, надеваемый на большой палец, назывался «напалком», а имевший резную вставку из камня — «жуковиною» (слово это часто встречается в грамотах XV и XVI вв.). Подобные перстни в древнерусских духовных завещаниях указывались в качестве родового наследства. Возможно, это связано с тем, что на протяжении веков оттиск печати, превратившейся со временем в перстень-печать, играл роль часто используемого и известного факсимиле.

Зверь — образ, зверь — символ, зверь — оберег

Достаточно часто на средневековых русских печатных перстнях встречались изображения зверей и птиц.
Образы животных оказали большое влияние на развитие языка символов и иносказаний, превратившегося в важный элемент национальной культуры. Классическим примером могут служить случаи, когда за боевые качества воин получал прозвища связанные с характерными чертами каких-либо животных. Причем в процессе рождения прозвища значение имело не только простое ассоциативное сопоставление, но и подсознательное значение слова. Так, прозвище Курско-Трубчевского князя Всеволода Святославича «Буй Тур Всеволод» включало «Буй» — дикий, сильный, храбрый, гордый, и «Тур» — бык, вол как символ мужества, отваги и силы. Вместе эти определения князя Всеволода характеризуют его силу и храбрость

Особенно популярным среди зооморфных изображений в средние века был образ льва. Например, в декоре одного только Дмитриевского собора во Владимире лев изображен 125 раз. Как символ он обозначал «сильных и непобедимых воинов», «силу и власть», «бесстрашие и стойкость»



Среди изображений четвероногих зверей на перстнях можно часто видеть образ «лютого зверя» — хищного животного неопределенной видовой принадлежности, часто упоминающегося в древнерусской литературе, народных песнях и являющегося символом боевой ярости, бесстрашия и безжалостности.



Конь был священным животным у славян, являясь символом солнца, плодородия и благополучия.
Поскольку символ коня древние славяне связывали с солнцем, то, по всей вероятности, не случайно на груди глиняных фигурок коней и свистулек- «коников» изображены солярные знаки.



Одним из привлекательных на Руси сюжетов, присутствующих на перстнях-печатках, является «пеликан, окропляющий своей кровью погибающих от змеиного укуса птенцов». Древнерусское название этой птицы — неясыть, перешедшее потом на название птиц отряда сов.





Позже, с развитием иконопочитания, на смену прежним символам приходят фигуры архангелов с крестом, изображение Христа, обеими руками благословляющего жениха и невесту (обычно — императорскую чету), крест с погрудными изображениями Христа и императорской четы, и, наконец, евангельские сцены

Введите свой email:


Заметки искателя


    Когда впервые услышал о каплезащите блока электроники у новых фишеров (справедливо только для моделей Ф 22 и Ф 44), то захотел чтобы у моего металлоискателя...

    Почти все мои знакомые камрады не пользуются пинпоинтером. Сидят над широкой ямой и машут перед катушкой землей, в надежде услышать заветный сигнал металлоискателя. Потом, когда...

    Насколько прочная штанга у вашего металлоискателя? Думаю, что многие и не задумываются над этим. Та и я, по правде говоря, никогда не задавался этим вопросом. ...

    Есть у меня еще одна находка времен Киевской Руси, которую давно хотелось найти с помощью металлоискателя. Это крестик, который называют почему-то «баскетбол». Впервые услышав это...

Нумизмат


    В далеком 1996 году в Украине состоялась денежная реформа – купоны (фантики) были заменены на валюту (гривну). Именно с сентября 1996-го миру явился новый нумизматический...

    Чем многих завлекает поиск монет металлоискателем? На мой взгляд, это азарт. Каждый цветной отклик детектора – это лотерея, которая может принести или горчинку разочарования, ...

    Хайль Комрады!УТРО.Утро задалось «бодрое и веселое»: пробеги по антикварным лавкам и "все по 5", плюс ко всему этому, в поисках свободного комрада, желающего поехать покопать.Комрад...

    День, как всегда, не очень то задался - ранний звонок будильника оповестил о том, что ПОРА! Подъем был тяжелый, но данное обещание ПОЕХАТЬ напоминало о себе. ...

