Как воспитать уверенность в себе: шесть шагов - и вы "в дамках"! Как воспитать в ребенке уверенность в себе и своих силах.

Заниматься развитием личности вашего ребенка необходимо еще на раннем этапе воспитания, ведь, как говорится - что посеешь, то и пожнешь.

Наверное, каждая мама мечтает, чтобы ее ребенок был уверенным в себе. Но в чем это проявляется? В умении постоять за себя? Или в желании везде и во всем доказывать свою правоту?

Когда ребенок смелый, когда он не боится чувствовать и вести себя как самодостаточная личность - вот истинный показатель уверенности в себе.

Зачастую, если ребенок закомплексован - виноваты в этом родители. Если малыша с детства подвергали критике и внушали ему чувство вины, есть большая вероятность, что он вырастет с кучей страхов и проблем.

Начало

Взрослые, сами не зная того, манипулируют ребенком, когда навязывают ему свою волю. Вспомните: вы не раз слышали что-то вроде: «Почему у всех дети, как дети, а у меня такой ребенок? Почему Машенька такая умница, а ты нет?».Мы думаем, что таким поведением мотивируем на лучшие и правильные поступки. Но мы заблуждаемся.

Помимо семьи, в формировании самооценки ребенка участвует школа. Некоторые ребята терпят унижения и издевательства от детей и учителей.

При этом важную роль играет и психологическое состояние родителей. Детям свойственно «записывать» жизненную модель поведения своих мам и пап. Если родители постоянно жалуются на жизнь, занимаются самобичеванием, обвиняют всех в своих неудачах, то не стоит удивляться, если их ребенок вырастет таким же.

Признаки проблем

Часто родители не распознают признаки неуверенного в себе ребенка, так как малыш ведет себя раздражительно, замкнуто или беспокойно. К примеру, в школе он может быть застенчивым и робким, а дома - проявлять агрессию к близким или животным.

Как определить что он не уверен в себе?

    он тихо говорит;

    он не смотрит в глаза собеседнику;

    он боится трудностей;

    его мучают страхи;

    он паникует перед выполнением новых дел;

    он подстраивается под мнение большинства;

    он испытывает страх перед новыми знакомствами;

    часто сердится и бывает агрессивным.

Как себя вести?

Очень важно научиться устанавливать контакт с ребенком, уважать его и считаться с его мнением вне зависимости от его возраста. И вот несколько советов, которые помогут вам воспитать в нем уверенную и самодостаточную личность.

1. Интересуйтесь его мнением. Дайте ему понять, что он имеет право на свою точку зрения. Не подавляйте его и не навязывайте ему свои взгляды.

2. Не сравнивайте ребенка ни с кем из ваших знакомых детей! Каждый таков, какой он есть! Вы не подталкиваете малыша к развитию, а лишь занижаете его самооценку.

3. Учите коммуникации в обществе. Ваша задача рассказать и показать ребенку, как нужно правильно общаться, будь то незнакомые люди или друзья.

4. Хвалите. Почаще хвалите за успехи. Если родитель воспринимает достижения ребенка как должное и никак не реагирует на них - есть риск, что ребенок вырастет недолюбленным и неуверенным в себе.

5. Не навязывайте ему комплекс вины! Многие родители обвиняют детей в своих неудачах. Лучше почаще говорите ему, что вы любите его и поддержите в любом деле.

Чему нужно учить?

Обратите внимание на то, как ваш ребенок ведет себя в обществе. Если вы понимаете, что самооценка вашего ребенка страдает, и он неуверен в себе - учите его следующему:

  • уметь твердо говорить «нет»;
  • спокойно отстаивать свое мнение;
  • находить язык с незнакомыми людьми;
  • не бояться новых дел.

И очень важно...

Верить в него. Иногда нам кажется, что масштаб детских проблем - совсем незначительный. Но мы даже не догадываемся, что для ребенка эти переживания могут быть целой вселенной.

Чаще говорите ребенку, что он справится со всеми проблемами, что вы верите в него. А чтобы помочь ему преодолеть свою скованность, запишите его в кружок, к примеру, в театральную студию. Там он избавится от своей застенчивости и обретет веру в себя.

Говорите с ним. Научите ребенка самому принимать решения и нести за них ответственность. Интересуйтесь, что он любит и чем хотел бы заниматься.

Если вы считаете, что ему нужно подтянуть математику, а его совсем не интересуют точные науки, узнайте у него, что ему по душе и чем бы он хотел заняться.

Не стоит акцентировать внимание при посторонних на неуверенности и стеснительности ребенка. Фраза: «Он у нас такой неуверенный…» может травмировать ребенка, и этим вы только усугубите ситуацию.
Также не следует подшучивать над ребенком на эту тему. Возможно, для вас его стеснительность - повод для юмора, а для ребенка обернется комплексом.

Оценивайте его по достоинству. Для детей очень важно признание родителей. Они всегда будут ждать от вас похвалы. Если ребенок не получает от родителя оценку его успеха, он закрывается и теряет в себе уверенность.

Но не стоит лукавить или перебарщивать. Если вы понимаете, что нужно еще доделать или потренироваться, то скажите ребенку об этом прямо. Ведь солгав ему, вы рискуете утратить его доверие.

Наделите его ответственностью. Дайте ему понять, что он самостоятельная личность. Что вы можете ему доверить важное дело. Выбор дела, конечно, за вами. Вы можете поручить ему помыть посуду или посидеть с младшей сестрой. Все зависит от его возраста и умений.

Почаще говорите, что любите. Ваш ребенок нуждается в вашей защите и заботе. А еще, ему просто необходимо знать, что вы его любите.

Даже если вам не свойственно проявлять эмоции, и при фразе «я тебе люблю» вы испытываете неловкость, все равно научитесь говорить ему об этом. Ведь ничто так не придает уверенности в себе, как ощущение, что тебя принимают и ценят таким, какой ты есть.

Без самоутверждения

Важно знать, что все проблемы в поведении ребенка начинаются из-за воспитания и сложившейся атмосферы в семье. К примеру, излишняя уверенность матери может привести к тому, что ребенок не будет способен сам принимать решения.

Поэтому прежде чем решать проблемы неуверенности ваших детей, обратите внимание на свое поведение. Возможно, вам самим следует в чем-то измениться.

Один из важных этапов воспитания ребенка - формирование у него уверенности в себе. Психологи объясняют, что такая черта характера помогает детям браться за выполнение сложных задач, пробовать что-то новое. Если ребенок будет не уверен в собственных силах, он будет бояться прослыть неудачником, разочаровать близких и вызвать неодобрение окружающих. В будущем такой человек не сможет добиться успехов в карьере, ведь особенно ценятся сотрудники, которые берут на себя ответственность и предлагают нестандартные, рискованные решения различных задач. Соблюдайте наши рекомендации - и вырастите уверенного в себе ребенка, обеспечив ему успешное будущее .

Хвалите ребенка не только за успехи, но и за старания (вне зависимости от того, удалось ребенку добиться успеха или нет)

Достижение цели важно для взрослых, а ребенок ведь только учится - сначала самостоятельно держать ложку и , потом - читать, писать, играть в игры с мячом. Поэтому и требования к детям должны быть другими. На этапе взросления важен сам процесс обучения, поэтому родители должны поощрять старания ребенка, причем независимо от того, добивается он успехов или нет . Если ваш сын, играя в футбол, промахнулся по воротам, все равно громко аплодируйте и выражайте свой восторг. Нельзя, чтобы ребенок чувствовал себя неловко, если у него что-то не получилось. Пусть малыш поймет, что никто не будет насмехаться над ним, осуждать, ругать за промахи. В таком случае он не станет бояться пробовать новое и учиться дальше.

Поощряйте практику


Заметили, что ребенок с интересом смотрит баскетбол по телевизору, ему понравилось рисовать или петь? Постарайтесь подстегнуть ему к тому, чтобы он занимался этим чаще. Главное - действовать ненавязчиво и без принуждения. Если вы разглядели у своего чада музыкальный талант, не заставляйте его играть на фортепиано до боли в кистях. Так ведь можно и напрочь отбить интерес не только к конкретному инструменту, но к музыке в принципе. Все занятия должны быть дозированными, а режим занятий пусть подскажет учитель.

Позволяйте ребенку самостоятельно решать некоторые свои проблемы

Жизнь всем подбрасывает трудности. Научиться справляться с ними человек должен еще в детстве, ведь по мере взросления все проблемы будут становиться только более серьезными. Поэтому дайте возможность своему ребенку самостоятельно находить выход из непростых ситуаций, развивать навыки общения с разными людьми. Постарайтесь не вмешиваться постоянно в жизнь вашего ребенка, стараясь максимально облегчить ее. Подсказывайте ему советами, выслушивайте и подбадривайте, но не бегите сразу наказывать его обидчиков, даже не разобравшись в ситуации. Если вы будете постоянно вмешиваться в жизнь ребенка, стараясь уберечь его от всех невзгод, он вырастет несамостоятельным и неуверенным в себе. Тогда даже в 40 лет ваше чадо будет ждать, что в любой момент придет мама и решит его проблему.

