Богатство. Что такое богатство

Богатство человека проявляется в самых разных вещах – дорогая машина, хороший дом, солидный счет в банке… Сегодня мы будем привлекать все эти атрибуты в свою жизнь с помощью секрета магии денег!

На прошлом уроке мы говорили о технике привлечения больших денег¹. Сегодня мы продолжим этот разговор. Вы узнаете, что еще необходимо делать, когда вы находитесь в медитативном состоянии обладания большими деньгами.

Мысленно совершайте дорогие покупки!

Сразу после того, как ваши деньги пересчитаны, не выходя из состояния обладания крупной суммой денег, идем мысленно совершать дорогие покупки – покупаем автомобиль, квартиру и все, на что вы запланировали потратить большие деньги.

Богатство человека заключается в том, что он может позволить себе купить то, что хочет иметь. Так позвольте себе быть богатым человеком!

Это всегда работает! После такого действия, как правило, происходит прорыв!

Часть денег можно мысленно положить в банк под проценты, чтобы не было нужды работать. Оставшуюся часть денег тратим согласно нашему списку, составленному на первом шаге нашей работы.

В своем воображении мы покупаем именно те вещи, которые запланировали купить.

Богатство человека – это, прежде всего, комфортные условия жизни!

Поэтому начинаем с крупных покупок. Например, приобретаем комфортный домик где-нибудь на природе или покупаем автомобиль, качественный, дорогой и престижный.

Затем начинаем совершать более мелкие покупки, пока весь набор для счастливой жизни не будет “укомплектован”. Визуализируем² весь процесс очень ярко! Подключаем к воображению все чувства и эмоции.

Установка: деньги, процветание получаю теперь постоянно. 10 миллионов для меня маленькая сумма.

Помните, самое главное - это выработать чувство обладания этими вещами и благами. Именно в этом заключается магия денег!

Настоящее богатство человека – это состояние его сознания. Тот, кто живет с чувством обладания дорогими вещами большими деньгами, всегда будет богат, потому что он к этому привык и не может жить иначе!

Когда вы покупаете авто, почувствуйте, как садитесь в свою новую машину. Почувствуйте мягкий руль в своих руках. Почувствуйте, как сидите на удобном сидении автомобиля, как заводите двигатель и едете. Почувствуйте, как вы нажимаете на педаль газа своими воображаемыми ногами.

Точно также поступайте и с домом. А если вы запланировали отправиться в путешествие, то визуализируйте это как можно ярче и образнее.

Установка: теперь все кошельки, шкафы, ящики, карманы, сумки забиты свежими купюрами, я утопаю в деньгах.

Наслаждайтесь и смакуйте удовольствие от покупок. Чувствуйте, что уже обладаете всем этим! Наслаждайтесь своими покупками, представляйте себя в окружении своих новых вещей или в новой обстановке. Почувствуйте свою безграничную удачу.

Помните: “Что внутри нас, то и снаружи!”

Теперь от всего сердца поблагодарите Вселенную за то, что она дала вам возможность обладать всеми этими благами и постепенно выйдите из этого состояния.

Если вы все проделаете в должном состоянии, результат не заставит себя ждать – желаемое материализуется в вашей жизни. Входить в образ богатого человека нужно ежедневно, вплоть до достижения цели. Такая работа гарантированно принесет вам результат.

Что такое богатство, как вы считаете? Какой смысл несёт в себе данное слово? Для некоторых людей это слово связано с наличием денежного и материального достатка. Для другой категории людей богатство связано с духовным развитием. Не секрет, что часто человек может быть состоятелен в материальном плане, но находиться на низком уровне духовного развития. Такого вряд ли можно назвать богатым. Так же я встречала в своей жизни духовных людей, которые в материальном плане были не совсем обеспечены. На мой взгляд, стать по-настоящему богатым, значит стать самодостаточным как в духовной, так и в материальной сфере.

