Дарственная надпись. Уместна ли на иконе дарственная надпись

Дарственная надпись сопровождает, как правило, любую новую книгу автора и адресована друзьям, родственникам или коллегам по цеху. Литературный мир как никакой другой богат преданиями о возникновении той или иной надписи и потому книги с автографами это уже не просто тиражные издания, это свидетели определенного этапа истории, маячки в море человеческих отношений.

Не стоит, однако, путать автограф автора и произведения.

  • Автограф автора – собственноручная его подпись, следующая сразу за дарственной надписью на книге.
  • Автограф произведения – собственноручная рукописная версия законченного произведения (романа, стихотворения, повести) или его части сопровождающаяся собственноручной подписью автора.

А еще дарственная надпись очень часто передает сиюминутное настроение автора. Чего стоит, например, такая надпись выполненная Михаилом Зощенко: «Сорок пять лет не добавляет мужчине ни ума, ни красоты». А ведь это была дарственная надпись на книге его юмористических рассказов.

Иногда некоторые автографы способны даже подарить немного жизни своему автору. Это происходит тогда, когда дата автографа, не вызывающего сомнений в подлинности, позже официально-признанной даты смерти его автора. Купить книгу с автографом - это отдать дань уважение автору, а так же приобрести редкий экземпляр, который возможно, будет только у вас!

Существует ряд мотивов купить книги с автографами автора и дарственными надписями:

  • Приобретение автографа родственниками автора.
  • Приобретение подарка человеку увлеченному творчеством автора.
  • Пополнение коллекции.

Купить книги с автографами автора и дарственные надписи на книге

У нас имеется большое количество книг с автографами и дарственными надписями авторов. Наличие того или иного автографа Вы всегда можете уточнить по телефону.

Надписываю книгу. Некий миг,
Когда на титуле своих же книг
Каракулями беглыми своими
Обозначаю место, дату, имя.
Не надпись, а рисунок. Не строка -
Стрела - ее метнула та рука,
Что, кстати, эту книгу написала.
Здесь автор и читатель - у начала
Стоят вдвоем, как у истока дней.
Писать легко, надписывать трудней.
Лев Озеров



«Открытие» первое
Есть понятие «автограф» , а есть - «инскрипт» . Автограф - это, с одной стороны, подлинная рукопись автора, с другой - собственноручная подпись. Когда сегодня говорят «автограф» имеют в виду именно второе значение слова и применяют его чаще всего к каким-либо знаменитостям: писателям, актерам, музыкантам, спортсменам и др. Именно их собственноручные подписи ценятся, есть даже люди, которые собирают автографы, такие своеобразные «охотники» за автографами знаменитостей. Однако, если дарственная надпись представляет собой не просто подпись, а некую фразу-посвящение, и оставлена она не на клочке бумаге, а на книге или каком-нибудь другом ценном предмете (картина, грампластинка и др.), то она уже называется инскрипт.

В случае с нашей библиотекой самым распространенным вариантом инскрипта является фраза: «Государственной универсальной научной библиотеке от автора» или «В дар от автора», но встречается и множество других интересных памятных надписей, адресованных библиотеке и будущим читателям книг.



Инскрипты из коллекции Краевушки: 1) Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края, читателем которой свыше 40 лет честь имею быть, с уважением и пожеланием новых достижений. Э.Прейсман; 2) Эта книга для того места, где я бывал, бываю и буду бывать часто и много. Спасибо вашему коллективу Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края. Вы молодцы, спасибо! 19.12.2013. И. Шеин; 3) Самой гостеприимной библиотеке от сочинителя. Желаю как можно больше читателей, въедливых, но аккуратных. С. Кузнечихин. 17.04.10. Красноярск; 4) Хозяйкам, хозяевам и гостям Краевой библиотеки - с наилучшими пожеланиями - автор А. Щербаков; 5) Буду рад, если наш многолетний труд о любимом городе будет востребован… 9.06.2011 г. А. Шемряков.