Бросайте ребенку вызов


Научите ребенка всегда двигаться вперед. Дайте ему понять, что достижение небольшой цели - это только начало, теперь он может сделать что-то более значимое. Например, если ребенок начал учиться кататься на двухколесном велосипеде, предложите ему убрать дополнительные колеса. Убедите его, что он готов ехать и так, а вы его подстрахуете, если понадобится.

Ошибки - неотъемлемая часть обучения

Все мы учимся на своих ошибках, а дети - не исключение. Поэтому не требуйте от ребенка, чтобы он был идеальным, все схватывал с первого раза. Ничего, если ребенок совершил досадный промах. Зато он осознает свою ошибку, извлечет из нее урок, а в следующий раз лучше справится с поставленной задачей.

Поощряйте детское любопытство

Дети - маленькие почемучки. Конечно, их бесконечные вопросы утомляют и даже начинают нервировать взрослых. Только родителям важно понять, что, спрашивая о чем-то и узнавая новое, ребенок развивается, пополняет свой словарный запас, расширяет кругозор. Получая ответы за свои «почему», малыш понимает, что в мире есть очень много интересных вещей, о которых ему нужно узнать подробнее. Любопытство ребенка разгорается, оно мотивирует его учиться и расти над собой.


Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

По статистике, мальчики и девочки, которые в первые годы жизни задают много вопросов родителям и получают на них ответы, в начальной школе обгоняют своих одноклассников. Таким детям интересно узнавать новую информацию, они лучше учатся и быстрее впитывают знания.

Открывайте новые возможности

Старайтесь чаще брать ребенка на прогулки и в разные поездки, рассказывать ему что-то новое, читать интересные и познавательные книги. Все это способствует расширению кругозора и формированию уверенности в себе.

Делитесь своим опытом и знаниями

Весь мир малыша в первые годы его жизни - это родители. В его глазах мама и папа - супергерои, которые могут все. Станьте достойными примерами для подражания. Передавайте крохе свои знания, учите его всему, что умеете сами.

Никогда не критикуйте


Дети очень ранимые. Даже если ребенок потерпел неудачу, ни в коем случае не критикуйте его, не говорите, что он делал все плохо и неправильно. Тем более нельзя применять сравнения с детьми, которые оказались лучше, быстрее, смышленее. Иначе вы рискуете полностью отбить у ребенка желание чем-либо заниматься. Он попросту начнет бояться снова разочаровать родителей и не рискнет пробовать что-то новое.

Поддерживайте ребенка, когда он испытывает сложности и неудачи

Каким бы талантливым ни был ваш ребенок, он все равно познает на себе всю несправедливость этой жизни. Он будет сталкиваться с трудностями, терпеть обидные неудачи. В такие моменты ребенку нужно, чтобы родители его просто поддержали. Напомните своему чаду, что для достижения цели нужно упорно трудиться и верить в свои силы, а все сложности - это только ступеньки на пути к успеху.

Поощряйте стремление пробовать что-то новое

Начинать что-то новое - всегда волнительно. Поэтому обязательно поддержите ребенка, если он хочет записаться в спортивную секцию или научиться кататься на роликах. Похвалите его за то, что он хочет заняться чем-то полезным. Скажите своему чаду, что гордитесь тем, как смело он начинает новый этап своей жизни.

Что такое “сильная личность”?

“Психологически сильная личность” - у каждого возникает в связи с этим понятием ряд ассоциаций: уверенность, спокойствие, самодостаточность и независимость, сильная воля, эмоциональное равновесие, умение выдерживать стрессовые ситуации, самообладание, умение выбрать оптимальное решение в сложный момент. Все эти качества являются различными гранями психологически сильной личности, а само это понятие - составным, то есть состоящим из палитры этих достойнейших качеств характера.

Конечно, каждый хотел бы обладать всем этим набором качеств. Более того, мы всегда, вольно или невольно, оцениваем людей по этим параметрам, и быть рядом в жизни и общаться всем хотелось бы в первую очередь именно с такими людьми. Психологически сильный и уверенный в себе человек легко производит благоприятное впечатление, его уважают, его одобрения и дружбы ищут, его личностный ранг высок, его первым повышают по служебной лестнице. Обладание хорошей уверенностью и внутренней силой само по себе является магическим средством для эффективного влияния на окружающих. Люди чувствуют силу и избегают вступать с таким человеком в конфликты, не решаются посягнуть на его интересы и даже часто уступают свои интересы “без боя”.

Однако, не погрешу против истины, если скажу, что на 100 % всегда и везде уверенных в себе людей не бывает. Я при случае проводил опросы и спрашивал сильных, прекрасно владеющих собой людей, лидеров по натуре, с которыми мне довелось общаться, как же они ощущают себя в важные моменты своей жизни, перед встречей со значимыми людьми или перед публикой в моменты всеобщего внимания?

И все они признавались, что почти всегда волнуются и даже испытывают внутреннюю дрожь перед этим. Поначалу для меня это было полным откровением, через какое-то время я стал уже угадывать их ответ. Приведу известный исторический факт. Французский император Наполеон Бонапарт, завоеватель Европы, выдающаяся личность и сильнейший духом человек, наводивший одним своим именем восторг на друзей и ужас на врагов - и тот однажды упал от страха в обморок, когда ему надо было выступать перед своим войском с приветственной речью.

Любому человеку хорошо знакомо чувство неуверенности в своих силах, страха перед другим человеком или ситуацией. Откуда же это в нас? Это состояние нерешительности и неуверенности еще можно было понять, если бы от нас каждый день зависела наша жизнь, судьбы близких людей, если бы каждый день мы решали “быть или не быть” или несли бы ношу непомерной ответственности перед человечеством. Но в обычной повседневной жизни? При встречах с другими людьми, в работе и общении? Думаю, каждый легко вспомнит целый набор ситуаций, когда в груди появлялся легкий холодок, в душе неприятное “скребыхание”, колени начинали подрагивать, ладони потеть, а голос дрожать и выдавать наше волнение и неуверенность с головой.

При любой мало-мальски значимой ситуации сомнения, нерешительность и отсутствие уверенности мешают нам сделать то, на что мы способны и легко сделали бы, если бы не эти наши “враги”. Вспомните, как жалели вы, что смутились и не произвели достойного впечатления на начальника при приеме на работу или при разговоре о повышении заработной платы. Или не сумели отстоять свое достоинство и дать отпор агрессору, хотя все шансы это сделать были.

Были ситуации, когда в компании вы так и не рискнули привлечь на себя внимание и выступить с заранее приготовленным тостом на торжестве или другой речью? Или растерялись, когда с вами заговорил очень интересный и привлекательный человек противоположного пола, и не сумели блеснуть присущим вам умом и эрудицией? А может, вы даже не рискнули к этому человеку подойти? Все это синдромы слабости и неуверенности в себе, в той или иной степени присущей каждому человеку.

Да, мы вооружены методикой “Разумного пути”. Методика хорошо помогла бы справиться даже Бонапарту с подобными ситуациями - через снижение избыточной их значимости и избавление от идеализаций по поводу своей собственной значимости и совершенства, живи он в нашу эпоху.

Целью настоящей публикации является получение дополнительных инструментов для того, чтобы сохранять внутреннее достоинство и производить наилучшее впечатление на людей в сложных жизненных ситуациях.

Разберемся вначале, в чем заключен психологический механизм внутренней слабости и неуверенности? Почему это часто проявляется именно на людях, на публике, перед аудиторией или даже перед одним человеком? Разобраться в этом нам необходимо, во-первых, для того, чтобы лучше знать, представлять и видеть со стороны свои собственные психологические мотивы и механизмы, и, следовательно, получить возможность влиять на эти механизмы своей волей, а не только идти у них на поводу. А во-вторых, чтобы лучше знать мотивы поведения других людей.

Это страшное слово “самооценка”...

В психологии существует понятие - “самооценка”. То есть то, как человек оценивает сам себя в какой-либо конкретной области. Каждый, хотя бы примерно, может выставить себе оценку по любому качеству или умению. Например, самооценка по привлекательности. Или по сексуальности. Или по профессионализму. Или самооценка по интеллектуальным способностям. Сумма таких самооценок составляет интегральную самооценку, или, по-другому говоря, самоуважение к себе как к личности в целом. Самооценка может быть высокой - тогда человек выглядит как сильный и уверенный. Самооценка может быть низкой - тогда человек выглядит слабым и неуверенным.

Она может быть завышенной - тогда обладатель ее воспринимается нами как самоуверенный человек, то есть слишком уверенный, без достаточных на то оснований. Самооценка может быть заниженной - тогда мы видим, что человек явно себя недооценивает и достоин большего самоуважения. Самооценка непостоянна в течение жизни. Особенность самооценки в том, что она зависит от мнений и оценок других людей нашей персоны. Если от мнения других зависит сильно - тогда самооценку можно назвать зависимой или неустойчивой. Если не очень сильно - самооценка у человека независимая (в целом) и устойчивая.