Если рассматривать этимологическую картину происхождения слова Богатство, то видим, что в основе лежит слово Бог, а так как человек создан по образу и подобию Бога, отсюда вытекает следствие, что человек просто обязан быть богатым, здоровыми счастливым, самореализованным и самодостаточным. Данные состояния являются естественными состояниями Человека. Человек должен быть подобным Богу, стать Богом. Реализовать в себе все Божественные способности. Не только в сфере материальной (я имею в виду наличие достаточного количества денег), но и в других жизненно важных сферах. Быть здоровым – это тоже богатство. Иметь гармоничные взаимоотношения, как с собой, так и с окружающими людьми. Иметь благополучную семью. Своё собственное благоприятное пространство, свой дом. Наличие любимого дела, которое приносит материальный доход и наслаждение. Понятно, что, только достигнув гармонии во всех данных сферах жизни, человек может стать Богом, а значит, и богатым. Нельзя развиваться только духовно или стремиться только к материальным благам. Необходима золотая середина: найти реализацию самого себя как в духовном, так и в материальном плане. И это является основой счастливой, полноценной жизни. Материальное и духовное – это две части одного целого. Одно обязательно связано с другим. И наша задача – реализовать все формы богатства, как материальное, так и духовное. Мы сможем это сделать, если обратимся к нашей внутренней и Божественной сути. Ведь дело не в наличии богатства или в его отсутствии, а в самом человеке.

В подтверждение этих слов хочу привести одну притчу:

Как-то один из знатных людей обратился к мудрецу с вопросом:

- Скажи, уважаемый, раз ты такой умный, почему же ты не богатый?

На что мудрец, обратившись к его расшитому золотом дорогому кафтану, ответил:

Видишь ли, уважаемый кафтан, богатство мое внутри, а не снаружи. Ведь когда твой хозяин засыпает, он не берет с собой ни тебя, ни своих слуг, ни золото, ни чего-либо другого. И если ему приснится тигр, бегущий за ним, то ему придется в страхе убегать от тигра, а не звать на помощь слуг. Спасет его во сне от тигра лишь умение быстро бегать. Если же ему приснится, что он замерзает в лютый мороз, он будет трястись от холода и не сможет взять и укрыться тобою – теплым кафтаном. Его спасет от холода лишь умение разжигать огонь. ИСТИННОЕ БОГАТСТВО – ЭТО НАШИ СПОСОБНОСТИ! ОНИ ВНУТРИ, А СНАРУЖИ ЛИШЬ ТОЛЬКО ИХ ПРОЯВЛЕНИЕ.

Богач, изумленный тем, что мудрец говорит с его кафтаном, а не с ним, воскликнул:

- Да ты безумен! Как можно говорить с моим кафтаном и не видеть меня – его хозяина!

На что мудрец, улыбнувшись, сказал:

-Вот так и большинство людей. Они говорят с телами и не видят тех, кто является их хозяевами.

Богатство – это неотъемлемая часть человека, это его суть. Можно ли допустить, что Бог беден и несчастен? Нет. А все мы БОГИ по своей сути. Вопрос только в том, что мешает нам проявить себя Богом, раскрыть свое богатство в жизни. Поэтому истинно богатый – это человек, раскрывший в себе Бога! И чтобы богатство реализовалось в полной мере, важно, чтобы ваши личные желания совпадали со стремлениями души. Тогда вы становитесь творцом, волшебником.

Каждый человек – Бог. Бог своего мира, который он сотворил. Богатство – это проявление гармонии в жизни.

Первый шаг на пути к БОГатству – это осознание, что вы уже БОГаты, здесь и сейчас. Я от всей души желаю вам осознать данный факт и принять его. Сделайте свой выбор. Для начала примите с благодарностью нынешний уровень благосостояния и осознайте свое божественное происхождение. И двигайтесь дальше. А в помощь вам я предлагаю замечательную медитацию Брайана де Флорес «Активация денежного древа жизни» в переводе Алёны Старовойтовой. Будьте богатыми и счастливыми!

Определение термина «богатство» во многом зависит от оценочных суждений людей в тот или иной временной период. Отчасти это нормативная категория и вне воззрений человека о ценности какого-либо блага не существует.

Что же такое богатство?