«Открытие» второе
Дарственные надписи на книгах очень редко становятся предметом внимания исследователей, как особый литературно-бытовой жанр со своей поэтикой, функцией и правилами. Интересным исключением является статья Абрама Рейтблата «К социологии инскрипта», опубликованная в его книге «Писать поперек: статьи по биографике, социологии и истории литературы» (Москва, 2014).
При всей теоретической малоизученности темы, можно найти множество статей о писательских автографах/инскриптах. В большинстве своем это своеобразные очерки, библиофильские эссе, вводные статьи к публикациям инскриптов. Подобные работы очень интересно читать, они пронизаны огромной любовью и уважением к книге и литературе в целом, но как писал в своей статье Л. Озеров - это «рабочие контуры возможного в дальнейшем исследования» .

Инскрипты нередко становятся отправной точкой для понимания культурных связей, взаимоотношений дарителя и одариваемого, дают дополнительную информацию о жизни того или иного писателя. Так, в прошлом году, мы обнаружили в своем фонде книгу Александра Шмакова «Петербургский изгнанник» с дарственной надписью: «Читателям Красноярской краевой библиотеки от земляка, ныне уральца. Ал. Шмаков. «Енисейские встречи 73» . Этот инскрипт «рассказал» нам о том, как книга попала в библиотеку и что ее автор имеет непосредственное отношение к нашему краю. Это позволило выявить еще одно пересечение имени Радищева с Красноярьем.

Также можно найти множество работ, рассказывающих о коллекциях книг с инскриптами, как частных, так и библиотечных. Кстати, наша библиотека не осталась в стороне, коллеги из отдела основного книгохранения в 2014 году стали авторами статьи «Росчерк в вечность »



Инскрипты из коллекции Краевушки: 1) Друзьям работникам библиотеки. Читайте, но не завидуйте, нечему. Простите за шутку. С уважением. июль-21-1969. М. Глозус; 2) Читателям Красноярской краевой библиотеки от земляка, ныне уральца. Ал. Шмаков. «Енисейские встречи 73»; 3) Дорогим друзьям: книголюбам-читателям Краевой библиотеки имени В. И. Ленина. С глубокой благодарностью за внимание. Ваш Иван Сибирцев. Ноябрь 1971 года; 4) Петру Степановичу Трофимову в память о встрече по возвращении с фронта. И. Ерошин. 1.09.1945 г.

Знакомясь с литературой по теме, я обнаружила интересные, очень образные высказывания об автографах, некоторые из которых привожу далее:

Лев Озеров (поэт): «Дело, оказывается, серьезное - надписать книгу. Не торопитесь, подумайте, делайте это от души. Или вовсе не делайте. Надпись - личная историческая зарубка на книге. Ваша записка, положенная в бутыль, которую волны времени вручат вашим потомкам. По надписи на книге будут судить о вашем творческом поведении с тою же строгостью, как и о самом творчестве. Ваш запоздалый комментарий или ваше запоздалое сожаление не будут приняты во внимание. Вас не будет, а книга останется» (из сб. «Встречи с книгой», Москва, 1979)

Анатолий Марков (библиофил): «… дарственные строки, оставленные авторами много лет тому назад, подобны свету далеких звезд… Хочется подолгу пристально всматриваться в заветные, теплые слова порой заметно выцветших автографов - здесь все вызывает интерес: кем и кому, где и когда, а порой и в связи с каким обстоятельством подарена книга <…> Книги, на страницах которых в давно минувшие годы оставили дарительные строки писатели, поэты, композиторы, художники и артисты, подчас вызывают ощущение, что они до сих пор хранят тепло их рук!» (из кн. «Магия старой книги», Москва, 2004)

Ольга Голубева (библиотекарь): «Если книга своего рода свидетель эпохи, то автографы на них - микрописьма, обращенные к друзьям и знакомым» (из кн. «В мире книжных сокровищ», Ленинград, 1988)



Инскрипты В.П.Астафьева: 1) В. Астафьев. 13 декабря 1986 г. Красноярск; 2) Украл, не украл какая разница - все равно честным покойником будешь! (мудрость сибирского чудака) В.Астафьев; 3) Хочу верить пока живо слово, будет жив и город моего детства, может радость выхода этой книги подарит надежду всем русским людям, а нам, игарчанам в первую голову. В. Астафьев. 14 февраля 1998 г., Красноярск.

