Свадьба – это хорошо поставленный спектакль.

Сватовство

Когда предложение невесте ты красиво сделал в подходящей обстановке, нужно засылать сватов к ее родителям. Это старинный славянский обычай, который может быть очень интересным. И главные в этом обряде - роли свахи и свата . Что и как им полагается делать?

Традиционно считается, что сваты – главные в организации свадьбы. Именно они заботятся о том, чтобы подготовка к свадьбе и сама свадьба проходили по всем правилам. Словом, свадьба начинается благодаря их действиям и приготовлениям!

Перед самим началом сватовства в дом родителей невесты отправлялись сваты. Там они добывали разрешение на визит с целью сватовства. И только теперь начинается сам процесс сватовства.

Главное – хороший пиар

заключается в том, что он должен, как говорится, хорошенько распиарить жениха перед родственниками невесты. Сват рассказывает, чем хорош жених, как он сможет заботиться о будущей жене, почему ей с ним будет лучше, чем под крылышком родителей.


По народным обычаям отправляться в дом невесты можно только после захода солнца. А перед тем в доме жениха бурлят приготовления. В старину там нужно было обвязать печную трубу. Это гарантирует привязанность невесты. Жаль, что в наше время большнство женихов не смогут провести такой многообещающий ритуал за неимением печных труб. Хотя, возможно, их смогут заменить какие-то более современные атрибуты обогрева. Также можно обвязать ножки стола кушаком (поясом). Это предвещает удачное празднование свадьбы.

Кто-то из сватов перед выездом должен прочитать свадебный заговор трижды. Читается он на коленях перед иконами.

В доме невесты

Сваты должны заходить в дом первыми, причем очень быстро. Если исполнить эту примету, родители быстро согласятся отдать невесту за молодого. К тому же сваха должна на входе топнуть пяткой о порог. Это гарантирует, что невеста не откажет. Потом сваты провозглашают речь. Согласно традициям, это нужно делать прямо у дверей. Речь начинается словами: «У вас – товар, у нас – купец…».

Потом сваты должны вручить родителям невесты праздничный хлеб, завернутый в рушник.

Если же сваты с первого раза получают отказ, их это не должно расстраивать. По правилам они могут прийти еще два раза, ведь не пристало хорошую девушку сразу «продавать» первым попавшимся сватам.

В случае положительного ответа сваты преподносят дары невесте и ее родителям.


Рушник и каравай

К сватовству также надо хорошо подготовиться. Потому что сваты должны преподносить много даров и ко столу, и к самой свадьбе. Итак, что нужно принести с собой?

  1. Рушник. Сваха перед сватовством должна обвязать руку рушником. Потом он пригодится молодым и на свадьбе.
  2. Праздничный хлеб. После положительного ответа родителей его ставят в центр стола. Важно, чтобы хлеб съели весь в этот вечер.
  3. Алкогольные напитки для праздничного ужина, а также разнообразные закуски.
  4. Подарок для невесты. Как правило, это что-то из драгоценностей.
  5. Подарки родителям невесты.
  6. А также росток плодового деревца. Он символизирует будущего первенца.

    Выкуп невесты - это традиционное свадебное действо, которое разыгрывается в доме невесты, когда жених приезжает за ней. Суть его такова: Жених со своей свитой (дружок, сваты жениха, друзья и родственники жениха) подъезжает к дому невесты. У калитки (или у подъезда, если невеста живёт в многоэтажном доме) их встречают подруги, друзья и родственники невесты во главе со сватами невесты и не дают возможности войти. Чтобы пройти к невесте, жених должен проявить настойчивость, преодолеть все препятствия, заплатить дань, доказывая свои твёрдые, серьёзные намеренья.
    Для проведения выкупа вовсе не обязательно приглашать ведущего. С этой задачей легко справятся сваты, если воспользуются сценарием выкупа, который мы предлагаем. Составляя этот сценарий, мы старались как можно ближе придерживаться народных традиций, но кроме фольклора использовались ещё и материалы книг.
Сценарий выкупа невесты.

    Жених со своей свитой (дружок, сваты жениха, друзья и родственники жениха) подъезжает к дому невесты. У калитки (или у подъезда, если невеста живёт в многоэтажном доме) их встречают подруги, друзья и родственники невесты во главе со сватами невесты.