В словаре можно отыскать следующие определение богатства – обладание материальными и нематериальными благами (недвижимостью, личным имуществом, деньгами, средствами производства). В социологиивстречается такое определение: богатство – наличие у человека значительных ценностей по отношению к другим людям. Существует даже официальное определение богатства ООН – это мера в денежном эквиваленте, включающая в себя сумму человеческих (навыки и образование), физических (оборудование, здания, ) и естественных активов (полезные ископаемые, топливо, земля, леса). Экономическая теория несколько по-иному определяет богатство – разница между пассивами и активами на текущий момент времени.

Экономисты классической школы первыми начали изучать термин богатства и способы его накопления. Адамом Смитом была создана теория о природе капитала и методах его умножения.


Продолжил развитие взглядов Смита Давид Рикардо, который прибавил к существующей теории дополнения о международной торговле и земельной ренте. Томас Мальтус первым указал на стремительный рост населения, как на угрозу благосостоянию страны в целом. Углубил концепции своих предшественников Джон Стюарт Милль, который дал обоснование наличие свободного рынка, как необходимую составляющую экономического роста и увеличения благосостояния людей и общества в целом.

Различные определения богатства утверждались разными людьми и в разнообразных контекстах. Фактически понятие богатства – это нормативный процесс с совершенно различными этическими значениями.

Способы достижения богатства

Достичь необходимого уровня благосостояния можно различными способами. Например, полезные ископаемые принадлежат в целом государству, но отдельные месторождения ископаемых находятся в собственности конкретных лиц. Государство богато практическими всеми видами естественных богатств. Владельцы частных компаний распоряжаются ресурсами страны, это их прекрасно материально обеспечивает.

Если рассматривать богатство, как форму деятельности, то это означает, что его возможно достигнуть, занимаясь той или иной деятельностью. Даже если занятие интересно лишь тому, кто им занимается и окружающие считают его немного странным, но вполне возможно, что человек реализует себя на 100%, так как он этого желает. Его тоже можно считать богатым, он счастлив и считает себя вполне состоявшимся.

Вывод напрашивается сам собой, в действительности богат только тот человек, который может себе позволить жить той жизнью, которой захочет. Эта жизнь может быть, и не связана с кругленькими суммами на банковских счетах, однако богатство его жизни состоит в том изобилии, которое он себе представляет. Возможно, он и не попадет в списки известных миллионеров, но это не помешает ему наслаждаться богатством собственной жизни.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Внимательные читатели Священного Писания подсчитали, что в Библии менее 500 стихов о вере, около 500 стихов о молитве и более 2000 - о . Каждый седьмой стих Нового Завета говорит о деньгах или имуществе. Среди главных тем Притч Соломона и книги Екклесиаст - вопрос о том, как зависит благополучие человека от его благосостояния. Почти 15% из того, чему учил Иисус Христос, так или иначе связано с деньгами и имуществом. Бесед о собственности у Господа больше, чем описаний рая и ада вместе взятых.

Защищал ли Иисус богатых? Или Он призывал к полной нищете? В настоящее время можно встретить два противоположных решения: от теологии процветания богатых как «Богом благословенных» до призыва к полной нищете, ибо только «таковых есть Царство Небесное». Мы же рассмотрим ту мысль, что Бог, давая кому-то на земле, не только намекает на высшее небесное благо, но и, испытывая отдельные личности преизбытком благ, дает им шанс приобрести добродетели.

Богатство как дар праведнику в Ветхом Завете

Слово «богатеть», «обогащать» в Ветхом Завете передается еврейским глаголом ошер (עֹשֶׁר) или греческим плутидзо (πλουτίζω - см.: Быт. 14: 23; Пс. 64: 10; Притч 10: 4, 22) . Это же греческое слово характерно и для Нового Завета (см.: 1 Кор.1: 5; 2 Кор. 6: 10, 9: 11). При этом греческое слово плутос (πλοῦτος) может обозначать в русских переводах Библии некое материальное благосостояние, избыток денег или благ, но почти не обозначает имущество в нейтральном смысле слова . Колорит повествований усиливается с присоединением указания на «множество»: «множество богатства» (Пс. 52: 7), богатство «умножается» или его «умножают» (Пс. 62: 10; 73: 12). Итак, словом «богатство» в Библии описывается некое изобилие, преизбыток «нормы» материального благополучия.