От уровня самооценки зависит наш психологический комфорт. У любого человека есть потребность ощущать себя не хуже, а то и лучше себе подобных. Потребность оценивать и получать подтверждения, что он равный среди равных, а в чем-то и превосходит других людей. Получать уважение и подпитывать собственное достоинство. Это механизм получения психологического комфорта. Если самооценка вырастет в результате похвалы - человек испытывает душевный комфорт и удовлетворение. Если самооценка человека уменьшается под воздействием негативной оценки другого - это царапает, вызывает дискомфортное душевное состояние.

Вот иллюстрация влияния оценок окружающих на нашу самооценку - из “Случаев” Даниила Хармса (“Как неожиданное известие огорошивает людей, к нему неподготовленных”):

Писатель: Я - писатель!

Читатель: А по-моему, ты г…о!

Писатель несколько минут стоит, потрясенный этой новой идеей и падает замертво. Его выносят.

Художник: Я - художник!

Зритель: А по-моему, ты г…о!

Художник качается и неожиданно умирает, рухнув на пол. Его выносят.

Композитор: Я - композитор!

Слушатель: А по-моему, ты г…о!

Композитор тяжело дышит и осаживается на пол. Его выносят.

Хармс, конечно, сгущает краски, но ненамного. Посочувствуем тяжелой доле людей искусства и продолжим.

Людей с абсолютно устойчивой к другим мнениям самооценкой не бывает, даже если это человек зрелый, опытный и солидный. Знаете по себе - как бы мы ни говорили, что нам все равно, что о нас говорят - это лукавство. Мы часто стремимся услышать, узнать, что же думают, говорят и как оценивают нас другие люди, какое впечатление мы на них производим? Потому что мнение других людей для нас важно. Мы хотим завоевать доверие людей, их любовь, их уважение - это неотъемлемое стремление, потребность любой человеческой личности.

Мы хотим узнать, что понравились, произвели впечатление, что нас положительно оценили. Мы одновременно и ищем этой оценки и боимся ее, потому что понимаем, что можем наткнуться на то, что не хотели бы услышать. И чаще, как раз, мы слышим о себе не восторженные отзывы, а подколки, замечания, негативные оценки. Да, да! По статистике - чаще, чем положительные. Догадываетесь, почему? Потому что сделать замечание и поругать другого человека многим гораздо приятнее, чем похвалить.

Ведь когда ты отмечаешь какой-либо недостаток у другого человека, ты одновременно говоришь себе, что уж я то лишен этого недостатка. А если и не лишен, то тем более - не я один такой. И ты слегка поднимаешься в собственных глазах, “греешь” собственную самооценку, и хоть немного, а самоутверждаешься за счет другого человека. Таким образом, несмотря на поиск нами одобрения и положительных оценок, натыкаемся мы чаще на замечания и негативные оценки себя, своей личности, своих поступков.

Итак, не бывает людей, которые не испытывают волнения и неуверенности. Но бывают люди, которые хорошо умеют демонстрировать уверенность и владение собой, вроде В.В. Жириновского, которого непрошибаемая уверенность в себе вывела его на вершины политической власти. Как же все-таки быть более сильным и уверенным перед лицом сложных ситуаций и значимых людей? Здесь существует два аспекта.

Первый - быть.

Второй - казаться.

Напрашивается противопоставление первого и второго. Хочется патетически воскликнуть: “Надо быть, а не казаться!” Но не стоит торопиться – это очень взаимосвязанные понятия. Одно сильно влияет на другое. Поясню.

Если вы научаетесь быть уверенным и сильным, то неизбежно вы начинаете и казаться таковым. Как ни странно, верно и наоборот: если вы научаетесь казаться таковым - это помогает и почувствовать ощущение силы и уверенности внутри себя. Внутреннее помогает подправиться внешнему и наоборот, внешнее “вытягивает” внутреннее. Вы можете спросить, как же внешний уверенный вид может повлиять на внутреннее состояние, это же разные вещи?! Влияет. Работают физиологические механизмы, стремящиеся сравнять одно с другим. И если вы за счет силы воли и самоконтроля за телом сохраняете достойную внешность, этим физиологическим механизмам ничего не остается делать, как влиять на внутреннее состояние. Проведите такой эксперимент. Сядьте ссутулившись, поникнув головой, безвольно свесив руки и попробуйте сказать:

Я очень сильный и уверенный в себе человек!

Ничего не выйдет. По своему внутреннему ощущению и фальшивому голосу вы почувствуете, что врете! Тело уже родило соответствующее состояние - усталости, забитости и слабости. Теперь сделайте наоборот. Встаньте прямо во весь рост, гордо расправьте плечи, голову поднимите выше, грудь подайте вперед, мощно вдохните и изреките:

Я очень слабый, маленький и неуверенный...

Опять ничего не выйдет. Так слабые не говорят. А если получилось - значит, вы уже стоите совсем в другой позе.

Как люди понимают, считывают и трактуют для себя наше состояние? По внешним признакам уверенности и неуверенности в себе. Поговорим конкретнее.

Тело и движения. Напряженное тело приводит к телесной несвободе и скованности. Напряженные мышцы тела через нервные окончания посылают сигналы в соответствующие нервные центры головного мозга, которые, в свою очередь, посылают сигналы напряжения обратно в мышцы. В результате скованность выглядит как один из признаков неуверенности и неловкости. Уверенный же в себе человек раскрепощен и естественен в движениях, в отличие от неуверенного, который боится движений, стоит, как истукан или повторяет одни и те же заученные жесты.

В таком человеке чувствуется страх - не дай бог мне привлечь еще больше внимания других, чем я уже имею. Поэтому очень важно научиться расслаблять свое тело и сбрасывать лишние напряжения и зажимы. Для этого просто мысленным взором время от времени просматривайте свое тело, расслабляйте все, что можно расслабить, чтобы только не упасть. Плюс к этому хорошо помогает сбрасывать мышечное напряжение несколько глубоких вдохов и выдохов.

Осанка. Прямая осанка трактуется людьми как признак уверенного в себе человека, сутулая - признак неуверенного. Сутулый человек своей осанкой как бы “сообщает” другим: “Мне неловко перед вами, и мне вообще-то сейчас сжаться и спрятаться хочется, вы уж извините, что я тут ваше внимание забираю”. Поэтому необходимо взять за правило жить с “царственной осанкой”, причем даже не обязательно перед публикой - тогда это войдет в хорошую привычку.

Для этого при ходьбе или стоя приучите себя “подвешивать” на ниточку, как марионетку, за затылок, устремляясь всем телом вверх. Перенапрягаться в этом порыве не стоит - это не должно выглядеть неестественно. Плечи же, чтобы не сутулились, “надевайте” на “плечики”, как пиджак - вверх и назад - и оставляйте их в этом положении. Сначала тело будет возвращаться в привычную для него норму, но регулярно вспоминайте про правильную осанку и формируйте в себе эти новые привычки, и тогда старые привычки вытесняться.

Голова и лицо. Оптимальное основное положение: голова чуть приподнята, а доброжелательное, улыбчивое или готовое к улыбке выражение лица говорит людям: “Я – хороший, ты хороший”. Это, конечно, располагает к любому человеку, увеличивает доверие. Возможны варианты: просто спокойное, бесстрастное, ничего не выражающее лицо, или даже несколько агрессивное -тоже говорит об уверенности владельца, однако такое выражение лица скорее всего не будет способствовать доброжелательному отношению. Хотя в некоторых случаях это годится, когда ситуация не предполагает улыбчивости участников. Или если важно внушить уважение, основанное на легком страхе перед вами.

Скованность может проявляться и в поворотах головы. Если человек вместо поворота головы скашивает глаза, чтобы посмотреть в сторону - это воспринимается как внутренняя напряженность.

Голос. Прерывающийся, сдавленный, слишком тихий голос с робкими интонациями сразу выдает неуверенность человека. Поэтому хотя бы за секунду до того, как вы открыли рот, представьте, что и каким голосом, с какой силой, интонацией, эмоциональным наполнением вы хотите сказать и тогда вы будете более застрахованы от предательских “петухов” в своей речи.

Взгляд. Взгляду уделим особое отношение. Вы, наверное, замечали, что взгляд в глаза иногда вызывает легкую неловкость между людьми? Срабатывает тот же самый механизм оценки и самооценки. Человек чувствует, что его оценивают - и оценивают прямо в эту самую секунду, да еще и так неопосредованно эта оценка происходит! И он не выдерживает этой ситуации, этого психологического напряжения и отводит взор. Особенно, если ситуация явно напряженная или конфликтная.

Когда другой явно тебя ненавидит - тогда часто уже просто невозможно выдержать уничтожающий, “размазывающий” взгляд этого человека. Этот страх прямого взгляда изначально имеет биологическую природу. В животном мире взгляд имел два значения. Первое - это агрессия и вызов, например, когда два самца меряют взглядом взаимную силу, свой взаимный ранг. И второе - сексуальное привлечение: самец и самка, взглядом выполняющие предварительную и отборочную для сексуальных игр функцию. У человека эти значения, агрессия и привлечение, тоже сохранились, но, в связи с более тонкой организацией душевного мира, добавилось еще много оттенков и полутонов.