Перед женихом лежат три следа, вырезанные из плотной бумаги или картона, на которых с обратной стороны написано: по расчёту, по нужде, по любви. Если жених выбрал первое или второе, то сваха говорит:

Жених берет последний след, на котором написано "По любви". Звучат аплодисменты.


Сваха невесты.

Ты сумел отгадать!
Сумей теперь побольше дать!

За невестино платье нарядное
Подавай нам вино виноградное.

За невестину улыбку
Шоколада дай нам плитку.

За невестин звонкий смех
Дай конфет ты нам на всех.

За невестин нежный взгляд
Подавай нам виноград.


Сват невесты.

За невестину походку
Подавай бутылку водки.

Младшие братья, сестры, племянники и племянницы невесты.

За невестин Каблучок
По сто рублей в кулачёк.

Сваха невесты.

За невестину нежную шейку
Насыпай рубли и копейки!

За невестину красу
Танцуй жених нам на тазу!


Жених танцует под аплодисменты зрителей. Далее все проходят во двор и идут к входной двери в дом (заходят в подъезд, поднимаются к квартире). У входной двери стоят две подруги невесты.

Дают жениху глиняный кувшин. В кувшине лежит ключ от двери и налит сок, компот, или просто вода. Жених и его друзья выпивают воду и достают ключ, открывают дверь под аплодисменты зрителей. Когда дверь открыли, все видят в прихожей ещё двух подруг невесты. На полу дорожкой выложены разноцветные сердечки из цветной бумаги до самой невесты.

Дружок поднимает сердечки, даёт их жениху. Жених произносит ласковые слова. Подруги требуют, чтобы он говорил громче, чтобы невеста слышала. И вот жених подошёл к невесте, последнее слово - "любимая". Он целует её в щёчку (до регистрации молодые в губы не целуются) и дарит ей букет. Невеста прикалывает жениху белый свадебный цветочек, тем самым объявляет, что этот парень её жених. Дружка прикалывает белый свадебный цветочек дружку. Все четверо садятся за стол таким образом, что невеста располагается по правую руку жениха, по левую - дружок, по правую руку невесты - дружка. К столу, за которым сидят жених, невеста, дружок и дружка, подходит сваха невесты и выкладывает всё, что она собрала на входе.

Сваха бросает монеты в пустой стакан по одной, чтобы они звенели.

Сваха невесты.

Слышите! "Цок"

Молодые целуются.


Сваха невесты.

И "чмок" - значит, будет сынок. И опять "цок"!

Молодые целуются.


Сваха невесты.

И снова "чмок" - значит, будет еще сынок! А вот, слышите, "дзынь"?

Молодые целуются.


Сваха невесты.

А вот и "чмок" - значит темной ночкой, будет дочка!

Так восемь - десять раз. Потом сваха высыпает оставшиеся монеты в стакан и, звеня ими, говорит:

Далее можно включить негромко музыку на 10-15 минут, пока родители невесты угощают всех присутствующих. После этого сваты невесты выводят молодых к машине. Невеста, так же, как и за столом, располагается по отношению к жениху справа. За молодыми идут родители невесты, дружок с дружкой, а потом все гости. На улице мама невесты обсыпает молодых содержимым сита: конфетами, хмелем, монетами, орехами, рожью, пшеницей. При этом приговаривает: "Сыплю на вас рожь, чтоб ваш род был хорош, сыплю пшеницей ярой, чтобы славной были парой, сыплю орех лесной, чтоб жили крепкой семьёй, сыплю на вас конфетки, чтоб у вас родились детки, сыплю монеты медные, чтобы не были бедные, сыплю хмель золотой, чтоб беда обходила вас стороной".

Литература.

Зайцева О.В., КарповаЕ.В. Встретим праздник весело.
Новиков С. Свадьба.
Степанов М. Народные праздники на Святой Руси.

все записи автора

Свадьба – это не просто торжество. Это одно из самых важных событий в жизни, причем не только для молодоженов, но и для родителей. Наверное, превосходит по значимости только встреча жены и ребенка из роддома.