«Открытие» третье
Оказывается, правил нет. Несмотря на то, что обычай оставлять на книгах оригинальные дарственные надписи появился давным-давно, определенного этикета не выработано. Инскрипт ставится на свободном от текста и изображений месте, может содержать краткий или многословный текст в прозе или стихах, рисунки. А вот какая часть книги станет местом памятного росчерк - решать автору. Даже известнейшие писатели очень по-разному подходили к этому вопросу. В книге «Автографы поэтов серебряного века» (Москва, 1995) факсимильно воспроизведено 397 автографов различных авторов, среди которых А. Ахматова, А. Блок, К. Бальмонт, В. Брюсов, С. Есенин, И. Северянин, В. Маяковский и др. Так вот, их инскрипты располагаются как на титульных листах книг, так и на форзацах, шмуцтитулах, обороте шмуцтитулов, авантитулах, обороте авантитулов, чистых листах перед титульным и даже на обложке, 1-й странице или произвольно на какой-нибудь другой странице.

Получается, отвечая на свой собственный вопрос, я должна сделать вывод о правильности всех возможных вариантов постановки инскриптов. Признаю! Правы все! Но именно в этот момент во мне «просыпается» библиотекарь.

Часто, будучи совершенно логичной с точки зрения автора, дарственная надпись может оказаться совершенно «неудобной» для библиотекаря. Почему, спросите вы? Но ведь в библиотеке книги не лежат на месте - их читают, используют в выставочной деятельности. В последнем случае книгам с автографами уделяется более пристальное внимание, нередко они выступают в роли своеобразных акцентов книжных экспозиций. И вот, допустим, у нас есть интересный инскрипт, который очень хочется показать, и расположен он на форзаце. В этом случае открытая на месте дарственной надписи книга совершенно ничего не расскажет посетителю выставки, ведь подпись автора не всегда читаема и узнаваема. Для того, чтобы понять, чей росчерк мы видим, что за книга перед нами, необходимо заглянуть на титульный лист или обложку. Таких проблем не возникнет, если автограф/инскрипт изначально будет поставлен на титульном листе, тогда сразу становится понятно кто, кому, в честь чего, а, зачастую, и когда преподнес презент. Еще один момент - книги не вечны. Активно читаемые книги рано или поздно приходят в такое состояние, когда им становится необходим ремонт/переплет. Во многих случаях при переплете, особенно когда в результате использования оторвался основной блок книги от обложки, требуется полная замена форзаца. А что делать, если именно на форзаце автором оставлена дарственная надпись? Это опять та ситуация, когда сложностей бы не возникло, если бы автограф был поставлен на титульном листе.

Конечно, это субъективное мнение одного библиотекаря, с ним можно не согласиться, но, думаю, своя правда в изложенном выше есть.



Инскрипты из книжной коллекции «Библиотека М. Успенского»: 1) Милый Миша, скажу честно - ты, конечно, гений. Но не уезжай от нас к москалям или даже атлантам, которые держат небо, - в Питер… Роман Солнцев; 2)Прекрасному писателю и мудрейшему из всех моих собратьев по перу и по пирам - Мише Успенскому от автора - Э. Русаков. Декабрь 95. С Новым годом, Миша и Нэля! Э.Р.; 3) Михаилу Успенскому с огромной радостью, что могу подарить лично. 6.03.09. М.Стрельцов.

P.S.: если вам когда-нибудь захочется подержать в руках, почитать книги с автографами/инскриптами писателей, приходите к нам в библиотеку! Издания с автографами доступны всем читателям, информация о них сосредоточена в Электронном каталоге . Просто обратите внимание на развернутое описание книг, там будет пометка «Есть автограф».
Для поиска книг с автографом какого-либо конкретного писателя необходимо воспользоваться расширенным вариантом поиска в ЭК. В поле поиска выбрать «Автограф», а в качестве искомой фразы набрать фамилию писателя, чей автограф вам бы хотелось найти. Дальше нажать на «Поиск».

Продолжая начатую тему дарственных надписей в книгах, нельзя обойти вниманием строки о Любви. Это вам не сиюминутное "За активную пропагандистскую работу от Профкома". Это, что называется, вне времени.
Можно предположить, что первому дарителю было не просто добиться взаимности. Как-то формально он подошел к посланию - взял три слова из названия книги и дописал ещё три слова от себя: "От всего сердца моей любимой Ниночке. 1 мая 1951 года. г. Кировск (Омский)". Очевидно и книга была выбрана в качестве подарка исключительно из-за удачного названия. Глядя на дату подношения, можно предположить, что Ниночка получила подарок в День международной солидарности трудящихся. Праздником Весны и Труда он стал много позже. Демонстрация. Красные флажки. Аккордеон. Улыбки.