Интересные факты. Коты часами могут сидеть напротив и внимательно пялиться друг другу в глаза, иногда угрожающе подвывая - пока не сцепятся в схватке или кто-то из них не ретируется. Крысы тоже выясняют отношения таким же образом, правда они не воют и не дерутся, но дело у них иногда заканчивается летальным исходом - одна из крыс издыхает от перенапряжения и истощения. А в местах скопления горилл единственная возможность выжить - застыть и ни в коем случае не смотреть самцам в глаза, иначе придется выдержать поединок за право обладания гаремом.

Для внимательного человека глаза его собеседника многое могут сказать. Если собеседник взор прячет, это также выдает его неуверенность перед людьми и страх перед ситуацией, поскольку это фактически вариант ухода, убегания от внимания других людей. Пряча взор, вы, сами того не желая, сообщаете другим, что вам некомфортно смотреть в глаза людей. И это опять будет трактоваться как ваша слабость и неуверенность.

Взгляд хоть и в глаза - но суетливый и бегающий, создаст впечатление, что вы не можете долго спокойно выдерживать взоры другого и также портит мнение о вас. Поэтому взгляд должен фиксироваться на лицах слушателей, если их несколько, не менее чем на 3 – 4 секунды. Фиксировать взгляд не обязательно именно в глаза, а достаточно на лицах - поскольку контакт глаза в глаза является энергетически очень заряженным и может сильно отвлекать самого от темы. Поэтому, если расстояние больше двух метров, лучше смотреть на точки лица слушателя, то есть попеременно на нос, лоб, брови, губы, подбородок, по контуру головы. И это будет восприниматься, за счет эффекта скрадывания расстоянием, как взгляд прямо в глаза, что и требуется.

Упражнения для уверенного взгляда

Если вы беседуете один на один, то лучше контролировать взор помогут так называемые “треугольники”, по которым не спеша может перемещаться ваш взор попеременно на три точки.

1. Деловой треугольник: для людей, с которыми вы в деловых отношениях (и социальных ролях), точки - глаз, другой глаз, нос (или губы), и опять глаз, глаз, нос и т. д.

2. Дружеский (или светский) треугольник: для людей, с которыми вы в дружеских или приятельских отношениях. Здесь уже позволяете (поскольку друг, все-таки) более широкую зону охвата взором – глаз, глаз, пуговица на груди.

3. Интимный треугольник - для людей, с которыми вы в интимных отношениях или претендуете на личностное сближение. Это уже получится слегка фривольный треугольник: глаз, другой глаз, область гениталий - и вновь глаз.

Если же ваш взгляд в беседе с человеком будет долго, без движения сконцентрирован на одной точке его лица - зрачке, брови, переносице, “третьем глазе” - он (взгляд) будет воспринят как тяжелый, гипнотический или даже агрессивный. Если в вашу задачу входит продемонстрировать свою силу - используйте это.

Упражнение под названием “метро”. Вы наверное замечали, что люди, сидящие напротив друг друга в метро, частенько украдкой разглядывают друг друга? При этом, если случайно их взгляды сталкиваются, то глаза, как правило, моментально “отпрыгивают” в сторону: сразу вдруг “заинтересовывает” реклама на стенах вагона или что-нибудь еще очень “важное”, типа шнурков ботинок оппонента. Это и понятно: у нас же не очень-то принято смотреть просто так на человека, тем более незнакомого, и, конечно, это вызывает взаимную неловкость.

К слову: в отличие от России, в Европе гораздо более свободно люди могут встречаться открытыми заинтересованными взглядами и заводить так мимолетный разговор или даже длительное знакомство. И никакой неловкости при этом не испытывают. Это признак большей внутренней свободы и самоуважения, чем у нас.

Так вот, упражнение для тренировки - возьмите себе за правило при встрече взглядами в вагоне метро не отпрыгивать сразу в сторону, а спокойно принимать взгляд другого человека, и даже искать такую возможность. При этом вовсе не обязательно смотреть с вызовом, можно смотреть доброжелательно и с интересом. Мигать во время контакта глаз не запрещается - это физиологическая реакция, а вот улыбаться, то есть фактически пытаться заработать его хорошую оценку - не стоит. Упражнение не в том.

Сразу скажу, что в реальности находить человека, готового быть в контакте глазами больше, чем одну секунду, будет непросто. Но и секунды будет достаточно - пусть не вы, а он первым отводит взор. Если же повезет и встретится человек, готовый к более длительному контакту глазами - замечательно, вам повезло - проверьте и потренируете свой взор, психологическую уверенность и устойчивость. Когда партнер уже отвел глаза, можете засчитать себе “плюсик”. Если вы будете продолжать тренироваться, не исключено, что он почувствует более сильное неудобство, забеспокоится и даже покинет вагон при первой возможности. Поэтому разрешите ему все-таки доехать до дома.

Разрешите и себе когда-то и проиграть, если партнер сильнее вас во взоре. Проигрывать достойно тоже надо уметь - спокойно и без чувства вины и собственной слабости. Это всего лишь игра - как и жизнь - и не обязательно вы все время должны выигрывать. Если чувствуете, что не выдерживаете взгляд, вспомните, что смотреть не обязательно прямо в глаза. Достаточно выбрать какую-либо точку на лице (бровь, губы, нос, лоб, ухо) - на таком расстоянии (мы уже говорили) скрадывается точность взора. Это упражнение делается до тех пор, пока вам не станет совершенно легко и ненапряжно смотреть в глаза незнакомым людям, и вы даже научитесь получать от этого удовольствие.

Могут ли быть от этого упражнения неприятности? Могут. Как и от жизни в целом. Поэтому соблюдайте правила техники безопасности - когда не надо практиковать это упражнение:

1. Если время уже больше девяти часов вечера, а у вас в планах доехать до своего дома, а не дома попутчика. Или если вы в вагоне почти одни с человеком напротив, это может быть воспринято им примерно так же.

2. Если напротив вас сотрудник органов правопорядка, а у Вас нет с собой документов или в сумке бомба.

3. Если напротив человек не совсем трезвый, или психически нездоровый, или совсем пожилой.

4. Если напротив вас гость с горячих южных гор - там свои “взгляды на взгляды”. Причем эти представления более близки к прямоте биологического мира, и ваш взор может перевозбудить гостя. В этом случае вы рискуете получить вместо этого упражнения другое, более сильное: разборку на тему “Что так глядыш?!” или неприятное объяснение “Как, дэвушка, пачэму нэ хочэшь?!”

Во всех остальных случаях это упражнение безопасно. В крайнем случае, захотят познакомиться, в этом случае действуйте по обстоятельствам. Нравится человек - знакомьтесь. Не очень - найдите какое-нибудь, не задевающее его самолюбие, объяснение. Например, объясните ему корректно, что он вам тоже нравится, но у вас другие планы. Или воспользуйтесь готовой “отбивкой”, чтобы донести до человека, что происходит и оправдать для него ваше действие. Скажите ему, что вы смотрели на него, потому он похож на вашего одноклассника. Наконец, можно честно признаться, что вы выполняли упражнение, которое задал чудаковатый ведущий тренинга. Человек получит для себя объяснение этим странностям и успокоится.

А вот и случай из жизни. Марина, одна из участниц тренинга, ехала в полупустом вагоне метро и поначалу и не думала делать никакие упражнения, тем более, что был уже поздний вечер. Она просто читала книгу. Вдруг напротив нее уселись двое развязных молодых людей и стали довольно бесцеремонно и громко обсуждать ее достоинства и недостатки, посмеиваясь и подталкивая друг друга локтями. Короче говоря, ребята были в том веселом кураже, когда все моря по колено, а все девушки твои. Марина, естественно, напряглась, и хотя продолжала делать вид, что читает книгу, чувствовала себя не очень уютно. Это продолжалось несколько остановок, а ребята все не утихали, а даже наоборот, вели себя все более и более бесцеремонно.

И поскольку Марина не знала, что делать в этой ситуации, она решила: буду делать упражнение “неотрывный взгляд”. Марина внутренне собралась, настроилась, демонстративно закрыла книжку, убрала ее в сумочку, подняла взгляд и стала спокойно и открыто смотреть на парней. Что тут началось… она сама не ожидала такого эффекта. С лиц друзей постепенно сползли улыбки, смешки затихли, они перестали друг друга подталкивать, тема женских достоинств Марины сразу как-то увяла, и ребята явно почувствовали себя скованно и совершенно не в своей тарелке. Марина продолжала молча смотреть - и через две остановки парни в спешке покинули вагон, сделав вид, что им уже пора выходить.

Есть еще секрет, как выдерживать любой, даже самый тяжелый взгляд. Пользуйтесь приемом “Кто в клетке”. Как он расшифровывается? Мы уже знаем, что мы смущаемся и испытываем неловкость по причине того, что слишком озабочены собой, из-за повышенного внимания в этот момент к своей персоне, что нас “выбивает” оценка другого человека. И тогда - необходимо переформировать свое внимание так, чтобы внутри себя не дать другим нас оценивать. Представьте себе, что вы приходите в зоопарк, и неожиданно сами оказываетесь в клетке - и вдоль вашей клетки ходят люди (или, не дай бог, обезьяны) и рассматривают вас, едят мороженое, смеются, читают таблички, показывают пальцем. Ведь надо же оправдывать их ожидания, понравится, показать им что-нибудь интересненькое, побегать, попрыгать, покривляться, они же деньги за вход заплатили.