Однако для того, чтобы свадьба запомнилась абсолютно всем, начиная от жениха и невесты и заканчивая родственниками и друзьями с обеих сторон, необходимо достаточно потрудиться и продумать все до мелочей. Свадьба должна стать настоящим театральным представлением, где у каждого своя роль, причем тщательно отрепетированная.

Рассмотрим основные роли.

1. Сваты.

Как учит нас традиция, на роль сватов необходимо приглашать мужчину и женщину, которым не менее сорока лет, причем их не должны связывать супружеские узы. В отдельности же сваты должны иметь семью и детей. Хорошим вариантом будет выбор крестных жениха и невесты, поскольку для молодых это люди не посторонние. Также традиционно считается, что сваты наделяют жениха и невесту особой энергетической силой, поэтому они должны быть с хорошим настроением, позитивные и не обремененные большим количеством проблем. Многие также говорят о том, что на роль сватов лучше приглашать достаточно состоятельных людей. И дело здесь совсем не в каких-либо побочных мотивах, а все в той же энергетике. Считается, что если молодых передают из рук тех, кто крепко стоит на ногах, то в дальнейшем их ожидает безбедная жизнь. Более того, сват должен обладать веселым нравом, уметь развлечь и обаять гостей. Чаще всего вопросом выбора сватов занимаются родители жениха. Если среди близких родственников подходящих кандидатур не находится, можно пригласить кого-либо из друзей семьи. Многие приглашают свата со стороны жениха, а сватью со стороны невесты, это тоже считается правильным. Сват должен позаботиться о том, чтобы все родственники между собой были знакомы. Сватья отвечает за стол. Вдруг молодожены захотят вместе с гостями выйти на природу, а там нужно будет организовать отдельный стол. По традиции во время свадьбы невеста должна преподнести сватам подарки. Главное, что необходимо помнить! В роли сватов не могут выступать те, кто когда-либо принимал непосредственное участие в похоронах. Что имеется в виду: омовение покойного, несение гроба.

2. Почетная роль свидетелей.

Свидетели со стороны жениха и невесты на свадебном представлении не просто гости. У них особая роль. По-другому эту парочку называют правой рукой молодых и левой рукой тамады . Свидетели не на празднике, а на работе, поэтому к их выбору молодым необходимо подойти со всей ответственностью. Молодые люди, выбранные на роль свидетелей, должны гармонично подходить друг к другу, они, как жених и невеста, находятся на свадьбе в центре внимания. Это должны быть молодые, свободные от брачных уз и никогда не состоящие ранее в браке люди. Они также не должны иметь детей. На свадебной церемонии их место определено – возле молодоженов. Свидетель занимает положение по правую сторону от жениха, свидетельница – по левую сторону от невесты. Все, что преподносят гости молодым, принимают свидетели. Нечто уроненное женихом или невестой также поднимается свидетелями. Это старинный обычай, который говорит о том, что ничего «испорченного» не должно попасть в руки молодоженов. Свидетельница принимает непосредственное участие в выкупе невесты, свидетель поддерживает жениха, участвует вместе с ним во всех конкурсах . Свидетельница еще помогает невесте облачиться в свадебный наряд.

3. Роль посаженных родителей.

Случается, что у кого-то из молодых нет отца или матери. Тогда для исполнения данных ролей приглашаются посаженные родители. Безусловно, это должны быть близкие для жениха или невесты люди. Ими могут быть крестные родители, это, конечно, наилучший вариант. Крестные родители еще принимают участие в особой традиции – это разделение каравая, причем не торта. Ведь именно каравай является символом будущей счастливой жизни.

Сейчас многие считают старинные традиции пережитком прошлого. Но стоит все-таки задуматься над необходимостью соблюдения обычаев. Народные приметы несут в себе много жизненного опыта.

Традиция выкупа невесты досталась нам от языческих племен, населявших территорию современной России. Наши далекие предки не затрудняли себя долгими ухаживаниями за понравившейся девушкой. Чтобы обзавестись женой, мужчина, собрав товарищей в помощь, ехал в соседнее селение и похищал девушку. Если «операция» срывалась и соплеменники невесты давали достойный отпор похитителям, жених, чтобы задобрить их, приносил богатые дары. Переговоры вели старейшины племени, и если достигалось согласие, дары принимались, а девушка становилась женой претендента.