Источник богатств - Бог. Богу принадлежит богатство и слава (см.: 3 Цар.3: 13; 1 Пар. 29: 12), Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает (см.: 1 Цар. 2: 7), отнимает имущество у одних и передает другим (см.: Быт. 31: 16). Господня - земля и всё, что ее наполняет (см.: Пс. 23: 1; 1 Кор. 10: 26, 28).

По отношению к людям слово « » нередко стоит в одном ряду со «славой» , «обилием» , «мудростью» , «почетом» и даже «жизнью». «За смирением следует страх Господень, и богатство, и почет, и жизнь», - сказано в одной из Притч (Притч. 22: 4).

Земное богатство - это изобилие денег, славы, детей или друзей. может измеряться объемом собственности, количеством зданий, площадью земли (см.: Ис. 5: 8-10), количеством скота (см.: 1 Цар. 25: 2, 3) или рабов (см.: 1 Цар. 8: 11-18). Богатство может быть наградой человеку за его труды: «От ленивых рук - разорение, а от прилежных - богатство» (Притч. 10: 4); «Если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий » (Еккл. 5: 19).

Но тот же Екклесиаст, написавший эти слова, скорбит о том, что не всегда богатство достается людям разумным (см.: Еккл. 9: 11). Богатый человек, у которого нет ни сына, ни брата, не радуется нажитому добру (см.: Еккл. 4: 8; 5: 13). Богатство даже может пойти человеку во вред (см.: Еккл. 5: 12). «Блажен муж, который боится Господа, - в доме его будет обилие и богатство», - пишет Давид (Пс. 112: 1-3). Но пьяница - не разбогатеет (см.: Притч. 21: 17); «кто полагается на свое богатство - падет» (Притч. 11: 28); человек, надеющийся на богатство свое , а не на Божию силу, потеряет и жилище, и корень на земле живых (см.: Пс. 52: 7).

Поэтому благоразумен тот, кто ищет не богатство, но - доброе имя (см.: Притч. 22: 1), кто знает, когда остановиться в погоне за богатством (см.: Притч. 32: 4). И в то же время просит Бога, чтобы ему не страдать от нищеты: «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне… нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: “кто Господь?” - и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч. 30: 7-9).

На границе Ветхого и Нового Заветов богатство не считалось исключительным благом, но в то же время идея блаженства нищих - была для иудеев далека.

«Горе богатым» в Новом Завете

В Новом Завете слово «богатство» как будто меняет свой оттенок. Вместо теологии «процветания» на первый план выставляются негативные последствия от влияния богатства на личность: богатство может обольстить (см.: Мф. 13: 22; Мк. 4: 14); оно является тернием и не дает возможность слову Божию укорениться в сердце человека (см.: Лк. 8: 14).

Новый Завет, как и Ветхий, также проповедует о том, что у Бога - богатство «благодати» (χάριτος - см.: Еф. 1: 7), «благости» (χρηστότητος - см.: Рим. 2: 4), «славы» (τῆς δόξης - см.: Рим. 9: 23; Еф. 3: 16); «бездна богатства, премудрости и ведения» (Рим. 11: 33).

Однако в Новом Завете меняется представление о том, что именно является посылаемым Богом богатством. У Бога есть не просто богатство и слава, но богатство той тайны, что «Христос живет в нас» (см.: Кол. 1: 27).

Апостол Павел подвизается за верных Лаодикии, чтобы их сердца были соединены в для «богатства совершенного понимания, в познание тайны Божией, которая есть Христос» (Кол. 2: 2). У христиан «богатство славного наследия Его [Бога] для святых» (Еф. 1: 18). Потому апостол языков заповедует Тимофею: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали [о] [себе] и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения» (1 Тим. 6: 17). Только Агнец-Христос, по Откровению Иоанна, достоин «принять силу и богатство, премудрость и крепость, честь и славу, благословение» (Откр. 5: 12). Посему подлинным богатством для людей, живущих на земле, являются только те сокровища, которые собираются для Царства Христова.

Итак, надо всё продать и стать нищим?

Значит ли это то, что мы все без исключения должны, как богатый юноша, продать свое имущество и начать жить в христианских коммунах? Жизнь Древней Церкви, следуя книге Деяний, показала, что такие эксперименты далеко не всегда удачны (см.: Деян. 2: 44; 4: 32; 6: 1). Давайте посмотрим на этот вопрос с другой стороны.