А вдруг я не смогу этого сделать, вдруг не понравлюсь, а меня за это еще и кормить перестанут... Некомфортная ситуация, не правда ли? Только почему же вы и в жизни часто ощущаете себя перед другими как в клетке? Лучше мысленно поместить в эту клетку их! И тогда уже вы будете наблюдать их жизнь, повадки и способы размножения, а не они. И ваше внимание будет направлено уже не на то, как вас оценивают (и тогда автоматически вы почувствуете психологический дискомфорт и скованность), а на оценивание самому этих людей. И тогда вы будете чувствовать себя гораздо более свободно и комфортно. По-другому говоря, вы смещаете фокус внимания с себя - на человека, которого вы рассматриваете. И наблюдаете за ним, думаете про него.

Вот глаза какие интересные…

А какого они цвета?..

А куда он едет?..

Наверно, нелегко ему живется?..

Интересно, кем работает?..

А что у него в личной жизни?..

Надо же, смущается почему-то...

В результате, если вы честно все это время думаете про него и подстраиваетесь под этого человека, ваше внимание занято делом и не занято мыслями о том, что у вас самих что-то не так. Не могу сказать, что управлять своим вниманием - это очень просто. Но это реально, даже без особой тренировки. А с тренировкой можно достичь очень хороших результатов в управлении своим вниманием и, фактически, собой и своим поведением.

Этот прием - “Кто в клетке” - или смещение фокуса внимания, можно применять в любых других ситуациях, когда вам важно произвести достойное и уверенное впечатление на людях, в кабинете начальника, при знакомстве и общении с новыми людьми. Однако внимание при этом необходимо распределить уже между ним и собой. Пусть большая часть вашего внимания будет занята интересом к другому человеку, а меньшую часть направляйте время от времени на быстрое мысленное “сканирование” и легкую коррекцию своего тела, поведения, лица, голоса - все ли в порядке? Образ “сканирования” помогает лучше понять, как распределять в этом случае свое внимание во времени: ОН, ОН, ОН - Я (тело, глаза, голос) и опять ОН, ОН, ОН...

Очень важно научиться одновременно и говорить с человеком, и держать с ним контакт глазами. А это непросто еще и потому, что глаза другого, бывает, перетягивают на себя внимание и мешают сосредоточиться на мыслях и речи. И все-таки держать контакт глазами необходимо, если рассчитываете произвести достойное, сильное и уверенное впечатление.

Сравните впечатление от человека, который смотрит в глаза (по одному из указанных выше алгоритмов) и впечатление от человека, глаза которого избегают встречаться с вашими, хотя он находится рядом с вами, беседует, слушает и говорит. А смотрит он постоянно мимо вас, на стену. Или вниз на ваш письменный стол. Или выше вас, на картину. С таким человеком затруднен контакт, глаза же, как известно, “зеркало души”. Он либо чувствует неловкость (что скорее всего), либо делает вид, что вас не замечает (что странно для человека, с которым вы не успели испортить отношения).

Вот еще одно упражнение для освоения умения удерживать контакт глаз и говорить одновременно. Выполняется вдвоем с товарищем. Расположиться напротив друг друга на расстоянии примерно полметра, установить контакт глаз и читать попеременно по одной строчке стихов: строчку он, строчку вы. Стихи любые: “У лукоморья…”, “Однажды в студеную зимнюю пору…”, “В лесу родилась елочка…”. Причем стихи должны быть разные - “у вас своя свадьба, у него своя”. Сбились - начинаем сначала и так много раз. Главное - добиться легкости все делать одновременно - держать контакт глаз, говорить свой текст, сразу же слушать и слышать его текст, помнить и не сбиваться со своего текста. Успехов!

“Нулевая оценка”

В актерском мастерстве уверенное и достойное поведение принято раскрывать через понятие “нулевая оценка”. Все мы в жизни немного актеры, поэтому это понятие очень хорошо нам пригодится. Но сначала несколько слов о том, что такое этап “оценки” у актеров. Это любая реакция на какой-то сигнал или раздражитель: на слова, действия партнера по сцене, новую ситуацию и т. д. Оценка - это выданная актером эмоция, слово, мимика, жест, движение, реплика по принципу “стимул-реакция”: нажал на кнопку, получи результат. Оценка актера - это способ преподнесения своей роли, своего персонажа.

Например, на известие о том, что враг объявил войну, актер, играющий роль короля, может выбирать из несколько возможных оценок (реакций) в зависимости от характера своего персонажа. Если он выдал испуг или страх, зритель понимает, что король - слабачок. Если актер смеется, зритель видит другой характер: может быть это торжество воина, смелость, может быть это бравада, может быть недалекость и глупость этого короля. Если король (актер) дает оценку “гнев”, зритель увидит вспыльчивость, несдержанность и взбалмошность этого персонажа. Оценка может быть подана и через изменение чего-либо в поведении актера. Например, если король во время этого судьбоносного известия чистил корону и слегка замедлил свои движения - это тоже оценка.

Существует особый вид актерской оценки: “нулевая оценка”. Это полное отсутствие всякой реакции на стимул или раздражитель. То есть абсолютная невозмутимость, каменное выражение лица, никакого изменения в поведении и намека на то, что сейчас что-то произошло. То есть “нулевой оценкой” актер дает зрителям понять:

А для меня нет никакого раздражителя, для меня это ничего не значит, это никак меня не задевает и для меня этого не существует...

В нашем примере, если король на известие о войне выдает “нулевую оценку” и полную невозмутимость, в эти секунды он выглядит как король сильный, мудрый, уверенный и расчетливый во главе мощного государства.

Таким образом, актеры способом “нулевой оценки” играют любую сильную личность, и, что характерно, такого супермена играть проще всего потому, что он играется всего лишь одним актерским приемом. Вспомните любого супермена, от Шварцнеггера до Бодрова-младшего. Вспомните: есть ли у них хоть какая-то выраженная в течение всего фильма человеческая эмоция: смех, улыбка, печаль, гнев, возмущение, радость, горе, удивление, раздражение? Тем более испуг, страх, робость? Эмоций нет абсолютно! Если бы эти оценки, реакции, эмоции у них проявлялись бы, это был бы уже не супермен, а какой-то другой персонаж.

Прием “нулевой оценки” можно прекрасно использовать в сложных жизненных ситуациях. Когда вы не знаете, как реагировать - делайте “нулевую оценку”. Знайте, что в этот момент вы воспринимаетесь оппонентом как уверенный и сильный человек. Представьте, что на вас “наезжают”. Если вы взрываетесь или притупляете взор, или приниженно улыбаетесь - все это говорит агрессору, что он достиг того, чего хотел. Вы уже догадываетесь, чего он хотел? Правильно, подтверждения, что его слова вас задели - это и есть искомый им результат. Если ожидаемой реакции не последовало, а последовала полная невозмутимость - этим вы ему сообщаете: “Ты слаб, чтобы задеть меня”. Это оптимальная и беспроигрышная первоначальная реакция, сразу дающая вам преимущество.

Еще пример. Вы ошиблись в выступлении перед большим количеством публики. Какая импульсивная обычная реакция? Смущение. Извинение. Попытка оправдания. В результате ваш ранг как сильного и уверенного человека падает.

Кстати, интересно наблюдать за реакцией дикторов телевидения, когда они ошибаются. А ответственность на них немаленькая во время прямого эфира - их видят миллионы телезрителей. Именно реакция диктора на ошибку многое говорит о его опыте и профессионализме.

За “этапом оценки” у актеров следует, как правило “этап действия”. За эту секунду – другую, когда вы делаете “нулевую оценку”, у вас есть возможность выбрать это последующее действие. И далее уже возможны варианты достойного и сильного ответа. Какие? Это большая тема, поэтому оставим ее на потом.

Развитие темы воспитания психологической силы и уверенности планируется в следующем номере журнала. В заключение могу пригласить заинтересованных в развитии и самосовершенствовании записаться на тренинг “Эффективное влияние и искусство побеждать”, который проходит в Центре “Разумный Путь”.

Для успешного развития психики ребенка, его способностей необходимо, чтобы малыш чувствовал себя уверенно, не боялся проявить себя, свои возможности, стремился к лучшему, был открыт и честен. Неуверенные взрослые чаще всего вырастают из неуверенных детей.

Неуверенность в себе – это заниженное представление о собственных возможностях и способностях.

Уверенность в себе – это важное качество для ребенка, которое указывает на то, что он ценит себя, отвечает за свои поступки, готов справиться с жизненными проблемами. Развитие уверенности у малыша необходимо начинать в раннем возрасте. Эта черта личности продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Уверенным может стать любой ребенок независимо от пола и возраста.