Со временем похищения происходили все реже, женихи предпочитали вносить выкуп за невесту. Улучшение экономического положения племен тоже сыграло свою роль. У людей стало появляться больше имущества, начиналось расслоение общества. Семьи предпочитали взаимовыгодные брачные союзы, то есть родители подыскивали детям подходящую на их взгляд пару. Через посредников или лично они договаривались о браке, обсуждая все выгодные стороны предстоящего союза.

Девушка в хозяйстве – это прежде всего рабочие руки. Поэтому в качестве компенсации потери «рабочей силы» родственникам невесты полагался выкуп.

Жена из дома родителей переходила в семью мужа, соответственно, должна была в новой семье выполнять сельскохозяйственные работы и хлопотать по дому. Дети тоже принадлежали семье мужа. Традиционно семья в старину состояла из нескольких поколений. Молодые супруги, живущие в отдельном доме и ведущие отдельное хозяйство, встречались довольно редко. Обычно этому способствовали какие-то нестандартные ситуации (переселение в чужие края, конфликт с родственниками).

В Греции с давних времен существует практика передачи дома по женской линии. А на островах Фера, Парос и Тинос эта традиция закреплена законодательно. Обычно земля в семье передается старшему сыну в семье, а дом – старшей дочери. Часто перед свадьбой родители специально покупали дочери дом. По традиции греческий юноша не мог жениться, пока родители не выдадут замуж всех его сестер. Особенно это относилось к старшим братьям в семье.

Сейчас выкуп невесты проходит как символический обряд. Несмотря на свои архаичные корни, обряд в разных регионах имеет свои особенности. Главное, чтобы все проходило азартно и весело.

К выкупу невесты готовятся обе стороны. Подруги и родня невесты заранее готовят «препоны» и всевозможные задания жениху. Сторона жениха запасается всевозможным «выкупом». В ход идут сласти, водка, закуски, деньги разного достоинства. В последнее время как шуточный вариант используются напечатанные на ксероксе купюры.

Желательно рассчитать время, которое уйдет на весь обряд в целом, включая дорогу. Затянувшийся выкуп невесты чреват опозданием в ЗАГС. Когда все плакаты развешаны и комнаты украшены, можно заняться подготовкой стола для торга. Стол накрывают красивой скатертью, желательно с вышивкой. Расставляют чистые тарелки, бокалы и рюмки. Из блюд лучше всего подойдут холодные закуски, сласти и фрукты, а также спиртные и безалкогольные напитки.

Невеста усаживается за стол, справа от нее свидетельница, слева – «продавец». Обычно эту роль выполняет холостой родственник невесты. Возле него ставится пустое блюдо. Именно в него будут класть выкуп. «Продавец» должен помнить, что деньги можно брать в руки, только когда торг закончен. Задача продающей стороны – взять с жениха денег побольше. А покупающие отчаянно торгуются. Впрочем, о максимальной сумме стороны обычно договариваются заранее.

В Далмации и Хорватии до сих пор существует обычай подмены невесты в день свадьбы. Сначала жениху предлагают переодетого мужчину, потом – пожилую женщину, потом – ребенка, переодетого в невесту, и даже наряженную куклу. Все это сопровождается шутками и весельем. Жених при этом отказывается от каждой из «невест», но, по обычаю, платит символический выкуп за каждую подмену. И только после долгих препирательств и разыгрывания шутливых сценок подружки наконец, выводят настоящую невесту. За нее жениху приходится платить значительно больший выкуп.

Торги начинаются обычно со всевозможных присказок, нахваливающих невесту. Например: «Наша невеста – из сладкого теста, статью хороша, личиком бела, ручки – золотые, плечики – литые, походка – павлинья, а речь – соловьиная, брови – на тысячу, а взгляд – на миллион! Ну-ка, мужняя родня, торгуйтесь – не ленитесь, платите – не скупитесь».

«Покупатели» обычно тоже отвечают расхваливанием жениха. Возможны и шуточные угрозы, например: «Мы в соседний дом пойдем, там невестушку найдем». Если «продавцов» не устраивает размер выкупа, можно выставить в шутку «ложную» невесту. Это могут быть и старая бабушка, и переодетый мужчина. «Ложную» невесту одевают как можно смешнее, на голове у нее белая фата. Таким образом стороне жениха намекают, что нужно увеличить сумму выкупа.