СТАРИННЫЕ ПЕРСТНИ И КОЛЬЦА
Археология - одна из самых загадочных наук, в которой каждая находка становится настоящим историческим и культурным событием, способным открыть уникальную информацию и позволяющим найти ответы на вопросы, надежно скрытые землей и временем.
Исследователям, для того чтобы найти маленький артефакт, являющегося носителем информации о древних цивилизациях и культурах, приходится проводить в экспедициях немало времени. Скрупулезные работы и изыскания порой не приносят плодотворного результата, а порой одаривают уникальными бесценными находками, которые становятся предметом изучения историков, культурологов и других специалистов, исследующих структуру материалов и их возникновение.
МЕТАЛЛОИСКАТЕЛЬ - СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОИСКАХ СТАРИННЫХ АРТЕФАКТОВ
Однако не только ученых интересуют культовые реликты древности. Параллельно свои изыскания проводят и кладоискатели, для которых старинные изделия, найденные в местах древних поселений, становятся жемчужинами их частных коллекций. Золотые и серебряные украшения, отысканные ими с помощью металлоискателя, зачастую становятся наиболее ценными лотами на аукционах, продающих антикварные находки. В этом случае старинные украшения, обретая новых владельцев, могут быть как навсегда утрачены для научных исследователей, так и стать объектом изучения и тщательных экспертиз с разрешения пополнившего свое собрание древностей коллекционера.
Некоторые ученые полагают, что в поисках кладоискателей, осуществляемых при помощи металлоискателя в исторически установленных местах поселения древних цивилизаций, найдены наиболее уникальные свидетельства ранних культур - старинные кольца, перстни, украшения с камнем, перстни-печатки, изготовленные древними мастерами и имеющие огромную историческую и культурную ценность.
Найденные антикварные изделия приоткрывают завесу тайны истории зарождения национальной культуры, выраженную в нанесенной на старые украшения символике, ее значении, а также позволяют изыскателям проследить развитие прикладного творчества в древней Руси и его функциональное использование.
К находкам, несущим наиболее интересную и многогранную историческую информацию, относятся старинные перстни и кольца. История их создания, а также символика этих украшений уходит своими корнями в древнейшие эпохи.
ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ КОЛЬЦА
Для эпохи палеолита было свойственно изготовление примитивных костяных колец, сделанных из костей убитых животных, и уже гораздо позже, с появлением в бронзовом веке первых металлических сплавов, стали изготавливаться металлические кольца. Прообразы этих колец не имели никаких украшений и были выполнены в простых, незамысловатых формах. Несколько позже форму колец стали видоизменять, выполняя их в виде всевозможных обручей и спиралей.
Однако эти стандарты не прижились, и постепенно вид украшения трансформировался в более плоскую, охватывающую палец форму, и оно стало называться «кольцом», словом,
образовавшимся от старославянского корня «коло», обозначавшего колесо, замкнутый круг, символизировавший в то время симбиоз единства и бесконечности.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ФОРМ СТАРИННЫХ КОЛЕЦ
Несколько позже древние мастера смогли освоить новую форму кольца, изготавливая их с плоской вставкой на его верхней части, которая могла быть выполнена из металла или камня. Такое кольцо стало называться перстнем и из разряда украшений перешло в разряд функционального предмета. Именно после того как древними мастерами была видоизменена форма кольца, стало возможным его использование в различных сферах жизни.
Во многих государственных и частных коллекциях, в которых хранятся найденные изыскателями старинные перстни-печатки и кольца, представлены изделия, использовавшиеся:
- лучниками, которые надевались на несколько пальцев для предохранения от повреждения тетивой арбалета или лука;
- воинами в кулачных боях, изготовленные в форме соединенных воедино нескольких колец, с массивными камнями или металлическими наростами (напоминает прообраз современного кастета!);
- в качестве талисмана - перстни-печатки с нанесенной на них символикой.
Следует отметить еще одну особенность старинных украшений. Находки, относящиеся к первым столетиям нашей эры, использовались в качестве символа статусной принадлежности его владельца, разделяясь по типу металла, из которого они изготовлены. Собственно, именно к этому периоду относят первые изделия, изготовленные из драгоценных металлов: золота и серебра.
СИМВОЛИКА И ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ СТАРИННЫХ КОЛЕЦ И ПЕРСТНЕЙ
Серебряные кольца и перстни разрешалось носить вольноотпущенному люду. Старинные перстни-печатки из золота разрешалось носить тем, кто представлял высшие, управляющие, наделенные властью сословия. Изготовленные для них перстни-печатки были не просто предметом украшения, но и носили функцию, удостоверяющие личность и статус предмета, а также функцию печати, заменяющей личную подпись ее владельца.