Нотки неуверенности можно увидеть в чаде не сразу, родителям не всегда удается распознать ситуацию, когда ребенку уже необходима помощь.

Люди, постоянно испытывающие нерешительность, сомневающиеся в себе и своих возможностях, ощущают значительные трудности в жизни, им сложнее достичь значимого успеха, они постоянно пытаются вызвать одобрение со стороны, не могут понять, чего хотят.

Именно поэтому так важно искоренить зарождающееся чувство неуверенности в вашем ребенке как можно скорее.

Как понять, уверен ли в себе ваш ребенок

Понаблюдайте и задумайтесь, как ведет себя ребенок дома, в детсаду или школе, со сверстниками.

Если ребенок разговаривает тихо, даже если того не требует ситуация, часто грызет ногти, поправляет одежду без видимых на то причин, облизывает губы, то это мелкие признаки нерешительности, неуверенности и закомплексованности.

Вот еще несколько признаков неуверенного поведения:

  • ребенок отводит взгляд, когда разговаривает с человеком;
  • пытается уйти от ответа взрослого;
  • излишне недоверчив, раздражается в присутствии других людей;
  • часто сердится на посторонних;
  • боится не справиться с поручением взрослого и не хочет брать на себя ответственность;
  • боится трудностей и всегда выбирает дела полегче;
  • паникует перед выполнением новых дел;
  • имеет ряд страхов и даже фобий;
  • стесняется знакомиться и общаться с новыми людьми;
  • не имеет собственного мнения;
  • пишет и рисует очень мелко, слабо давя на карандаш;
  • иногда проявляет агрессию и беспричинно плохо себя ведет;
  • сутулится.

Если в вашем ребенке проявляются хотя бы некоторые их перечисленных признаков, то вам стоит начать работу над собственными ошибками в воспитании и обязательно развивать в чаде уверенность в себе.

Часто неуверенные застенчивые дети способны проявлять раздражение по отношению к домашним животным и близким людям. Повзрослев, такие дети понимают, что они ничего не достигли в жизни, демонстрируют зло к окружающим, обвиняя их во всех бедах.

Светлана Войтенко, детский психолог: «Уверенность в себе – это очень широкое понятие. Его развитию способствуют позитивное видение мира, самоуважение, устойчивую самооценку, веру в свои возможности и т.д. Уверенность в себе формируют, прежде всего, родители, правильное домашнее воспитание. Конечно, важны и взаимоотношения со сверстниками, взрослыми и вообще школьная атмосфера. Если у ребенка есть проблемы в школе, стоит поговорить с учителем или со школьным психологом».

Если ребенок вырос неуверенным, ему могут быть присущи такие черты:

  • замкнутость;
  • необщительность;
  • робость;
  • слепое подражание уверенному ребенку;
  • трудность в установлении контакта с незнакомыми людьми;
  • заниженная самооценка;
  • заторможенность, упрямство.

Откуда появляется неуверенность

Самая частая причина детской неуверенности – воспитание и обращение с ребенком в семье и его ближайшем окружении. Даже самые любящие родители порой допускают ошибки, считая, что поступают в интересах ребенка. Рассмотрим основные факторы, влияющие на детскую решительность и уверенность.


Родители – сами неуверенные люди.

То, как глядят на мир и на различные ситуации родители малыша, зависит и его собственное миросозерцание и поведение. Если ребенку без конца твердят: «Лучше и не берись, а вдруг проиграешь», «А если не получиться, что тогда», «Не лезь, а то может быть хуже», — то и в понимании ребенка такие стандарты мышления становятся обыденными. Он решает, что для собственной безопасности, дабы не выглядеть глупо, избежать потерь и наказаний, лучше и не браться за какое-либо дело, .

Нерешимость не передается по наследству, но очень глубоко может засесть в подсознании. Малыш, проецируя поведение и слова родителей, снижает себе самооценку, считает бездействие лучшим выбором.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Поэтому, даже если вы от природы люди застенчивые, нерешительные, старайтесь не проявлять эти свои качества, не говорите чаду, что он может потерпеть поражение, так как не достаточно силен и умен. Наоборот, пытайтесь породить в ребенке инициативность, стремление к новому.

Если родители слишком уверенны в себе, считают себя самыми умными и умелыми, не терпят оспаривания своих действий, то ребенок вырастает неспособным принимать самостоятельные решения.

Замечено, что первенцы в семье чаще страдают заниженной самооценкой, имеют больше проблем в общении с окружающими, чем их младшие братья и сестры. Дело в том, что когда в доме появляется первый ребенок, родители испытывают множество беспокойств по его поводу. Тревога взрослых в отношении того, насколько они справляются со своими родительскими обязанностями, передается ребенку.

Постоянная критика, сравнивание, наказания.

Если вы постоянно критикуете ребенка, вместо похвалы игнорируете его достижения, осуждаете выбор малыша, не цените его друзей, много запрещаете, требуете идеального исполнения всего, за что ребенок берется, вы неизбежно взращиваете в нем чувство неуверенности, боязни браться за любое значительное дело.

Срываясь на крик, часто наказывая малыша, вы способствуете его замкнутости, отчужденности, убиваете веру в себя и хорошие отношения между людьми. Частый страх вкупе с регулярным запугиванием самым негативным образом влияет на психику ребенка. Сравнивая его с другими, уверяя, что есть более сильные, умные, красивые, вы снижаете ему самооценку. Ребенок может запросто замкнуться в своих переживаниях и страхах оказаться неудачником, а в результате перестать нормально развиваться как личность, во взрослом возрасте не устроить личную жизнь, не построить карьеры, все так же считая себя недостойным и неспособным.

Реализация ваших несбывшихся мечтаний, планов и желаний.

Допустим, мама всю жизнь хотела стать известным музыкантом, но из-за первой любви забросила музыкальную школу и навсегда рассталась со своей мечтой, а позже и с первой любовью. Теперь мама, сама того не осознавая, решила, что ее чаду просто необходимо музыкальное образование, и отправила кроху учиться играть, например, на скрипке, не учитывая отсутствие желания и стремления ребенка. Папу в детстве обижали сильные здоровые ребята, а сейчас, он настаивает на боксе и единоборствах для чада.

Задумайтесь, выбирая путь ребенка по жизни, не проецируете ли вы свои собственные желания, учитываете ли способности, наклонности и стремления малыша.

Неудачи в социальной жизни.

Попадая в детский коллектив, сначала садика, потом школы, ребенок учится осознавать себя личностью, индивидуальностью, ищет способы взаимодействия со сверстниками. Поэтому неудачи и промахи в общении, попадание «не в ту компанию», издевки и насмешки недругов, невзаимная влюбленность и т.д. сильно гиперболизируются детьми, вызывая море переживаний. Если семья вовремя не поможет пережить ребенку свои проблемы, то они могут провоцировать развитие неуверенности в себе.


Не соответствие стандартам.

Окружающий мир навязывает нам массу стереотипов и стандартов. Чувствительная детская психика очень восприимчива к критике по поводу внешности, национальной принадлежности, религии. Стремление стать таким, как все, стирает индивидуальность, а желание бесконечно менять внешность, скрывать надуманные недостатки фигуры, вызывает массу комплексов. Без поддержки близких эти комплексы будут только расти.

Ни в коем случае нельзя оскорблять и унижать ребенка, позволять делать это другим людям. Почаще говорите чаду, что вы в него верите и очень любите!

Если вы – действительно, любящий родитель, то вы непременно найдете подход к ребенку, исправите или не допустите ошибок в воспитании и взаимоотношениях. Ваша любовь и стремление к лучшему победят неуверенность вашего ребенка.

От того, насколько прочно вы усвоите правила касательно того, как воспитать уверенного в себе ребенка, будет зависеть его будущая успешность. Это касается и профессионального поприща, и личной жизни. Истоки заниженной самооценки всегда нужно искать в самом раннем детстве. Если родителям удастся победить детские комплексы, развить в малыше самостоятельность и внушить ему уверенность в собственных силах как можно раньше, многих проблем в дальнейшем удастся избежать.

Строгих правил по поводу того, как воспитать мальчика или девочку уверенным человеком, конечно, нет. Каждый родитель интуитивно подбирает для своего малыша «тактику и стратегию» воспитания. Кто-то пользуется советами из глянцевых журналов, кто-то прислушивается к словам мамы и бабушки. И все же усилиями многих психологов и педагогов были собраны основные рекомендации по поводу того, как повысить уверенность и самооценку ребенка, начиная с самого раннего возраста.

Чтобы вселить в ребенка уверенность как можно раньше, он должен не сомневаться в вашей безусловной любви. Это не должна быть любовь удушающая, любовь-одолжение или та любовь, за которую ребенку придется расплачиваться хорошей учебой, помощью по дому. Любите ребенка таким, какой он есть, за то, что он есть. Он должен знать, что он рожден не для того, чтобы выполнить со временем ваши ожидания от него, а для того, чтобы стать человеком с чувством собственного достоинства. Для воспитания уверенного в себе ребенка не забывайте говорить ему о своей любви почаще. И никогда никому не говорите о малыше плохо! Верьте в него, и у ребенка все получится.