Но даже если настоящая невеста и «продана», это может быть и еще не конец торга. Подруги невесты могут заранее спрятать ее туфельки. И тогда торг приобретает новый оборот. «Продавец» выставляет новый «ультиматум»:

(Имя) почти твоя!
Но без туфелек она.
В ЗАГС невесту поведешь,
Когда туфли заберешь.
Ты за каждый каблучок,
Положи-ка пятачок!

После завершения торга «продавец» уступает место жениху. Далее обе стороны угощаются за накрытым столом. В честь молодых сват или свидетель произносит тост. На угощение обычно отводится не более 20 мин.

С давних времен осталась традиция благословлять молодых перед выходом из дома. Гости покидают комнату, остаются лишь молодая пара и родители невесты. На пол стелют покрывало, молодые становятся на колени. Кто-то один из родителей или оба держат в руках образ. Жених с невестой должны приложиться к иконе, а родители благословляют их, желают счастливой семейной жизни. В некоторых семьях существует традиция, когда перед выходом из дома мать передает невесте какую-нибудь вещь, которая является семейной реликвией. Обычно это иконка или ладанка. Эта вещь призвана быть оберегом, и передают ее по женской линии. Желательно, чтобы реликвия была с невестой во время церемонии бракосочетания. Мать передает дочери оберег наедине и завещает хранить его. Но существуют и более динамичные обряды выкупа. Жениха встречают у порога и начинают чинить всевозможные препятствия при входе в дом. Ему загадывают всевозможные загадки и задают задачки. Например, он должен отгадать отпечаток губ суженой или говорить комплименты невесте на каждой ступеньке. Невеста между тем прячется где-то в доме.

Жених должен преодолеть несколько препятствий-дверей. За подсказку подружки невесты требуют выкуп. Можно по всему дому оставить записки-подсказки, в них пишется, где жениху искать невесту. Записки пишут в шутливой форме. Также можно спрятать в доме «ложную» невесту. Переодетый человек прячется где-то в комнате, и сторона невесты старается, чтобы жених нашел именно эту «невесту». Подобный сценарий обычно вызывает много положительных эмоций как у гостей, так и у молодоженов.

На Апеннинском полуострове практика умыкания невест существовала вплоть до XX века. Прибегали к этому обычно пары, родители которых были против их выбора. Умыкание превращалось в инсценировку, организованную однако по традиционным нормам. Жених при помощи друзей устраивал похищение девушки из отчего дома или подстерегал ее на улице. После этого вся компания направлялась в церковь, где предупрежденный священник и венчал пару. Родителям оставалось лишь смирится со свершившимся фактом.

В некоторых южных регионах России жених старается проникнуть в окно к невесте. При этом задача его друзей и родственников – отвлекать сторону невесты. Обычно подобное действо происходит в сельской местности. В окно многоэтажного дома забраться сможет разве что альпинист. В сельском доме разыграть подобные сцены намного проще. Иногда перед окнами дома невесты происходят настоящие шуточные баталии. Подругам невесты дозволяется даже обливать водой друзей жениха, но не его самого. Иногда в ход идут и мягкие фрукты. Главное, чтобы все обходилось без членовредительства. После подобного «сражения» его участники переодеваются в заранее приготовленную одежду и все вместе едут в ЗАГС.

Вариантов обряда выкупа существует множество, но в каждом городе или деревне свои традиции. Жених с невестой обычно заранее договариваются, как все будет проходить. Главное, чтобы этот обряд прошел весело и запомнился всем участникам. В старину на Руси обряд выкупа проходил очень живописно. Наши прадеды венчались обычно вечером. С утра начиналась предсвадебная подготовка. Пока молодые наряжались, родственники готовили все необходимое для предстоящего события.

Невеста, уже готовая к венцу, садилась в святой угол под иконами на мех или вывернутую шубу. Компанию ей составляли подружки, которые развлекали ее свадебными песнями. Перед самым приездом жениха невесту умывали вином, крестная мать давала ей последние наставления.

Наши предки большое значение придавали погоде в день свадьбы:

– если день солнечный и теплый, то жить молодые будут в любви и согласии, но небогато;

– дождь или снег в день свадьбы – хорошая примета, быть в семье достатку и благополучию;

– метель или ветер с изморосью считались нехорошим предзнаменованием – богатство все выдует;

– пасмурная, но тихая погода – будет всего в меру, и достатка, и трудностей, жизнь будет ровная.