Следующая дарственная лично мне очень нравится. Как мало слов и как много скрыто за ними!
В книге «Семь вершин» 1961 года издания (сборник рассказов и стихов тувинских писателей) есть следующая замечательная надпись: «Дорогая Галочка, ты согревала эти вершины. Марк».
Согласитесь, красиво! Где теперь эта Галочка и этот Марк?

И, наконец, самая оригинальная надпись. Настоящие романтики, если не поют под окном серенады, то уж посвящения всегда складывют в стихах!

В роскошном фотоалбоме «Хива», изданном в 1973 году, инкогнито оставил следующие строки:
«Всей земной красотой окрыленный
Рвусь я к ветру и к звездам с любимой моей.
… это от того, что я мечтаю
о весне и половодье рек,
это от того, что ты такая -
самый милый в мире человек.
Я волшебной утвердил бы властью
царство весен, света и стихов
чтоб была прекрасной Людочка от счастья
каждый день с 0 до 24 часов»


Написала я сыновьям в подарок именные иконы. А поскольку сейчас они далеко от меня, то захотелось сделать на них дарственные надписи, а уместно ли это, не картина ведь? Оказалось, очень даже уместно.

Именная икона — икона тезоименитого святого покровителя, чьим именем священник нарекает человека во время таинства крещения. Традиционно считается, что каждому православному человеку необходимо иметь икону с изображением святого, в честь которого он получил свое имя. Именная икона помогала человеку в течение всей его жизни, перед именной иконой просил он утешения в печали и помощи в тяжелый час, а начиная важное дело, перед ней, обращался за благословлением.

Пишут икону строго в определенной последовательности: сначала элементы пейзажа, если таковой имеется в сюжете, одежду, какие-то предметы, а потом приступают к написанию лика святого. В завершение наносят обозначения имени святого . Эта обязательная надпись — своего рода освящение иконы. В древности икона считалась законченной лишь тогда, когда была поименована: в духовном смысле это означает соединение имени и образа. Надписи на иконах - знаки святости, славы и Божественной тайны.

На протяжении многих веков специального чина освящения икон не существовало. Икона создавалась в Церкви, была с ней неразрывна и признавалась святой своим соответствием иконописному канону, то есть своду правил, согласно которым определяется подлинность священного изображения.


Согласно канонам расписывали все - начиная с сюжетов, основы, состава красок, композиции, пространственного решения и сочетания цветов. Всякое отклонение от канонов считалось грехом, сопоставимым с искажением текста в книгах Библии. Запрет на подпись иконы именем мастера служил для полной идентификации иконы только с именем Бога или святого. Каноны определяли икону как анонимное искусство, где талант художника являлся только средством или умением, ниспосланным Святым Духом.


Современный чин освящения икон возник в эпоху оскудения православного иконописания, во время заимствований из светской живописи, которые вносились в православную икону, так что для подтверждения святости изображаемого такие иконы стали освящать. Собственно данный чин можно понимать как свидетельство Церкви о подлинности иконы, что изображен именно тот, кто надписан. Ведь никакой священник не станет освящать сомнительное изображение.


Если надпись на иконе является обязательным атрибутом, то подпись на тыльной (обратной) стороне - большая редкость, это скорее исключение из общего характерного молчания иконы. Чаще всего эти надписи были лаконичными, краткими. Они сообщали дату создания икон, форму заказа на написание, храмы, куда предназначались. Но встречались и очень подробные. Вот например : «Сия святая икона написана и освящена на Святой Афонской Горе в скиту святого пророка Илии и посылается в дар и благословение в царствующий град Москву в храм Богоявления, что на Елоховом поле. В незабвенную память двухмесячного пребывания в оном храме чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Млекопитательница», принадлежащей вышесказанному скиту в бытность настоятеля архимандрита Гавриила. 1894 год» .

Интересные надписи на иконах из частных коллекций, а так же из фондов антикварных магазинов я нашла . На их основе сочинила и свои. Иконы я пишу уже не впервые, но только эти решилась освятить в церкви. Все прошло хорошо и мои переживания оказались напрасны.