Ребенок должен быть уверен, что он находится под защитой, но не под колпаком. Он должен знать, что вы рядом, а не составляете с ним единое целое. Для формирования у ребенка уверенности в себе будьте всегда открытыми и доступными для него. Малыш должен знать, что всегда сможет обратиться к вам за помощью, что вы ему не откажете, не отвернетесь и не заставите решать самому трудные для него задачи. И постарайтесь создать дома атмосферу душевного тепла - это пока единственное убежище для малыша от любых житейских бурь.

Чтобы воспитать в ребенке уверенность в себе, как советуют психологи, малыш должен иметь право на ошибку и возможность ее исправить, не получив за это оскорбление, незаслуженное наказание. Помогите ему осознать ошибку и исправить ее. Пусть ребенок не боится ошибаться, ведь это процесс познания, а ошибку можно и исправить, и предупредить. Можно заметить, что и мама, и папа, и вообще любой человек иногда ошибается, нет «идеальных» людей.

Как развить в ребенке уверенность в себе и поднять самооценку

А как воспитать счастливого и уверенного в себе ребенка, не превратившись для малыша в строго цензора? Вам нужно выработать в общении с ребенком позицию общения на равных, а не с высоты своего возраста, и не заискивая, возвышая свое чадо и делая из него кумира семьи. При этом постарайтесь служить малышу образцом для подражания. Ведь не зря англичане говорят: «Не воспитывайте своих детей, все равно они вырастут похожими на вас». Есть и другой вариант этой пословицы: «Не воспитывайте ребенка - воспитывайте себя».

Чтобы развить в ребенке уверенность в себе как можно раньше, позволяйте ему решать свои проблемы самостоятельно, не бросайтесь встревать в детские разборки из-за игрушек, не спешите переводить его в другую школу, если не складываются отношения со сверстниками или с учителями. Иначе ребенок не только не научится видеть ситуацию и искать пути выхода, но и не будет добиваться достижения успеха, я тогда главным мотивом станет мотив избегания неудач, уход от проблем, и не их решение. Но если малыш просит помощи, обязательно помогите. Вместе разберитесь с проблемой, наметьте способы ее преодоления, а какой именно способ выбрать, пусть решит ребенок.

Чтобы ребенку стать уверенным в себе, как того желают все родители, никогда не сравнивайте своего малыша с другими детьми. Старайтесь делать акцент на личных качествах ребенка, учите его оценивать себя и свои поступки, пусть он чаще смотрит на себя со стороны, учится видеть и чувствовать эмоции других людей и адекватно оценивать ситуации. Потому что, если ребенок будет себя постоянно с кем-то сравнивать, он попадет в зависимость от оценки окружающих, а она, как правило, очень субъективна. Сравнивать можно «себя вчерашнего» с «собой сегодняшним» - вчера еще что-то не получалось, а сегодня смог. Да и «себя завтрашнего» можно увидеть: сегодня не смог решить задачу, но вечером потренируюсь и обязательно справлюсь.

Сделать ребенка уверенным в себе, как показывает практика, совсем не сложно, главное – любовь и терпение.

Что делать, если ребенок не уверен в себе: как воспитать мальчика и девочку уверенными в своих силах

Когда ребенок маленький, избегайте в его оценке слова «плохой». Он не плохой, он просто оступился и сделал неправильно. Старайтесь объяснять, что есть неправильные поступки, причиняющие боль или неприятности, от которых он может пострадать. Даже когда ругаете малыша, подчеркивайте, что он сам хороший ивы его любите, но огорчены неправильным поступком ребенка. Используйте выражения без «не», например, лучше не говорить малышу: «не можешь», «не сделал», «не выполнил». Воспитать девочку или мальчика как можно более уверенными в себе помогут позитивные чувства. Всегда говорите: «С этим ты обязательно справишься», «Тебе это по плечу», «Ты способен еще лучше сделать».

Учите своего ребенка доводить начатое до конца, но, если ребенку какая-то деятельность не по душе, не давите на него, что все это нужно непременно доделать и идти именно по этому пути. Особенно это важно в подростковом возрасте, когда идет становление интересов и выбор профессии; поэтому, чем ребенок больше попробует себя в разных видах деятельности, тем больше шансов, что в дальнейшем он сделает правильный выбор. Хорошая возможность показать ребенку, что вы ему доверяете и надеетесь на его помощь, - с раннего детства давать малышу разные мелкие поручения по дому, потом постепенно приучать выполнять постоянные (ежедневные, рутинные) обязанности.

А как помочь ребенку стать уверенным в себе, если он только начинает вливаться в детский коллектив? Помогите ребенку адаптироваться в группе детей. Ведь вся его жизнь с момента, как он пойдет в детский сад, будет так или иначе связана с общением и работой в группе. Это и школа, и студии, спортивная школа, университет, лагерь. В группах детей всегда существует конкуренция, особенно среди детей дошкольного возраста. Дети постарше считают себя взрослыми, опыт общения у них больше, и они запросто могут «заткнуть за пояс» тех, кто помладше. А тем, кто младше, ничего не остается, как подчиниться и «набираться опыта». Если у вашего ребенка нет проблем общения с младшими детьми и со своими ровесниками, он со временем найдет общий язык и с детьми постарше.

Как помочь ребенку обрести уверенность в себе и повысить самооценку

Всегда поддерживайте малыша, придавайте ему уверенность, в детском саду попросите воспитателя, чтобы он помог подобрать игры для сплочения детей в группе. Обычно это такие игры, где даже самый маленький и робкий может быть, например, ведущим. В результате у ребенка повышается самооценка, уверенность в себе, он может проявить и показать себя.

Еще один способ, как добавить ребенку уверенности и повысить его популярность в группе - это придумать новую игру (помочь могут родители), принести в сад игрушку и пригласить в свою игру детей постарше. Совместные игры сплачивают детей, у них появляется больше тем для контактов.

А что делать, если ребенок не уверен в себе и не имеет адекватной самооценки? Уважайте своего малыша и то, что он делает, о чем мечтает, к чему стремится. Не смейтесь и не требуйте от него изменить решение. Если уж выбор ребенка вам не по душе, найдите слова, которые докажут вашему ребенку, что это не совсем то или не совсем правильно. Не только вы учите ребенка, но и он вас пусть чему-то научит (какой-то игре, спортивному приему, необычно бросать мяч или сплести фенечку). Чтобы воспитать в мальчике или девочке уверенность, как показывает практика, не надо бояться позволять малышу спорить с вами - а вдруг он вас переубедит? Заодно поучится аргументировать свои действия - это очень важное качество.

Сосредоточьте свое внимание на том, что у ребенка получается хорошо, хвалите его. Оценка должна быть адекватной, похвала - вовремя и по делу. Даже небольшие достижения достойны похвалы, если малыш приложил усилия и чего-то добился (пусть незначительного, на ваш взгляд, успеха). Чтобы вырастить уверенную в себе девочку или мальчика, как рекомендуют психологи, нужно всегда радоваться вместе с ними, ведь ваши дети – самые лучшие и любимые, цените и принимайте малышей такими, какие они есть!

Как придать ребенку уверенности в себе: воспитание через игру

Развитию в ребенке уверенности в своих силах всегда помогут игры и игровые упражнения. Ниже предложены примеры самых эффективных из них.

«Мое красивое имя»

Имя малышу вы выбирали с любовью, пусть он носит его уверенно, гордится им. Если ребенок уже знает буквы, пусть напишет свое имя крупными буквами на альбомном листе (поверните лист, словно это страница в книге), если еще не освоил чтение, напишите вы. И расшифруйте каждую букву, напишите хорошие качества характера малыша. Вам ведь известно выражение «Как вы лодку назовете, так она и поплывет»?

Например, так:

  • А - активный
  • Л - любознательный
  • Е - естественный
  • К - красноречивый
  • С - справедливый
  • А - аккуратный
  • Н - настойчивый
  • Д - добрый
  • Р - решительный

А малыш пусть украсит этот листок, как захочет и повесит над своей кроваткой. Каждое утро «расшифрованное имя» будет напоминать крохе, какой он замечательный.

Если ребенок уже учится в школе, «подбросьте» ему этимологический словарь имен или найдите в Интернете и распечатайте рассказ о значении его имени, истории об известных людях, которых звали так же. Пусть малыш гордится своим именем!

«Плакат уверенности»

Такое «наглядное пособие» совершенно необходимо ребенку, который сомневается в своих силах. Возьмите большой лист бумаги, поделите его на две части. Первый «столбик» назовите «Уже могу!», второй «пока еще не умею». Вместе с малышом обсудите, и запишите на плакате все умения, которые вы считаете важными, распределив их по столбикам. Время от времени проверяйте, не пора ли вычеркнуть что-нибудь из второго столбика и записать в первый. Почаще говорите ребенку, что он молодец, быстро учится что-то делать и у него получается: «Видишь, ты не мог зашнуровать ботинки, а теперь сам справляешься! Пора записать твое умение в первый столбик!» И дайте в руки малышу красный карандаш, чтобы он вычеркнул из «неумелого столбика» освоенное действие. Эта игра поможет вырастить уверенного в себе ребенка, ведь, как показывает практика, осваивая новые навыки, у малыша очень повышается самооценка.