Жених у себя дома одевался при помощи крестных родителей, а его родственники готовили свадебный поезд. Когда все было готово, родители благословляли сына и наделяли его деньгами. Между тем у свата и свахи в этот момент были свои роли. Сваха в вывернутой наизнанку шубе ходила по двору и осыпала весь свадебный поезд овсом и хмелем. Сват не отставал от нее и в свою очередь обрызгивал лошадей и повозки брагой. Весь этот ритуал служил для отпугивания злых сил от поезда жениха.

После завершения этих действий поезд выезжал со двора. Впереди ехал жених, за ним остальные поезжане. Кроме жениха, за невестой отправлялись сваты, дружка (свидетель), родственники и друзья жениха. При желании мог примкнуть к свадебному поезду и его отец. Мать же всегда оставалась дома и готовилась к встрече новобрачных.

Поезд жениха у дома невесты уже ждали. К воротам выходили родственники невесты во главе с ее отцом. На крыльце поджидали подружки новобрачной. Иногда поезжан встречали приветственной свадебной песней.

Поезд останавливался у ворот, и первым из повозки выходил дружка. Он расчищал повозке жениха дорогу к дому. И здесь не обходилось без магических действий: дружка останавливался у двери и бил кнутовищем сначала по притолоке, потом по порогу и по косякам двери. По поверью, это защищало от возможной порчи. И только потом, осеняя себя крестом, дружка входил в избу. Далее ему следовало поклониться родным невесты и начинать переговоры о выкупе.

В Польше еще в начале XX века существовал обычай прощания с хлебом. Невеста, перед тем как ехать с женихом под венец, должна была прощаться с домом родителей и с каждой вещью в нем. Начинался обряд с того, что на углы стола ставили четыре буханки хлеба, обычно украшенные калиной. Невеста должна была поцеловать каждый из хлебов, попрощаться со столом, сказать благодарственные слова дому, в котором она выросла. Постепенно она переходила к другим вещам домашнего обихода, каждую вещь благодарила и просила у нее прощения, если вдруг плохо обращалась с ней.

Свою речь дружка, как правило, начинал иносказательно. В некоторых местностях разговор начинался с того, что дружка говорил: «Потеряли мы ярочку (телочку), вот теперь ездим ищем ее. А у вас ее, случаем, нет?» Брат или отец невесты отвечал на это: «Есть у нас в доме одна ярочка. Да только ваша ли она?» Постепенно разговор переходил к сути выкупа.

Иногда поезжан встречали не так гостеприимно. Ворота в дом невесты оказывались закрытыми, и приехавшие были вынуждены стучать в них дубинками, кнутами и чем придется. Однако сторона невесты не торопилась их пускать во двор. Тогда на переговоры отправлялся один дружка. Для этого ему приходилось перебираться через забор или подходить к окну дома. Дружке задавали вопрос: «На загадки согласен аль на золоту казну (на выкуп)?» Но при этом жениху приходилось и загадки отгадывать, и выкуп платить.

После того как обе стороны приходили к компромиссу, жениха и дружку впускали в дом. Они в свою очередь должны были преподнести родне невесты вино, пироги, сласти. К тому же, прежде чем пригласить сторону жениха за стол, дружка должен был выкупить места для всех. И только когда заканчивались все расчеты, к гостям в сопровождении подруг выходила невеста. Отец подводил ее к жениху со словами: «Береги, не обижай дочь нашу, а если не знает чего, добром учи».

После этого происходило небольшое застолье. Сваты и дружка произносили тосты за будущую семью и благополучие молодых. Перед самым отъездом родители в последний раз благословляли дочь. И молодые, помолившись перед образами, направлялись в церковь.

До церкви жених с невестой ехали отдельно. Невеста вместе с подружкой или сестрой ехала в повозке, жених – верхом на коне, но держался рядом с повозкой невесты. В пути строго следили, чтобы никто не прошел и не проехал между молодыми.

Впрочем, в некоторых районах новобрачные ехали церковь в одной повозке, но после венчания каждый возвращался к себе домой. И лишь вечером жених снова приезжал за невестой и приглашал всех на свадебный пир.