У воинов перстни-печатки, равно как и их щиты, являлись носителем их родового девиза. На плоской поверхности печатки древние мастера воспроизводили девиз или родовой герб.
Также существует множество старинных находок, подтверждающих существование профессиональной символики, которая наносилась на перстень-печатку и соответствовала тому роду занятий, которым занимался его владелец. В коллекциях, где выставлены антикварные реликты сегодня, можно отличить экземпляры, использовавшиеся людьми рабочих профессий, так и представителями различных кланов, орденов, духовенства.
КОЛЬЦА ДРЕВНЕЙ РУСИ - УНИКАЛЬНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Достаточно обширно в коллекциях старинных находок представлены золотые и серебряные кольца, перстни с камнем и перстни-печатки, относящиеся к славянской культуре. Наиболее значимые и уникальные из них внесены в мировые анналы, которые были найдены в Древней Руси при проведении изысканий на территории Древнего Новгорода, в Тверской, Калужской, и Московской областях.
Культура народов Древней Руси очень ярко отражена в символике, используемой при изготовлении старинных украшений. Золотые и серебряные кольца и перстни-печатки стали украшать языческой, а впоследствии и христианской символикой. Несколько видоизменилась форма щитка перстня-печатки. Она стала носить более геометрический характер, появились изделия с вытянутой, овальной или многогранной формой, прямоугольные и квадрифолийные печатки.
На поверхности щитка старинных перстней-печаток стали появляться изображения, несущие смысловую нагрузку. Изображения, украшавшие старинные перстни, стали таким же показателем приверженности его владельца к той или иной сословной группе, профессии или вероисповеданию, как перстни с камнем являлись показателем высшего сословия или духовенства.
СИМВОЛЫ И ОБРАЗЫ СТАРИННЫХ КОЛЕЦ
Символика старинных украшений стала предметом отдельного изучения историков и культурологов. Изображения на щитке перстня-печатки образов птиц и животных отнесены учеными к попытке древних мастеров не просто создать символику, выражающую сущность владельца. По их мнению в большей степени образы, перенесенные на матрицу перстня-печатки, следует относить к группе оберегов, сила и возможности которых в значительной степени определяется природными способностями того животного, которое на нем изображено.
На старинные перстни-печатки, найденных на территории Древней Руси, в основном были нанесены образы птиц и животных, относящиеся к разряду хищников. Уже само это призвано демонстрировать воинственность, проявление силы и власти владельца перстня, на котором изображен подобный рисунок, а также защитить его теми силами, которыми от природы наделены образы этих птиц и животных.
Среди нанесенных на древние перстни образов птиц, встречаются, как правило, образы ястреба, коршуна, ворона и даже изображения домашних птиц. Наиболее часто встречаемые на украшениях образы — это рисунки орла и петуха, которые истолковываются культурологами следующим образом:
- изображение орла символизирует мощь и зоркость, стремительность и верховенство власти обладателя кольца;
- изображение петуха являлось символом неусыпной бдительности и воинственности. Существует мнение, что образ петуха, являющийся эмблемой Св.Петра - воителя, был воинским талисманом, оберегом для всех воинов.
Среди образов животных, наносимых на древние перстни-печатки, встречаются изображения волка, медведя, собаки, оленя - животных, в которых собраны многие воинские характеристики - сила, бесстрашие, скорость, благородство, преданность. Однако наиболее встречаемыми изображениями все же являются:
- образ коня, символизирующего стремительность, выносливость и благородство воина, владеющего перстнем с этим изображением;
- образ быка, символизирующего неуемную силу тела и духа, устойчивость и непреклонность воина.
ВПЕРЕДИ НОВЫЕ ОТКРЫТИЯ
Следует признать, что культурная ценность старинных украшений, найденных в местах древних поселений, не может быть переоценена, поскольку именно в них отражена та первичная культура древних народов, которая легла в основу формирования морально-этических норм, ставших основой славянской национальной культуры.
Поиск свидетельств древней культуры продолжается и сегодня. Ученые используют самые современные технологии, оказывающих содействие в поисках древних артефактов в глубинах земли, и каждая новая находка помогает нам глубже изучить и познать древнюю культуру великого народа.

ВНИМАНИЕ!!! ВНИМАНИЕ!!! ВНИМАНИЕ!!!

**************************************

мы постоянно снимаем новые сюжеты по приборы,старые деревни,интересные ролики про наши экспидиции за монетами в старые урочища

по Пермскому краю.Вам будет интересно посмотреть,а может и присоединиться к нам,набраться опыта.