Как ещё можно научить ребенка быть уверенным в себе

«Пока… Зато!»

Если малыш не уверен в своих силах, играйте с ним в игру, похожую на «Плакат уверенности». На любое высказывание «Я пока не умею… (аккуратно складывать одежду, рисовать тигра, писать букву «Д», водить машину, чинить водопровод…) ребенок должен ответить: «Зато я могу… (чистить зубы, раскрашивать картинки, кататься на роликах, помогать маме убирать в комнате, прыгать через лужи…).

«Закончи фразу»

Попросите малыша закончить фразу, например: «Я могу…». «Я умею…», «Я добьюсь…», «Я смогу…»

«Что говорят о тебе?..»

Чтобы научить ребенка быть уверенным в себе как можно раньше и развить его фантазию, попробуйте поиграть в следующую игру. Малыша окружают различные предметы. Попросите ребенка представить себе, что все они умеют разговаривать и могут что-то рассказать о нем. Например, велосипед: «Какой ты молодец! Так быстро научился управлять мной! Скорее садись, покатаемся!» Примерные «рассказчики»: кровать, ботинки, мячик, зеркало, мыло, тарелка, расческа и другие предметы, которыми пользуется малыш. Найти их не составит труда, просто оглянитесь вокруг.

Следующее упражнение не только поможет ребенку быть уверенным в себе, но и научит, как общаться со сверстниками. Его можно провести с группой детей - во дворе, летом на даче с соседскими ребятишками, на детской площадке.

«Каждый сам!»

Это замечательная тренировка «личной ответственности». В игре каждый действует самостоятельно, рассчитывает на свою смекалку, свои силы, но в результате задание должна выполнить группа детей. Правила простые. Дети свободно ходят по комнате (или по детской площадке). По команде они должны выстроиться так, как скажет ведущий. Все действуют молча, никто никем не «руководит», никаких подсказок и «подталкиваний». Для деток постарше можно даже ввести запретна «контакт», «дотрагивания». Следующая команда - можно разойтись. И вновь перестроиться, когда скажет ведущий.

Примерные команды:

  • построиться в колонну по росту;
  • образовать круг;
  • построиться в шеренгу «через один»: девочка - мальчик - девочка - мальчик;
  • образовать треугольник и т. д.

Как привить ребенку уверенность в себе: игра «Трон умельца»

Игра «Трон умельца» – отличный способ, как поднять самооценку и уверенность ребенку младшего возраста. Поставьте посередине обычный стульчик и предложите малышам сыграть: «Сегодня каждый из вас сможет посидеть на «троне умельца». Когда кто-то сядет на трон, все должны вспомнить три дела, которые очень хорошо получаются у этого малыша». Пусть дети говорят по очереди. Такое упражнение во многих вселяет уверенность. Ведь ребенок чувствует себя настоящим умельцем, и даже не в одном, а в трех делах! Только это действительно должны быть дела, а не «красивое Платьице» или «кудрявые волосы». Если дети затрудняются, подскажите им.

Это могут быть:

  • пение: «Даша замечательно поет песню про елочку!»;
  • танцы: «Сережа сплясал на празднике танец медвежонка, все ему так хлопали!»;
  • физкультурные упражнения: «Игорек вчера на занятии прыгнул выше всех!»;
  • рисование: «На рисунке Анечки море получилось как настоящее!» - и другие занятия.

Да, и не забудьте предварительно вспомнить три умения самых робких и стеснительных ребят. Так как они «тихие», друзья могут не сразу сообразить, какие дела у них получаются очень хорошо. Тут-то и пригодятся ваши подсказки.

Как вырастить уверенного в себе ребенка: проигрывание ситуаций

Проигрывание различных ситуаций – ещё один отличный способ, как поднять уверенность в ребенке с самого раннего возраста. Играйте с малышом «в случаи». Их можно придумывать или брать из жизни вашей семьи, главное, чтобы ребенок мог в игре «становиться» кем-то из главных героев. Задача игры - научить малыша правильно вести себя в той или иной ситуации, находить выход из затруднительных положений. Вот примеры некоторых «случаев», а вы, конечно, можете предложить ребенку свои варианты игры.

  • В конкурсе стихов ты занял первое место, а твой друг не попал в число призеров. Он очень расстроился. Как ты мог бы его успокоить?
  • Ты вышел во двор, а там ребята играют в интересную игру. Как ты попросишь, чтобы тебя приняли? Представь, что ребята отказались тебя принять, что ты будешь делать?
  • Мама принесла три апельсина тебе и сестре (брату). Как ты их поделишь? Почему?

Как помочь ребенку стать уверенным в себе: говорите и слушайте

Чтобы придать ребенку уверенности в себе и своих силах как можно раньше, побольше говорите с ним и обязательно слушайте, что малыш говорит вам.

Говорите своему ребенку:

  1. Я люблю тебя.
  2. Люблю тебя, несмотря ни на что.
  3. Я люблю тебя, даже когда ты злишься на меня.
  4. Я люблю тебя, даже когда я злюсь на тебя.
  5. Я люблю тебя, даже когда ты далеко от меня. Моя любовь всегда с тобой.
  6. Если бы я могла выбрать любого ребенка на Земле, я бы все равно выбрала тебя.
  7. Люблю тебя как до луны, вокруг звезд и обратно.
  8. Спасибо.
  9. Мне понравилось сегодня с тобой играть.
  10. Мое любимое воспоминание за день, когда мы с тобой что-то делали вместе.

Слушайте:

  • Вашего ребенка в машине.
  • Что ваш ребенок рассказывает про свои игрушки, и подумайте, насколько это для него важно.
  • Вопрос, в котором ваш ребенок действительно нуждается в вашей помощи.
  • На одну секунду дольше, чем позволяет ваше терпение.
  • Чувства, которые стоят за словами вашего ребенка.

Как вселить уверенность в своего ребенка: рассказывайте и спрашивайте

Не знаете, как привить ребенку уверенность в себе? Рассказывайте и спрашивайте!

Рассказывайте:

  • Историю его рождения или усыновления.
  • О том, как вы «нежничали» с ним. когда он был маленький."
  • Историю о том, как вы выбирали ему имя.
  • О себе в его возрасте.
  • О том, как встретились его бабушки и дедушки.
  • Какие ваши любимые цвета.
  • Что иногда вам тоже сложно.
  • Что когда вы держите его за руку и сжимаете ее 3 раза, это секретный код, который означает «люблю тебя».
  • Какой у вас план.
  • Чем вы сейчас занимаетесь.

Спрашивайте:

  • Почему, ты думаешь, это случилось?
  • Как думаешь, что будет если…?
  • Как нам это выяснить?
  • О чем ты думаешь?
  • Какое у тебя самое приятное воспоминание за день?
  • Как думаешь, какое «оно» на вкус?

Как добавить уверенности ребенку: показывайте и находите время

Есть ещё несколько отличных способов, как ребенку внушить уверенность в себе и своих силах.

Показывайте:

  • Как сделать что-то, вместо того чтобы запрещать это делать.
  • Как свистеть в травинки.
  • Как тасовать карты, сделать веер/домик…
  • Как резать еду.
  • Как складывать белье.
  • Как искать информацию, когда вы не знаете ответа.
  • Привязанность к вашему супругу.
  • Что заботиться о себе, ухаживать за собой очень важно.

Находите время:

  • Чтобы понаблюдать за строительными площадками.
  • Чтобы посмотреть на птиц.
  • Чтобы ваш ребенок помог вам готовить.
  • Ходить в какие-то места вместе.
  • Копаться вместе в грязи.
  • Чтобы выполнять задания в темпе вашего ребенка.
  • Чтобы просто посидеть с вашим ребенком, пока он играет.

Как ещё можно ребенку внушить уверенность в себе

Чтобы ребенок обрел уверенность в собственных силах как можно раньше, обязательно радуйте малыша.

Порадуйте своего ребенка:

  • Сделайте сюрприз и уберите в его комнате.
  • Положите шоколад в блины.
  • Выложите еду или закуску в форме смайлика.
  • Сделайте какие-то звуковые эффекты, когда помогаете ему что-то делать.
  • Играйте с ним на полу.

Отпускайте:

  • Чувство вины.
  • Ваши мысли о том, как должно было быть.
  • Вашу потребность быть правым.

Отдавайте:

  • Смотрите на вашего ребенка добрыми глазами.
  • Улыбайтесь, когда ваш ребенок заходит в комнату.
  • Отвечайте взаимностью, когда ваш ребенок вас касается.
  • Настройте контакт, прежде чем что-то говорить (исправлять), чтобы ваш ребенок действительно вас услышал.
  • Давайте вашему ребенку возможность справиться со своим недовольством (гневом, злостью), прежде чем оказать ему помощь.
  • Делайте ванну в конце длинного дня.
  • Выберите сами ваш любимый способ быть добрым к вашему ребенку.

Статья прочитана 15 842 раз(a).