В Священном Писании много говорится о материальном богатстве и ясно дается понять, что «жизнь человека не зависит от изобилия его имущества» (Лк 12: 15). Очевидно, что всем богатством владеет Бог, Он является создателем и владельцем всего, что существует (см.: Пс. 50: 10-12).

В Ветхом Завете богатство было знаком Божией благосклонности к человеку (см.: Пс. 112: 3), благословением (см.: Быт. 24: 35). Бог давал силу приобретать богатство (см.: Втор. 8: 18). Как благочестие, так и богатство были присущи праведному Иову (см.: Иов 1: 1-3). Соломон был очень богат, Бог даровал ему «богатство, имущество и славу», потому что Соломон просил мудрости и проницательности в управлении Божиим народом, а не личных материальных благ (см.: 3 Цар. 3: 10-13; 2 Пар. 1: 11-12).

Конечно, далеко не все богачи были хорошими людьми. Навал был «очень богат», но он был грубым и жестоким, скупым и злым (см.: 1 Цар. 25: 1-38). Зажиточный Тирский царь был объектом Божиего суда (см.: Иез. 28), и многие другие правители мира попали под то же осуждение. В книге пророка Исаии пророчество о Мессии даже связывает богатых с нечестивыми: «Со злодеями он похоронен, рядом с богатым могила его, - хотя не совершал он преступлений, и в устах его не было лжи» (Ис. 53: 9).

И в Новом Завете безумными являются , построивший житницы на многие годы (см.: Лк. 12: 16-21); богач, любивший блистательно пировать и не замечавший нищего Лазаря (см.: Лк. 16: 19-31). Богатые осуждаются за жадность и угнетение своих работников (см.: Иак. 5: 1-6). В Евангелии от Луки горе возносится тем, кто уже получил на земле утешение, подавленным житейскими наслаждениями и заботами, у которых нет времени прийти на брачный пир Отца и Сына (см.: Лк. 6: 24; 8: 14 и др.).

Но не все богатые были плохими. Иисус был похоронен в гробнице богатого Иосифа из Аримафеи (см.: Мф. 27: 57). Никодим, один «из начальников Иудейских» (3: 1), щедро раскошелился на состав из смирны и алое для погребения Иисуса (см.: Ин. 19: 39). Целый ряд женщин постоянно служили Господу своим имением (см.: Лк. 8: 1-3). Не говоря уже о том, что в притчах Иисуса Бог дает людям таланты и мины для умножения (см.: Мф. 25: 14-30; Лк. 19: 11-26), поставляет над всем имением тех благоразумных домоправителей, которые своевременно раздают слугам хлеб (см.: Мф. 24: 45-47; Лк. 12: 44). Большие и малые денежные жертвы позволяют содержать храм и всё нужное для богослужений (см.: Лк. 21: 1-4).

Если бы Бог не установил границы собственности для людей, бессмысленной была бы десятая заповедь Моисея, запрещающая посягать на чужое имущество.

Следовательно, говоря современным юридическим языком, проблема не во владении собственностью, а в умелом ею распоряжении. Грешно быть не богатым, но надеющимся на богатство (см.: Мк. 10: 24), не воздающим славу Богу, предпочитающим служение маммоне (см.: Мф. 6: 24). Горе не просто богатому, но пресыщенному ныне, ленивому и лукавому , пьянице , ведущему распутный образ жизни , злому и скупому, жестокому, тому, кто не платит работникам своевременно зарплату и душит должников за несвоевременное возвращение кредитов (ср.: Мф. 18: 30). Горе тому, кто грубо обижает нищих и за счет них умножает свое богатство (Притч. 18: 23; 22: 16).

Итак, корень всех зол - не деньги, а сребролюбие, предавшись которому, некоторые уклоняются от веры (см.: 1 Тим. 6: 10), поскольку (см.: Кол. 3: 5).

Может ли богатство быть добродетелью?

Екклесиаст вздыхал: когда «умножается имущество, умножаются и потребляющие его» (Еккл. 5: 10). Экономисты ХХI века любят шутить: «увеличение доходов ведет к увеличению потребностей».