В центральных регионах России молодые приезжали в церковь каждый сам по себе. Невеста старалась добраться до места как можно незаметнее. Она ехала в повозке одна, в сопровождении лишь кучера – возницы. Жених, наоборот, подъезжал к церкви с шумом, звоном. Его торжественный поезд украшался бубенцами и колокольчиками. Вместе молодые сходились перед самым венчанием. Отдельно к церкви приезжали родные и подруги невесты.

Если рассматривать свадьбу , как единое целое, то ее можно сравнить с хорошо поставленным спектаклем, где есть «декорации», герои, сюжет и зрители. Чтобы все прошло гладко, родители молодых, как режиссеры-постановщики, продумывают сценарий. Но и у других действующих лиц есть обязанности…

ЧТО ЗА ПАРА – СВАТ И СВАТЬЯ!

По народному обычаю сваты должны быть не моложе сорока лет, состоящие в браке (но не муж и жена) и имеющие детей. Сват – со стороны жениха, сватья – со стороны невесты. Желательно, чтобы это были состоятельные люди и не из-за меркантильного интереса (мол, такие больше подарят). Дело в том, что все непосредственные участники свадебного торжества (особенно сваты и свидетели) словно передают молодым часть своей энергетики. Если энергетика омрачена бытовыми или финансовыми проблемами, проблемой со здоровьем, личной жизнью (например, когда один из сватов в разводе или несчастлив в браке), то часть негатива непроизвольно передается молодоженам.

В обязанность сватов входит: следить за порядком и правильностью проведения всех обрядов и традиций; знакомить между собой гостей со стороны молодой и молодого; следить за ходом свадьбы в ресторане (развлекать гостей, поднимать тосты). Все виды выкупа (кроме выкупа невесты) – например, с соседями – проводит сват. На долю сватьи достаются хлопоты по организации легких фуршетов на лоне природы – если молодые захотят выпить шампанское в парке или на берегу реки.

Запомните! Тот, кто однажды принимал участие в важнейших ритуалах похоронного обряда (омывал и одевал покойного, нес гроб и т.д.) не может быть ключевой фигурой на свадьбе – сватом или свахой.

СВИДЕТЕЛИ – АНГЕЛЫ-ХРАНИТЕЛИ МОЛОДЫХ

В свидетели выбирают молодых людей, не состоящих в браке и не имеющих детей. На протяжении всей свадьбы они должны быть рядом с молодыми: свидетель – справа от жениха, свидетельница – слева от невесты. За столом они сидят рядом по левую сторону от молодоженов (по правую сторону – сваты).

Запомните – все букеты, подарки и другие предметы первыми должны брать свидетели, и лишь потом передавать их молодым. Заведено это исстари – чтобы никто из недоброжелателей не передал напрямую жениху или невесте «сглаз» или «порчу». И только свидетели могут поднять любую вещь, которую уронит невеста или жених.

В обязанности свидетельницы входит: помочь невесте надеть фату; проводить выкуп; организовать игры во время застолья. Свидетель должен: торговаться во время выкупа невесты; следить за порядком в «дружине».

ПОСАЖЕННЫЕ РОДИТЕЛИ

Если у кого-то из молодых нет отца или матери, их могут заменить «посаженные» родители – крестные, один из представителей семьи или лучший друг семьи. В любом случае на торжестве должен быть «полный комплект» родственников. По народному поверью «одиночки» из числа главных героев несут за собой негативные установки.

Именно крестным родителям по народному обряду доверена подготовка и деление свадебного каравая (не путать со свадебным тортом!) – символа семейного счастья и благополучия.

ВСЕ ПОДРУЖКИ ПО ПАРАМ…

Если девушка «засиделась в девках», то она может изменить свое положение, если станет крестной незаконнорожденного ребенка – мальчика. Как только ребенок начнет ходить, она выйдет замуж.

НАРОДНАЯ ПРИМЕТА НА БУДУЩЕЕ

Близнецов или двойняшек крестят в разные дни и каждому выбирают свою пару крестных родителей. Первым из двойни крестят того, кто родился раньше. Через две недели можно крестить второго. Если же детей крестили в один день, следует заказать в трех церквях службу о здравии.