Действительно, чем больше у человека появляется денег, тем больше желаний эти на что-то потратить: квартира, мебель, хороший отдых… Список длинный. Воображение быстро рисует как минимум тысячу различных удовольствий. Это относится не только к людям состоятельным, но заметно и у бедных, доходность которых на какое-то мгновение превысила соразмерную им планку. Вспомним сказку Пушкина о рыбаке и золотой рыбке.

В поучениях отцов-пустынников древности можно найти целый ряд историй о том, что у монахов не было проблем с духовным ростом, пока они не находили какие-то сокровища. Движимые изначально благими целями, миссионерскими например, не всякие из них могли умело деньгами распорядиться. Некоторые начинали тратить на себя, на роскошь, изысканное питание и отдых, а затем духовно погибали.

То же можно сказать и о церковнослужителях, которые в погоне за меценатами в дорогих одеждах с золотыми перстнями совершали грех лицеприятия, забывая о том, что именно богатые нередко позорят христианское имя, притесняя бедных и ведя с ними судебные тяжбы (см.: Иак. 2: 2-7).

В Евангельском благовестии, как и в Ветхом Завете, постоянно подчеркивается, что праведник не должен гнаться за богатством. «Лучше бедняк, что живет непорочно, чем богач, чьи пути превратны», - писал автор Притч (Притч. 28: 6). Не заботьтесь, «что нам есть? или что пить? или во что одеться?» (Мф. 6: 31), ибо «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 15: 15); «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16: 26; ср.: Пс. 48: 7-14), - постоянно говорил Христос.

Но если Бог богатство уже дал, как дар или талант, значит, им надо распорядиться благоразумно, не закапывая его в землю.

Это касается семьи. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8).

Это касается взаимопомощи. Для апостола Павла христиане тем отличаются от других людей, что посреди множества суровых испытаний они переполнены радостью и «при крайней - без меры богаты щедростью» (2 Кор. 8: 2). «При сем скажу, - писал апостол, - кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9: 6-7).

Это касается и храмового богослужения. Более того, и здесь для каждого своя мера. От вдовицы Христос ожидает две лепты, в то время как от богатых - сообразно степени их достатка (см.: Лк. 21: 4).

Щедрость для богатых и бедных - особая добродетель, убивающая пристрастие к богатству. Богатые способны дать работу трудящимся, через богатых - Бог дает бедным хлеб. Щедрость принесла спасение всей семье Закхея (см.: Лк. 19: 9); малоимущие благодарят Бога за то, что Он посылает им помощь богатых (см.: 2 Кор. 9: 8-11). « бедному дает взаймы Господу; и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч. 19: 17). Щедрость освящает имеющего деньги, а жадность оскверняет и бедного.

По Клименту Александрийскому, можно выделить три степени щедрости: первая - давать только определенным категориям просителей (один из «малых сих», пророк или праведник - см.: Мф. 18: 10; 10: 41-42); вторая - давать всякому без различия («всякому просящему у тебя давай» - Лк. 6: 30); третья - самому выискивать нуждающихся и организовывать дела («приобретайте себе друзей богатством неправедным» - Лк. 16: 9).

«Посему, кто владеет собственностью, - замечает Климент Александрийский, - и золотом, и серебром, и домами, - как даром Божиим, и своими богатствами подателю всех благ Богу служит ко спасению душ, и кто знает, что этим он владеет более из-за собратий, нежели ради себя, кто господином состоит над своей собственностью, а не рабом ее… и постоянно занят какими-нибудь добрыми и Божественными делами. А если должен бывает этих вещей лишиться, то со спокойным духом и равнодушно расстается с ними, подобно тому как хладнокровен он был и к обладанию ими, того прославляет Господь как блаженного и называет нищим в духе (Мф. 5: 3), достойным наследником Царства Небесного».

Итак, богатство само по себе не грех и не добродетель. - это не норма дохода на душу населения, а - превышение, преизбыток благ по отношению к одному отдельно взятому лицу и привычному именно для него уровню жизни. Бог, повышая уровень благополучия, фактически ввергает человека в испытание. Благоразумный, правильно распорядившийся своим избытком - получит награду, а нерадивый - потеряет и то, что думает иметь.

Как-то раз обсуждали с сотрудниками эту тему. Все началось с того, как одна девушка, тяжело вздохнув, сказала: “Как ему повезло- он такой богатый!”.
Разгорелась дискуссия на тему «а что такое богатство , что значит быть богатым?»

Варианты ответов были самые разные: богатство- это когда много денег, это когда едешь в Прагу на выходные и т.д…

Так давайте разберемся, что такое богатство.
Википедия сообщает:

Богатство - изобилие у человека или общества материальных и нематериальных ценностей, таких, как деньги, средства производства, недвижимость или личное имущество. К богатству можно также отнести доступ к здравоохранению, образованию и культуре. В социологии богатым считается тот человек, который обладает значительными ценностями по отношению к другим членам общества. В экономике богатство определяется как разница между активами и пассивами на данный момент времени.

Обратимся также к школьному этимологическому словарю:

БОГАТЫЙ. Общеслав. Суф. производное от богъ “богатство, имущество, доля” (ср. счастья-доли мне нет). Структурно точно соответствует лат. fortunatus “богатый” (от fortuna “богатство, счастье, судьба”).

Мы очень часто можем встретить людей, которые будут рассуждать о богатстве целыми часами. Тем не менее, в случае, если мы попросим их дать описание богатству, то они встанут в тупик. На казалось бы легкий вопрос: «Что такое богатство?» ответить не так уж легко.

Если посмотреть в толковый словарь, то можно прочитать разные толкования этого слова. Так, В.И.Даль объясняет , как

множество, обилие, изобилие, избыток, излишество.

В словаре С.И.Ожегова трактовка несколько иная:

«Богатство – обилие материальных ценностей, денег».

Мы привыкли считать, что богатство – это неограниченное число денег и материальных благ. Богатый человек имеет все возможности, чтобы тратить деньги в неограниченном количестве. Однако, можно ли назвать богатым человека, который тратит на свой бизнес 12-18 часов в день? И пусть он зарабатывает достаточное количество денег, однако, он не может оставить дела без ущерба для своего кошелька.

А теперь давайте представим, что у человека нет ни денег, ни материальных сил. Однако, у него есть способность сочинять стихи подобно Лермонтову, рисовать картины сродни Репину или писать музыку подобно Бетховену. Можно ли считать знания и умения человека ценностями?

Я думаю, что можно, потому что он может в любой день получить за свой талант, за свои познания порядочную сумму денег. Только в этом случае эти ценности являются нематериальными.
Получается, что формулировка богатства должна звучать уже по-другому: «Богатство – это материальные и нематериальные ценности, а также деньги, на которые эти ценности можно выменять.»

Есть такой парадокс под названием «золото Колумба». После колонизации Америки в Испанию завезли огромное количество золота. Согласно нашим понятиям богатства, Испания после этого должна была стать более богатой страной. А она после ввоза золота оказалась нищей окраиной Европы. Что-то здесь не вяжется.

Скорее всего имеет место отсутствие пропорции между деньгами и товарами. Значит формулировку богатства опять нужно поменять. «Богатство» это материальные и нематериальные ценности, находящиеся в нужной пропорции к деньгам, на которые эти ценности можно выменять.»

По мнению Роберта Кийосаки, это вовсе не деньги, а время! Это время, которое Вы можете прожить в свое удовольствие, не работая.

Обратимся к морфологии: в слове БОГ АТСТВО главная корневая основа – БОГ .
Древнеславянский корень БОГЪ означает “наделяющий богатством” , “дарующий благополучие” .
Индоевропейское происхождение говорит о том же: bhaga - “благосостояние” , “счастье” , а также “наделяющий” , “дарующий” .

Изучая этот вопрос, пришла к мнению, что “богатство” можно отождествить с понятием “счастье”.

У каждого человека свое счастье. Для кого-то счастье- это здоровье, для кого-то- их дети, семья, для кого-то определенные возможности, кому-то для полного счастья не хватает материального благополучия…. И только тот человек, который счастлив (и пусть он счастлив по-своему)- безмерно богат.

Это мои мысли и наблюдения. Очень интересны мнения читателей на этот счет. Буду рада Вашим комментариям.

До встречи в следующих статьях.